Вербное Воскресенье. 29 марта 1953 г.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Поздравляю всех вас, боголюбивые прихожане нашего Никольского собора, с большим праздником торжественного Входа в Иерусалим Господа нашего Иисуса Христа. Много раз приходил в Иерусалим Господь, но всегда это было незаметно, Он шел с небольшою толпою Своих ближайших учеников. Теперь же, перед Своими страданиями Он шел торжественно, как Царь, как обещанный Мессия. Всегда народ любил Его и ходил за Ним, ожидая получить от него милость: исцеление от болезней самых ужасных и неизлечимых, избавление от нечистых духов, утешение в скорби, наставление о том, как получить жизнь вечную. Мы знаем и о том, что насыщал Он голодных, питая досыта пятью малыми хлебцами 5 тысяч мужей, не считая жен и детей; а в другой раз напитал 7 хлебцами 4 тысячи мужей, не считая жен и детей. Поэтому любил Его народ, и самые враги Его, книжники и фарисеи, не решались открыто взять Его и убить, боясь возмущения народного. Многие признавали Его уже Сыном Божиим, тем обещанным Царем из рода Давидова, о Котором предсказывали все пророки. Но Он запрещал говорить об этом и ученикам и тем злым духам, которых Он изгонял Своим словом, и которые Его открыто исповедывали Сыном Божиим. Теперь же ввиду Своих страданий, Он особенным образом показывает народу, что Он есть Мессия: Он посылает, подходя к Иерусалиму, двух из учеников Своих привести Ему из ближайшего селения осленка неезжалого, на которого еще ни один человек не садился. Ученики приводят осленка с ослицей, покрывают своими одеждами, Иисус садится на осленка и так движется к городу, показывая исполнение пророчества, что Он и есть Христос: «Ликуй, дщерь Сиона! Се Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9:9)!
В это время, за шесть дней до Пасхи, к Иерусалиму двигались тысячи богомольцев. Ведь это был единственный город в мире, в котором был единственный храм истинного Бога, где должны были поклоняться Ему иудеи, уже и тогда рассеянные по всем странам света. Поэтому в праздники Пасхи, Кущей и Обновления собиралось туда народу до 3 миллионов. Особенно торжественно праздновалась Пасха. И вот, все эти толпы паломников, увидав едущего на осленке Учителя, окруженного толпою Своих галилейских учеников и услышав о великом чуде, недавно совершенно Им – о воскрешении четверодневного разлагающегося мертвеца Лазаря (чего еще никто никогда не делал), стали приветствовать Его криками: «Осанна!» Некоторые срезали ветви деревьев и постилали их под ноги осленку (и мы, подобно им, стоим с ветвями верб в руках), другие же снимали ризы свои и чтобы проявить любовь свою, постилали их по дороге. И ехал Господь наш Иисус Христос, окруженный миллионной толпою. Не только взрослые ликовали и пели, но и отроки приветствовали Его, и даже грудным младенцам дал тогда Господь голос и вложил в уста их слова псалмов, так что они хвалили Бога вместе со взрослыми. И когда фарисеи настаивали на том, чтобы Христос запретил детям прославлять Его, то Он ответил им: «Истинно говорю вам: если сии умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19:40)! Такова была радость, такое было ликование у народа, так как он думал, что Христос теперь будет царем у них.
Но Сам Христос при этом всеобщем ликовании становился все задумчивее и печальнее. Почему? Потому, что Он знал, что через три дня этот же народ отвернется от Него, будет просить освободить Варавву вместо Него, а Его предадут на смертную казнь. И даже ближайшие ученики Его все разбегутся. Так и было на Голгофе. Кого мы видим у Креста Его? – Пречистую Матерь, Которая могла ли покинуть Возлюбленного Сына Своего в несчастии? Жен Мироносиц, которые еще из Галилеи сопровождали Его, не взирая ни на какие опасности – и мы знаем, как дорога была Господу эта их преданность: по Воскресении Своем явился Он им даже прежде, чем Апостолам. И еще видим у Креста любимого ученика Иисусова, святого Иоанна Богослова. Но все это – лишь несколько человек из той миллионной толпы, которая окружала Господа при Входе Его во Иерусалим.
Перенесемся мыслию в наше время. Вот вчера вечером и сегодня радуете вы мое сердце тем, что пришли сюда в таком большом количестве. Но так ли будет завтра и послезавтра, когда будем мы вспоминать Страдания Христовы, или вас тоже окажется только горсточка верных, как на Голгофе? Да не будет этого! Неужели ради своих хозяйственных дел оставите вы одного Страдальца и не разделите с Ним скорби Его, не откликнетесь на призыв Его?! Раньше бывало, что мешала пойти в Церковь лишний раз большая стряпня, подготовка к празднику. Теперь, слава Богу, и эта причина отпадает! Оставьте же все свои дела! Они таковы, что чуть закончишь одно, как следом за ним требует вашего внимания уже другое, и конца им никогда не будет!
Хотел бы я знать, что в таком же количестве, как сейчас, будете вы приходить всю неделю, поклонитесь Страстям и Гробу Христову, чтобы затем войти нам всем вместе и в радость Святого Воскресения Христова! Сие по милости Божией со всеми нами буди, буди! Аминь.