Вера, благочестие и патриотизм
Дорогие братья и дети мои! Многие говорят – Николай всегда говорит о смерти. Но все, кто так говорит, забывают истину о том, что только благочестивые люди всегда помнят о смерти во всех делах своих, ибо только думая о смерти, можно быть справедливым ко всем, творя добро, уклоняться от зла. Только такие люди могут назваться благочестивыми людьми.
Помня о смерти, мы день и ночь спешим сделать добро, чтобы в любой миг мы могли предстать перед лицом Спасителя и отчитаться Ему о своих делах. Да не забудет никто из вас, что только добро, сделанное в этой жизни, соединенное с покаянием, помогают человеку обрести вечное блаженство. После смерти будет поздно каяться, поздно будет делать добро!
Человек постоянно должен иметь перед собой три великие и важные вещи – Бога, душу и смерть. Беги от неверующего, беги от безбожника, беги от душегубца, беги от человека, не думающего о смерти, о Страшном Суде, ибо такой способен сделать любое зло и человеку, и обществу, и государству.
Нам ли не думать о смерти, если Сам Бог через пророков говорит нам, что Сын Человеческий будет убит, умрет за нас и нашего ради спасения, но в третий день воскреснет и так победит саму смерть.
Есть люди, которые утверждают, что они веруют, но не постятся, не молятся, не вспоминают о смерти. Это не вера.
И бесы веруют и трепещут перед Господом. Многие говорят, что веруют, но презирают постящихся, стыдятся молящихся, не думают о смерти и не боятся Страшного Суда, не творят добро, – такие равны бесам.
Верить в Бога недостаточно, надо верить Богу, Его откровениям, ибо от Того, от Кого зависит наша посмертная жизнь, зависит и вечное блаженство. Когда настанет смертный час, когда душа будет разлучаться с телом, человеку не придет в голову мысль о культуре и знании, но попросит он зажечь лампадку, попросит крест, это святое знамение Божественности Христа, спросит, что делать, чтобы спасти свою душу. Поэтому нам всем Святая Церковь говорит – покайся! Верь Богу, а не в Бога! Верящий во все откровения Христа спасен будет, а тот, кто лишь говорит о вере, погибнет, ибо слов недостаточно.
Вера не просто слова, вера – реальность, глубокая реальность. Мы все живем верой, без веры ничего не было бы, не было бы самой жизни. Доказательство этому мы видим повседневно. Вы впервые приезжаете в город и на вокзале просите извозчика отвезти вас к месту вашего следования. Вы даже не задумались, верите ли вы, что он доставит вас туда, куда вам надо. Если бы вы опирались на знание и научный подход, вам пришлось бы взять в руки карту и линейку, на карте обозначено, что от станции до нужного вам места расстояние три километра, вы измеряли бы и рассчитывали, и на это могло бы уйти время. Вот что было бы, если бы вы опирались не на веру, а на знание. Или вы заходите в кафе, вам приносят еду и питье, вы едите и пьете, вы верите повару как Богу и больше, чем Богу, ибо, если бы не верили, вы упаковали бы еду и питье и послали бы на экспертизу, и только после этого бы стали есть и пить. А до этого ждали бы три-четыре дня.
Итак, вера и только вера. Ничего без веры.
Есть безбожники, которые сквернословят, не верят ни во что святое, считают веру женским уделом.
Когда упомянул женский удел, вспомнил и одного полицейского, который на одном из молитвенных собраний записывал мои слова и послал вышестоящим отчет, где, между прочим, было указано, что « Николая слушало около двухсот женщин». А на том собрании, как и здесь сейчас, присутствовала огромная масса верующего трудового народа. Но пусть судят их столько же великих и святых жен, которых они унижают. Те женщины обладали и верой, и благочестием, а у них нет ни веры, ни благочестия, ни любви к родине. Вера, благочестие и патриотизм – это вечные ценности, они необходимы нашей родине. В них заключена целая программа наших дней.
Сколько тех, кто говорят, что они несчастны? А почему несчастны? Потому что не имеют ни веры, ни благочестия, ни любви к родине. Я говорил с рабочими, с ремесленниками, с чиновниками и очень богатыми людьми. Всюду беда и несчастье. Рабочие падают от усталости, а получают за свой труд только на то, чтобы выжить. Ремесленник погибает, потому что его душит большой капитал, богатые люди стонут под бременем огромных налогов. А все это потому, что мы отпали от веры, потому что исчезло благочестие, потому что остыла любовь к родине.
Со всех сторон слышится – нет духа, нет благочестия в этой стране. Если бы я имел власть, думаю, отправил под арест всех, кто так говорит. Нельзя говорить, что у нас нет хороших и благочестивых людей, много есть верующих благочестивых, любящих родину людей.
Я восхищаюсь одним жителем Алексинца, у него девять детей и всего два гектара земли и орден Карагеоргия за храбрость. Разве это не герой? Он, конечно, получил этот орден во время войны, но если бы у него не было веры в спасение Отечества, если бы не было благочестия и готовности погибнуть за правое дело, если бы не было любви к порабощенной родине, разве он поставил бы на карту свою жизнь просто ради того, чтобы получить награду? Восхищаюсь цыганом-кузнецом из Лесковца, который тоже носит на груди орден Карагеоргия. Оба заслуживают ордена и за свою мирную жизнь, ибо, обладая огромными семьями, живут честным трудом, не стригут купоны, не имеют миллионного состояния. Только те, кто живет на «купоны», не смотрит в небеса в ожидании дождя, который оросит их посевы, только они говорят, что вера – удел необразованных женщин, что благочестие – глупость, а патриотизм – утопия. Когда я говорю такие слова, я говорю их в защиту 14 миллионов простых честных людей. И снова скажу, лжет тот, кто говорит, что все погибло. Ничего не погибло, только пусть будет чуть больше веры, больше благочестия, больше патриотизма.
Но они на такие мои слова, говорят: Николай сговорился с общественным дном и не хочет идти в ногу с элитой общества. Но я спрашиваю, есть на свете что-либо без дна? Нет ни моря бездонного, ни бездонной реки, ни чашки без дна. Дно – основание всякой вещи, а то, что они называют «дном общества», – это наш верующий, наш верный и честный, преданный родине народ. Тот народ, который носит ордена Карагеоргия, который трудится и смотрит в небеса, ожидая от них завтрашнего дня. И уповает на Бога, ибо крепка его вера. Каждый день он чувствует присутствие Божие, чувствует его во всем. Как это разумно и правильно! Наш народ верит Богу, верит, что Он близко, что Он – всюду. Верит, как верили апостолы, которые собственными глазами видели Христа Спасителя, Который ходил по бурному морю и укрощал его, когда они сами едва не утонули.
И сейчас страшные, жестокие души обрушиваются на души маловерных, угрожая погубить их. Но если обретут крепкую веру, то устоят перед бурями, так же как устояли апостолы перед той страшной бурей, находясь в своей утлой рыбацкой лодке.
Блаженны те, кто видит Бога в том чудном граде, который мы называем – «мир», ибо это Его град. А мы только путники, прохожие через этот град, а Он – Творец. Он Хозяин.
Многие спросят, почему же Он попускает твориться всему тому, что творится? Тем, кто задает такой вопрос, я отвечу: эта жизнь всего лишь арена, на которой сдается экзамен на зрелость для Вечной жизни, так же как дети сдают в школе экзамен для перехода в следующий класс. Этот мир для нас не конечная станция, а полустанок, где мы получаем билет в вечность.
Я уже говорил, что восхищаюсь теми нашими героями, которые с глубокой верой в спасение нашего отечества, с уверенностью, что сражаются за правое дело, с огромным чувством патриотизма ставили на карту свою жизнь, в то время когда другие народы равнодушно наблюдали за ними и, более того, пили их кровь, эксплуатируя их тяжкое, крайне тяжкое положение. Что во время войны делала Испания? А Япония? Испания была сокровищницей всех благ и золотом мостила улицы своих городов, а Япония производила и поставляла пушки и боеприпасы для убийства честного трудового народа. И пока мы воевали, они наблюдали за нами. Радуясь своему материальному преуспеванию и благосостоянию. А сегодня они воюют, а мы сидим и смотрим, но с той разницей, что мы не льем пушки и не производим боеприпасы, не строим самолеты, не готовим ядовитые газы для их уничтожения, как это делали они, когда мы гибли за правое дело.
И мы видим, что их движущая сила в сегодняшней войне не вера, благочестие и патриотизм, а жажда материального благополучия и богатства.
Потому я говорю, что вера – самое важное дело, если будем верующими, мы найдем решение всех проблем – и проблемы занятости, и проблемы права, и проблемы долга. Если будем верующими, мы стяжаем вечное блаженство, ибо любовь Творца Всемогущего к людям, Его творению, безгранична. Разве Жертва Сыном Единородным ради нас и ради нашего спасения не служит ясным и великим доказательством Его любви к человечеству!
Как я уже сказал, мы живем верой, а не знанием, ибо Христос поставил условием спасения веру, а не знание.
Один великий государственный деятель Англии сказал: «Я начал свою жизнь верой, продолжил знанием и верой закончу, ибо в Англии нет ни одного человека, который бы не верил или презирал и высмеивал верующих, у англичан вера – главное дело жизни».
Но я хочу вернуться к вере, благочестию и патриотизму нашего сербского православного народа.
Я благодарен Богу за то, что я – серб, хотя сербы бывают разные... Я благодарен Богу за то, что я серб, потому что ни один серб не изобрел пушку, ни один серб не выдумал ружья, ни один серб не придумал эту страшную смертельную косу, которая косит людей – пулемет, ни один серб не выдумал гаубицу, «Толстую Берту», истребитель, горючие и ядовитые газы, все эти орудия убийства. Правда, и мы прибегали к ним, но не мы их придумали. Мы пользовались оружием врагов для защиты своей веры и своего Отечества, своих прав, своей свободы. А что изобрел серб? Серб изобрел прялку и плуг. Один наш великий серб-ученый изобрел телефон, другой серб-ученый, благодаря Ниагарскому водопаду, открыл электричество, чтобы дать свет народам. Серб придумал разные музыкальные устройства и чудесные игрушки, он не выдумал ничего деструктивного, серб не изобрел ни одного орудия для уничтожения тела или души. Повторяю и подчеркиваю, наш народ, сербский народ, конструктивен, и он такой, потому что крепка его вера, ибо благочестив и безгранично любит свою землю.
Сколько веры, сил и патриотизма требовалось, чтобы преодолеть послекосовский период!
И потому я благодарен Богу, что я серб. Благодарен Богу и за то, что Он даровал нам святого Савву и святую славную династию Неманичей, которая воздвигла на нашей земле столько задушбин, которая дала нам святую Студеницу и святую Жичу.
Я благодарен Богу за то, что Он дал нам такое здоровое дно – народ с истинной и глубокой верой, с абсолютным благочестием, безграничным патриотизмом, что дал нам достойное и патриотичное священство, которое подняло народ на восстание и освободило родину от турецкого рабства. Я благодарен Богу за то, что у нашего народа в те тяжкие исторические дни не было злых помыслов, не было ропота. Ибо злые мысли как червоточины, а ропот губительно действует на наш телесный и государственный организм. Я благодарен Богу за то, что дал нам миллионы честного и рабочего народа, который готов за свою веру и Отечество жертвовать жизнью. Разве минувший год не стал тому доказательством!
Правда, над нашей страной нависла тяжелая и черная туча, но ни одна туча, даже эта, не вечна. После облачности наступает прояснение. Все тучи, нависшие над нашей родиной – плод нашей пошатнувшейся веры, пошатнувшегося благочестия, пошатнувшегося патриотизма. Больше веры, больше патриотизма, и облака рассеются, и засветит солнце!
Грехов, которые совершаем мы против Господа, очень много.
Первый грех в том, что мы больше надеемся на себя, на другие страны, на современную технику, чем на Бога. Мы больше надеемся на многих ложных земных союзников, чем на наших проверенных союзников и друзей. Это наш грех против прошлого, против истории, против наших отцов и дедов.
Многие говорят: для чего современному человеку история, зачем ему эта рухлядь! А о нас, кто помнит свое прошлое, нашу историю, они говорят, что мы не современны, что наши понятия устарели. А я говорю, что мы современны, потому что живем в наше время, но, несмотря на это, не забываем своей истории.
А когда к нам приезжают иностранцы, те, кто утверждает, что только они современны, не показывают им трамвай или железную дорогу, потому что иностранцы имели все это раньше нас и сказали бы им – все это нами создано. Что же тогда им показывают? Показывают Жичу, Студеницу, Грачаницу, Дечаны, Джурджеви Ступови, дела рук наших отцов и ни одного дела своих рук.
Грешат они и против Народа, этого «дна общества», как они его называют. Говорят: «Народ груб, ему необходимо просвещение». А когда приезжают иностранцы, показывают им народные обычаи и песни, народное творение, которым восхищается весь мир. Показывают пиратские ковры, эти непревзойденные образцы народного творчества. Вот, что показывают те, кто говорит – народ груб, ему необходимо просвещение.
А когда приходит пора мобилизации, те, кто говорит, что народ груб и нуждается в просвещении, забиваются по конторам и пишут, пока народ, перекрестившись, надевает на голову шайкачу (головной убор – Прим. перев.), рюкзак на плечи и идет туда, куда его шлют писаки. Вот страшный парадокс нашей жизни!
Блажен тот, кто имеет холодную голову и горячее сердце, ибо много горячих голов и холодных сердец, ледяных, как камень. Иметь холодную голову – это значит слышать и молчать, слышать обиду и не сердиться, слышать несуразности от горячих голов и не соблазняться.
А что значит иметь горячее сердце? Это значит уметь чувствовать добро, быть чутким к близким, уметь благодарить Господа Спасителя, Который учил нас истинной вере и благочестию. И потому перед Господом – голову вниз, а сердце горé!
Каждый день вы слышите в храме: «Главы ваши Господеви приклоните» и «горé имеем сердца». Вот чему учит нас святая Православная Церковь: опустить главу перед Богом, а сердце свое, полное молитвой, вознести к Нему.
Но, увы, сегодня мы страдаем от гордых голов, которые в надменности своей не сгибают шеи перед Господом и еще меньше перед людьми.