Проповеди на праздники:


Влияние ветхозаветной традиции на ап. Павла

В жизни и апостольском служении Павла многое объясняется его раввинистическим воспитанием и эллинистической культурой. Влияние раввинистической школы лежит на его писаниях. Мало того, что и в Посланиях, и в речах, сохранённых в книге Деяний, он постоянно обосновывает истину христианского благовестия ссылками на Ветхий Завет. Очень часто аргументация его Посланий звучит для современного читателя чем-то непривычным и чуждым. Достаточно прочесть в Рим.9:6 и сл. ссылку на детей Авраама и Исаака и, особенно, в Гал.4:21–31 аллегорическое толкование двух сыновей Авраама. Европейскому читателю нашего времени это толкование ветхозаветной истории, которую ап. Павел обозначает общим понятием закона (Гал.4:21), представляется искусственным и потому совершенно неубедительным. Чтобы его принять, надо подходить к Ветхому Завету так, как подходил Павел. Методологический подход Павла не отличался от подхода других раввинов. Аллегорическое толкование ветхозаветного богослужебного строя проводится и в Послании к Евреям. В своё время будет показано, что, хотя ап. Павел и не был автором Евр. в том смысле, в каком ему принадлежат другие Послания, носящие его имя, он принимал ближайшее участие в его составлении, и Послание принадлежит к его направлению богословской мысли. Поэтому аллегорическое толкование Ветхого Завета в Евр., несмотря на некоторые особенности, которыми оно отличается, должно быть поставлено рядом с указанными примерами Рим., и Гал. Оно изобличает в Павле раввина.


Проповеди на праздники:

Наверх