Венок на гроб Богоматери. 1928 г.
В центре нашего нынешнего молитвенного торжества гроб. Кто из нас не знает, сколько жгучих страданий вызывает всякий гроб. Где, как не при гробе, непременно рвётся на части чьё-нибудь сердце, какой другой предмет более обильно орошают человеческие слёзы, где больше раздирающих душу криков, как не у гроба, где, как не здесь, целая бездна страданий, неизбывной тоски, леденящего душу ужаса. Плачу и рыдаю, - поёт Церковь, - егда помышляю смерть и вижду во гробех лежащую по образу Божию созданную нашу красоту.
И особенно страшен, особенно ужасен этот плач и это рыдание, когда пред лицом гроба с дорогими останками встанет человек безрелигиозный, неверующий.
Никакого утешения не может дать такому человеку его неверие. Его плач и рыдание безнадёжны. Слово «никогда» делает их ещё более ужасными. Неверие говорит неверующему, что никогда не встанет из гроба дорогой человек, никогда не прекратится разлука, никогда не будет того, что было ещё вчера, когда жив был лежащий во гробе. Это «никогда» делает страдания при гробе непереносимыми и родит холодное, мертвящее, безнадёжное отчаяние.
В настроения христианина, стоящего при гробе близкого, властно врываются слова Апостола: Не хощу вас, братие, не ведети о умерших, да не скорбите, якоже прочие, не имyщии упования (1Сол 4, 13). И плач, и рыдания надгробные христианина ослабляются, властно входит в эти настроения молитва об упокоении преставльшагося, и о плачущих и болезнующих, чающих Христова утешения. Как тихий Ангел, подобно Ангелу, некогда слетевшему с неба и утешавшего Божественного Страдальца во время предсмертной молитвы Его в саду Гефсиманском, слетает в сердце христианина молитва, и плач и рыдание скорби превращаются в животворный плач, облегчающий сердце, утешающий страдания, вселяющий тихий покой в душу.
Откуда это? Почему стало возможно слезами молитвы ослаблять «надгробные рыдания»?
Потому, братие, что христианским гробам в самом начале христианской жизни на земле явились предтечами два великих гроба: гроб Иисуса Христа и гроб Его Пречистой Матери.
Какое значение имеет для нас, христиан, гроб Христов, прекрасно раскрыто в церковной песни:
Яко живоносец, яко рая краснейший,
воистину и чертога всякаго царскаго
показася светлейший, Христе, гроб Твой,
источник нашего воскресения.
Гроб Христа - носитель жизни, источник нашего воскресения. Христос воскрес - с Ним воскреснем и мы, верующие в Него, потому что Он сказал про верующего в Него: Я воскрешу его в последний день (Ин 6, 40).
Итак, гробы христианские - временная постель, где отдыхает изломанное жизненными бурями и грехом человеческое тело, отдыхает до всеобщего воскресения, когда воскреснет, чтобы жить вечно...
Итак, Гроб Христов обещает воскресение обитателям гробов христианских.
Гроб Богоматери доказывает истинность этого обещания. Богоматерь - человек, подобострастрастный нам, такой же, как и мы. Всё величие Богоматери в Её высочайшей вере и чистой жизни по этой вере. Блаженна веровавшая, - говорит про Неё праведная Елисавета (Лк 1, 45). Но и Она - Богоматерь - при всей высоте своей веры и жизни, как не изъятая из общего потока греховного человечества, должна была понести и понесла смерть, как наказание за грех прародителей. В третий день по смерти Она была воскрешена с телом. По суду Божию Она была изъята из общей участи человечества в том смысле, что воскрешена была до Всеобщего Воскресения мертвых. На ней уже исполнилось обещание Спасителя: Я воскрешу его, и лишь день последний для Неё заменён был третьим днём по Её Успении.
Таким образом, мы имеем один факт исполнения обещания Спасителя о воскресении людей. Одна из рода человеческого, одна из христиан уже воскресла.
Отсюда мы видим, что два великие гроба, - Гроб Христа и Его Пречистой Матери -удостоверяют нас, что мы, христиане, НЕПРЕМЕННО воскреснем к славе вечной, если будем истинно верить во Христа и жить по вере.
Это последнее убеждение и родит молитву о том, как бы не пройти мимо спасения, как бы оказаться достойными воскресения в славу вечную. Вот почему у христианского гроба всегда молитва, и молитва усиленная, ею, как чистою плащаницею, повивается каждый гроб христианский. И Ангел молитвы тихо спускается туда, где слышен плач и надгробные рыдания, и утешает невидимо плачущих, болезнующих, чающих Христова утешения.
Если каждый христианский гроб окружается молитвой, то что, как не молитва, уместнее всего у этого гроба Пречистой Матери Бога и нашей? Но молитва не о Ней, Она во славе вечной, а к Ней о нас, плачущих, болезнующих, чающих Христова утешения. Сколько сейчас среди нас несчастных, невинно оскорбляемых и гонимых, больных, лишённых куска хлеба, бесприютных, осиротелых, израненных жизненными бурями... Подойдём все вплотную, окружим тесным кольцом гроб Пречистой Матери нашей и возложим на него большой, общий венок, состоящий из слов и воздыханий тёплой сердечной молитвы.
Давайте пропоём всей Церковью молитву Божией Матери168 [написанный в древние времена кондак:
В молитвах неусыпающую Богородицу
и в предстательствах неложное упование
гроб и умерщвление не удержаста:
якоже бо Живота Мати к Животу престави
во утробу Вселивыйся Приснодевственную.
Аминь.