Вербное воскресение 1956г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Торжество входа Господа в Иерусалим перед Его последними страданиями-есть единственное торжество, принятое Спасителем на земле и, которое, в свою очередь, тесно связано с событием воскрешения Лазаря четверодневного.

Чудо воскрешения Лазаря было славнейших из чудес Христовых. Воскрешение дочери Иаира и сына вдовы Наинской были  совершены вскоре по их кончине, и не так уж и многие люди были свидетелями этих воскрешений. Лазарь же был мертвец четырехдневный, уже смердящий,  т. е. разлагающийся. Чудо это произошло в 3-х верстах от Иерусалима, кипевшего сотнями тысяч народа, сходившего на праздник Пасхи. Отсюда ясно, какую широкую огласку должно было получить через многочисленных свидетелей это появление из гроба, по слову Христа, мертвеца смердящего. Потому старейшины иудейские и испугались, и поспешили с убиением Христа, что слава Его, после этого чуда, стала слишком блистательна. Имя Христа, после воскрешения Лазаря, было у всех на устах. И вот когда через пришедших из Вифании иудеев стало известно, что Христос, снова бывший в Вифании,  собирается  в  Иерусалим,  то все начали  готовить  торжественную  небывалую  встречу Победителю  смерти. Из Вифании  Спаситель вышел пешком. Когда Он дошел до Виффагии, небольшого поселка, стоявшего между Вифанией и Иерусалимом и красовавшегося своими садами смоковниц, Христос послал в это селение двух учеников с приказанием привести  к Нему ослицу, привязанную осленком, и  объяснить владельцу, что они надобны Господу. Все так  и случилось. На осленке этом еще никто не ездил, и поэтому он был особенно приведен для этого торжественного случая. Ученики накрыли осла своими одеждами; и началось шествие, в котором простые, непосредственные люди, пораженные чудом воскрешения Лазаря, ликовали вокруг Богочеловека.

Вероятно, кто-нибудь из учеников вел осленка за повод. Народ же начал расстилать по дороге свои одежды, многие срезали или сламывали ветви с деревьев, и разбрасывали их по дороге. И над всем этим ликованием раздавались  громкие восторженные  восклицания:  «осанна   Сыну Давидову, благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних» Так славил  народ Того,  вокруг Которого  через  несколько  дней должно было бушевать море ненависти и  раздаваться  безумные  крики: «распни, распни Его». Дорога, по которой двигалось торжественное шествие, лежала через Елеонскую гору. Дорога эта, поднимаясь в гору, среди деревьев и зеленых полей, затем круто поворачивал на север, откуда внезапно открывался Иерусалим, до этого скрытый отрогом горы. В прозрачном воздухе, залитые солнцем, блестели мраморные вершины зданий храма. Вид отсюда был так прекрасен, что часто путешественники перед ним столбенели... И Христос, смотря на расстилавшийся  перед  Ним  во  всем  своем  великолепии   священный  город, заплакал  о нем. Он плакал  о том, что  Иерусалим  не  усвоит  себе того счастья духовного, которое нес ему Христос; что не отдастся он своему Мессии, что страшная кара Божия падет на него. И вот, в Своем Божественном предвидении Господь уже слышал, как звуки: «осанна» заглушались ревом толпы: «распни, распни Его!»... Далее Господь видел, как враги обложили Иерусалим  окопами,  разоряли  его,  побивали  детей его, не оставляя камня на камне. И, действительно, как мы знаем, разрушение Иерусалима, последовавшее через 40 лет после этого, было ужасным. Если бы после разрушения Иерусалима подвели к нему человека, хорошо знавшего Иерусалим, он бы спросил: «Где же тут был город?» Но вот, шествие уже двигается по Иерусалиму, залитому народом, которого, как говорят историки,  собралось  к  празднику Пасхи до 3 миллионов человек. И весь город, т. е. все это множество народа, пришло  в движение -  все стремились  встретить  и увидеть  Начальника жизни. Многие же, пришедшие из далеких стран, спрашивали: «Кто Этот Человек?» Народ же отвечал: «Это Пророк Иисус из Назарета Галилейского.  Он вызвал из  гроба Лазаря  четверодневного и  воскресил его из мертвых». Среди народа, встречавшего Спасителя, было множество детей, которые также, по примеру своих родителей, с ветвями в руках встречали Господа и восклицали: «Осанна Сыну Давидову!» А фарисеи и все старейшины иудейские в бессильной злобе смотрели на это торжество Христа и говорили между собой: «Видите ли, что не успеваете ничего? Весь мир идет за Ним». А Христос, не нуждавшийся в славе человеческой, принял эту славу на этот раз исключительно для того, чтобы показать миру, нам, что Он идет на крестные страдания добровольно, ради нашего спасения.

Святая Церковь, вспоминая торжество входа Господа в Иерусалим, установила в этот день великий праздник, полный захватывающих символов. Она влагает в наши руки скромную вербу, как символ победы жизни над смертью, с которой мы и встречаем в своих церквах Грядущего на вольную страсть, нашего ради спасения, Христа своего. Да, это чудный праздник  весны, не только природы,  но и наших душ, над которым веет уже незаходимая радость Пасхи. Это двойной праздник - воскрешение Лазаря и Вход Господа в Иерусалим. Именно оба эти события и отражены в торжественном тропаре праздника: «Удостоверяя, что будет общее воскресение мертвых, Ты Христос Бог перед Своими страданиями воскресил Лазаря из мертвых. Поэтому и мы, подобно детям еврейским, нося знаки победы жизни над смертью (т. е.  вербу), восклицаем Тебе, Победителю смерти: Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне!».

Аминь.



Проповеди на праздники:

Наверх