Видение Нового Иерусалима (Откр.21–22:5)
Видение Откр.21:1–22:5 есть видение Нового Иерусалима. В плане Откр. оно представляет собой последнюю точку эсхатологического свершения. Новая тварь (Откр.21:5) относится уже к иному бытию. Новому Иерусалиму присуща универсальная полнота (Откр.21:12–14). В Откр.21:16 с ним связан образ мировой горы или пирамиды: Новый Иерусалим объемлет весь мир. К нему принадлежат люди и ангелы (ср. Откр.21:9, 12, а также 17). Его явление есть явление славы (ср. Откр.21:11, 18–21). Пребывание в Новом Иерусалиме связано с богообщением. Наряду с упоминанием Бога и Агнца (ср. Откр.21:22–23, 22:3, 5), упоминание воды живой, исходящей от престола Бога, и Агнца (Откр.22:1, ср. 21:6) может относиться к Святому Духу (ср. Ин.7:37–39).
Отрывок 22:6–21 есть эпилог Откр. Голоса ангела (Откр.22:6, 9–11), Христа (Откр.22:7, 12–16) и Иоанна (Откр.22:8) звучат один за другим. В них слышится напряженность эсхатологического ожидания ничуть не меньшая, чем в начале апостольского века и накануне Иудейской войны (ср. Откр.22:6–7, 10, 12, ср. еще Откр.1:3). И Церковь – Невеста в Духе зовет Жениха – Христа (Откр.22:17). После грозного предостережения исказителям сообщенного Иоанном откровения (Откр.22:18–19), эта устремленность снова слышится в последнем диалоге – обетовании и призыве Откр.22:20. Как уже было отмечено, Откр.22:21 есть заключительное эпистолярное благословение.