Вмале, и к тому не видите Мене, и паки вмале, и узрите Мене
В каком чудном величии является Господь Иисус, беседующий с скорбными учениками Своими! Слушая слова Его, многого не понимали они тогда. Когда же все слова Его исполнились со всею точностию, в какой восторг должны были приходить сердца учеников каждый раз, когда только представляли себе все, что говорил возлюбленный Учитель при разлуке Его с ними. С какою точностию предсказал Он им ненависть развратного мира к ним, явление Духа Утешителя, Его действия в отношении к миру, Его действия в отношении к ним самим. Он изобразил все это так, как очевидец событий, которые, однако, стояли в отдаленной, незримой для людей, будущности. И вот с такою же точностию изображает Он ученикам Своим близкую смерть Свою и скорое воскресение, скорби учеников и следующую за ними радость, радость верную и неизменную. Сколько света, сколько радости в словах Сладчайшего для искренней веры!
Вмале, и к тому не видите Мене, и паки вмале, и узрите Мене; яко иду ко Отцу (Ин.16:16).
«Немного времени, и вы не увидите Меня»: это значит, что скоро наступит время Его страданий и смерти. «Немного времени, и вы увидите Меня»: этим указывается, что скоро за смертию последует воскресение Его, когда они увидят Его. «Поскольку Я иду ко Отцу»: восход ко Отцу для принятия славы за крестные подвиги объясняет собою как нужду крестной смерти, так и воскресение Его. Так объясняли слова Спасителя, непонятые тогда учениками (Ин.16:17–18), св. Златоуст, Кирилл Александрийский, Аммоний, Леонтий, озаряемые светом событий. И такое объяснение согласно: а) с предсказанием Спасителя о том, что Апостолы скоро увидят Его, по воскресении Его (Ин. 14:19); б) согласно с объяснением, какое дает Он после того словам Своим (Ин.16:20–22); в) объяснение сие подтверждается и самим положением учеников. Во время страданий и смерти Спасителя они не видели Его телесными очами, и душевный взор их до того помрачался смущениями и сомнениями, что они как бы теряли из виду Христа и Господа своего. Это ясно высказывали эммаусские путники Самому воскресшему Спасителю (Лк. 24:17–45).
Реша же от ученик Его к себе: что есть сие, еже глаголет: вмале, и не увидите Мене... Не вемы, что глаголет? (Ин.16:17–18).
Если бы ученики твердо содержали в уме, что говорил им пред тем Господь о Своем восходе и возвращении к Богу-Отцу, то cлoвa Его не казались бы им темными. Но несмотря на то, что Спаситель так ясно говорил им о близкой Своей смерти, им все еще приходило на мысль, что не умрет Он позорною смертию, а с тем вместе забывали и предсказание Его о Его воскресении. «Если увидим Тебя, говорят: то куда идешь? Если идешь, то как увидим Тебя?». И это-то предубеждение иудейское о видимой славе Его мешало им теперь понять слова Спасителя? Ах! как многие предметы веры, многие правила жизни евангельской кажутся нам то не ясными, то не убедительными оттого только, что наши страсти помрачают взор наш на них! Как много сомнений и затруднений решает детская простота сердца и ума!
Разуме же Иисус, яко хотяху Его вопрошати... рече: аминь, аминь глаголю вам, яко восплачетеся и возрыдаете вы, а мир возрадуется: вы же печальни будете, но печаль ваша в радость будет (Ин.16:19–20).
Спаситель видел сердца учеников Своих без их слов. Евангелист еще задолго пред тем заметил, что Иисус не имел нужды, чтобы сказывали Ему, что у кого лежит на сердце – Он видел все (Ин. 2:25). Теперь Господь Иисус, несмотря на то, что ученики не говорили Ему о недоумениях своих, повторяет в точном виде слова, казавшиеся им непонятными, и этим повторением дает им видеть и то, что слова Его просты, не заключают в себе ничего непонятного. В пояснение как слов Своих, так и наступающей будущности изображает Он радость, какую они будут иметь после дней скорби. – Восплачетеся и возрыдаете вы: это есть обыкновенное изображение скорби по усопшем (Лк. 7:32; Мф. 2:18; 2Цар. 1:17, 3:32–33; 2Пар. 35:25; Иер. 22:10). Следовательно, Спаситель дает видеть, что страдания Его окончатся смертию. Вы же печальни будете – печалию глубокою. Об этой печали еще задолго пред тем предсказывал Спаситель, когда говорил о друзьях жениха: егда отымется от них жених, тогда постятся (Мф. 9:15). Предсказания Спасителя исполнились со всею точностию. Ученики Его до того скорбели во время крестных страданий Его, что теряли надежду на спасение Израиля (Лк. 20:17–21; Мк. 16:10–11). Матерь Его стояла пред крестом с оружием в сердце (Лк. 2:34–35; Ин.19:25); Магдалина плакала (Ин. 20:11). А мир возрадуется. И это исполнилось. Мир иудейский, особенно же Синедрион, торжествовал, когда Иисус Христос висел на кресте и умер: он думал, что достиг своей цели совершенно, испросив смерть Праведнику (Мф. 27:39–65; Марк. 15:29; Лк. 23:45). Но печаль ваша в радость будет. – Подобно тому, как печаль Израиля, осужденного на истребление гордым Аманом, скоро обратилась в радость, и печаль учеников тем же кончится. Спаситель предуказывал, что Он возвратится к жизни, на радость нового Израиля.
Жена, егда раждает, скорбь имать... (Ин.16:21).
Времена и лета, которые назначаются Правителем мира для исправления людей, в св. Писании нередко сравниваются с временем страданий рождающей жены (Ис. 21:3, 26:17, 66:7–8; Ос. 13:13; Иер. 4:31, 6:24, 22:23; 4Цар. 19:3). В таком виде изображает Спаситель и учеников во время крестной смерти Его. И вы же печаль убо имате ныне, говорит Он в объяснение предложенного образа. «Не дивитесь, – говорит, – что сею печалию веду вас к полезному, когда и мать становится материю чрез скорбь». Пасха страданий Христовых была для учеников временем тяжких скорбей (Мк. 16:10). Но эти скорби были скорбями очистительными. Можно сказать, что эти дни скорбей во многом изменили Апостолов к лучшему. И их касался глас Спасителя: не плачитеся о Мне, обаче себе плачите (Лк. 23:28). Торжество мира, злодейства показывало им, чтó значат радости мира, что значат надежды его, чтó значат мечты его о земном величии Мессии. Время скорбей давало им свободу глубже посмотреть в свои сердца и не раз допрашивать самих себя, не за их ли грехи, не за их ли не всегда достойное обращение с великим Посланником Божиим отнят Он у них. С другой стороны, любовь их к возлюбленному Учителю страдала вместе с Ним, и муки, которыми терзали Его злодеи, возбуждали еще более любовь к дивному Праведнику, Которого лишались.
Паки же узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никто же возмет от вас (Ин.16:22).
Любящий Господь говорит скорбным ученикам, что не только не останется Он во власти смерти, но будет живительным деятелем для них. Если бы Он имел в виду только первое, то надлежало бы сказать: вы увидите Меня живого и возрадуетесь. Но Он говорит: Я увижу вас, и возрадуется сердце ваше. Значит, как для мира вещественного живительный свет исходит из солнца, так свет душ и радость сердец исходят из очей Сына Божия, Иисуса Христа; Он, солнце мира духовного, дает свет и радость душам, по мере их приемлемости (Ин. 1:8). Он воскресший давал Себя видеть ученикам Своим и утверждал их веру многими явлениями Своими, тогда как другие не видели Его (Лк. 24:25; Ин. 20:17–25, 21:14–17; Деян. 10:40–41). Сообразно с постепенным озарением мысли и радость учеников Христовых росла и укоренялась в сердце постепенно, пока достигла до того, что ее уже ничто не могло изгнать из сердец их. В Пасху воскресения свет Воскресшего озарял их, и они радовались, видя Господа; но они тогда еще не со всею ясностию видели Его, мысли маловерия еще носились в их уме, и сердца их смущались страхом пред злобою иудеев (Мф. 28:8; Лк. 24:32–33, 41–43; Ин. 20:16–29). – При вознесении Его, когда в их глазах восшел Он на небо (Деян.1:9), надежды их утверждены были обетованием Господним. В день Пятидесятницы на их умы и сердца нисшел обещанный Господом Утешитель, и тогда-то радость до того проникла в сердца их, что никто не мог отнять ее у них. Сердца их ощущали тогда в самой глубине Своей радость. – Друзья мира! Отчего радость ваша так ненадежна, так изменчива? Оттого, что вам доставляют радость внешние предметы, сторонние обстоятельства, и они же отнимают ее при своей переменчивости, оттого, что радость ваша касается только внешнего человека, тогда как внутренний томится жаждою и скукой. Радость верующих сердец не зависит от внешних обстоятельств; их радость есть плод благоустроения всего человека, следствие возрождения духовной их природы. Оттого-то ни гонения иудейского мира, ни гонения языческого мира, ни голод, ни нищета, ни меч, ни огонь не в состоянии лишить их духовной радости (Рим. 8:35–39).
В той день Мене не воспросите ничесоже.
Тогда ни о чем «не будете спрашивать Меня». День не означает здесь тесного, определенного продолжения часов суточных, а показывает то время, когда радость учеников стала неотъемлемою собственностию их. До того времени они спрашивали Господа: камо идеши? И како можем путь ведети? Покажи нам Отца? И что есть, яко нам хощеши явитися, а не мирови? Что есть сие, еже глаголет: вмале, и не увидите Мене? (Ин. 14:5–8,22, 16:17–18). Даже и по воскресении Спасителя они спрашивали: Господи, аще в лето сие устрояеши царствие Израиля? (Деян. 1:6). Но когда нисшел на них Дух истины, Он открыл им истину в полном ее объеме, и после того уже никакое сомнение не тревожило сердец их, ни о чем не имели они нужды спрашивать.
Свет мыслей и радость сердец наших – Иисусе! Озаряй темные души наши живительным светом Твоим, да и в нас светит свет Твой, и да славится в нас Святое имя Твое. Аминь.