Проповеди на праздники:


Влияние школы. Речь при освящении дома градовоскресенской церковно-приходской школы, выстроенной братьями Кухтериными.

Мы собрались, чтобы молитвенно испросить Божие благословение на это новоустроенное здание для церковно-приходской школы. Таковых школ в нашем городе немного. Преобладающее большинство существующих здесь школ по характеру своему принадлежит к разряду гражданских школ, состоящих вне церковного ведомства.

В недавнее время в обществе и органах печати снова происходили пререкания о том, каким школам справедливо отдать преимущество и потому какие из них более желательны: церковные или гражданские? Таковые пререкания, по-видимому, и доселе еще не вполне примирены.

Некоторые из интересующихся школьным вопросом задавали себе труд сделать сравнение школ разных ведомств. Для этого они сопоставляли между собой программы преподавания тех или других школ, учебники, рекомендованные для употребления, а также и образовательную оценку учителей как одних, так и других школ. К удивлению, такое сопоставление дало почти неожиданные выводы. Оказалось, что учебники в начальных школах разных ведомств почти одни и те же, в программах разности не много и даже образовательный ценз учащих почти одинаков. И однако же при сходстве и единстве всего этого школы часто оказывались резко отличающимися одна от другой по характеру своих питомцев.

В чем же тайна такого явления? Отчего почти при одних и тех же средствах выходят неодинаковые последствия?

В ответ на это справедливо некоторые говорят, что задача школы не в том состоит, чтобы только сообщить школьникам какие-либо новые воззрения на мир, и не в том, чтобы только преподать учащимся то или другое полезное знание по такой, а не по другой программе, при помощи учителей, имеющих известный аттестат, а в том, чтобы развить в них народное мировоззрение, и притом непременно в духе церковности. Только при этих условиях школа будет вполне народной, для народа излюбленной. А где этого нет, туда селянин наш неохотно отдает своих детей, боясь, чтобы там «не извелись».

В чем же состоит мировоззрение нашего народа? – Прежде всего в правой вере, а потом в жизни по вере, или в благочестии. Правую веру составляет православие, а благочестие заключает в себе: страх Божий, повиновение Церкви, любовь к царю и отечеству. Какая школа научает всему этому, та и есть народная, любая народу школа. Кто же способен научить не токмо правой, но и живой вере? Кто может научить благочестию? Только тот, кто сам обладает этим. Никто не может передать другому того, чего сам не имеет. Мертвая книга или программа не может научить живой вере; кто не имеет сам искреннего духа благочестия, тот не может научить этому других. Следовательно, для того чтобы сделать школу истинно народной, нужно прежде всего, чтобы заведующие, учащие и воспитывающие сами обладали качествами народного духа: живой и правой верой и искренним благочестием.

Во время наших поездок, встречая разного рода школы и питомцев разнообразных школ, мы примечали следующее явление. Там, где учитель и законоучитель единомысленны между собой и оба проникнуты духом церковности, и питомцы их носят тот же отпечаток церковности, какая бы ни была эта школа, церковная или гражданская. А там, где между учащими нет единства и они не проникнуты духом веры и искреннего благочестия, и школьники их также бывают чужды этого духа, хотя бы школа и была церковной: там остается только вид церковности, внешние признаки благочестия, но истинного благочестия нет.

Итак, для народной школы нужно, чтобы учащие сами стояли там, где стоит народ со своим мировоззрением, и притом были проникнуты духом церковности. Это – раз. Потом, для развития народного мировоззрения в духе церковности весьма важное значение имеют те книги, какие читают питомцы школ в своих домах, когда они приходят из школы; еще более имеет значение то, что читают подростки по выходе из школы и, наконец, что читают отцы и матери семейств. Добрая книга то же, что доброе семя, дурная – то же, что дурное семя среди пшеницы.

Поэтому, озабочиваясь распространением в народе грамотности, нужно не менее усиленно заботиться о распространении в народе добрых книг для чтения. В настоящее время, кажется, на это обращено особенное внимание. Повсюду проявляется усиленное желание просвещать народ через книги: заводятся народные библиотеки, народные чтения, производится усиленная продажа книг. Всему этому следовало бы, по-видимому, радоваться. Но горький урок шестидесятых годов заставляет опасливо задуматься: как бы не повторилось то, что тогда заставило закрыть некоторые школы и сделать строгий выбор учителей и учительниц, воспретив некоторым доступ в народные школы. Нужно быть весьма бдительными, чтобы среди пшеницы враг человек не посеял плевелы. Что такое эта пшеница, и что такое плевелы, и кто враг человек, мудрые уразумеют сами. Этим мы и закончим слово наше.

Проповеди на праздники:

Наверх