Влияние Ефесского центра
Влияние Ефесского центра, которое доказывается в конце третьего периода истории апостольского века последними писаниями ап. Павла, а в начале четвертого периода – Посланиями ап. Петра и Иуды, проявилось по исходе апостольского века в том, что возникшие в Ефессе Иоанновские писания получили распространение во всем христианском мире. Особое влияние малоазийское богословие имело на Западе. В течение всего II в. долина Роны, и в частности, Лион, поддерживали теснейшую связь с Ефесской Церковью. Живым выразителем Ефесского церковного предания на Западе был священномученик Ириней, епископ Лионский. Слушавший в детстве Иоаннова ученика Поликарпа, он был третий от Иоанна. Этим и объясняется та исключительная ценность, которую имеет для нас его свидетельство об Иоанне.
Но Иоанновское предание оставалось живо в Церкви и в свидетельстве Иоанновских писаний. Последнее слово Нового Завета, они не могли быть и не были последним словом Откровения. Не могли быть потому, что Дух Святой пребывает в Церкви, и в жизни Церкви, в ее духовном опыте, Божественное Откровение продолжается. Не были потому, что Иоанновские писания не только дают ответы, но, в еще большей мере, ставят вопросы, которые ждут ответа. На них и отвечает Церковь, водимая Духом.
Свидетельство Иоанновских писаний есть и свидетельство о Церкви. Церковь есть союз любви, который в единении с Отцом и Сыном причастен любви Божественной. В Церкви пребывает во Святом Духе Христос. Принадлежность к Церкви есть, уже теперь, приобщение к Божественной жизни. Но полнота Церкви – в славе будущего века, и к этой полноте ее ведет тот же Дух, являя Христа во Славе.
В Иоанновских писаниях живым символом Церкви стоит ученик, которого любил Иисус – он же тайнозритель Откр. На своем пути, совершенно единственном, на грани жизни и смерти, нынешнего бытия и иного бытия, он являет Христа во Святом Духе и славу будущего века за семью печатями запечатанной книги.