Велия радость 1902г.
Слово на день Святой Пасхи
Христос Воскресе!
Приветствую вас, дорогие братия и сестры, с пресветлым праздником Воскресения Христова из мертвых! Радуйтесь, и еще скажу: радуйтесь.
Для большей радости послушаем Ангела Господня, явившего и мироносицам у гроба Спасителя в виде сияющем на подобие молнии – и благовествовавшего им о Воскресении Христовом. Когда они были в трепете от сильно блиставшего вида его, он ободрил их и сказал: «не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь; Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь. И пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых, и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот я сказал вам. И, вышедши поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се, Иисус встретил их, и сказал радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги его, и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, что бы шли в Галилею, и там они увидят Меня... Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус. И, увидев Его, поклонились Ему; а иные усумнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века». Здесь конец повествованию Евангелиста Матфея о воскресении и явлении Господнем.
Дорогие братия и сестры! Христос воскресши из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо что Он умер, то умер однажды плотию для истребления греха, для искупления нашего от смерти; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога для всякой добродетели во Христе Иисусе, Господе нашем. «Христос воскрес из мертвых, Первенец из умерших. Ибо как смерть через человека (Адама), так через человека (Богочеловека Христа) и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут».
Итак истина, действительность будущего воскресения нашего из мертвых через воскресение Христово из мертвых стала очевидною, ясною как день, и цель нашей земной жизни указана ясно и определенно: мы должны жить для Бога, для добрых дел, для взаимной любви и умереть для греха, т. е. грех должен потерять в нас всякую силу, всякую живучесть и действенность; мы должны жить на земле для неба, для Бога, для вечной жизни, которая столь ясно нам указана воскресением Христовым; жить только здешнею жизнью и для здешней скороисчезающей жизни, для плоти и крови – есть мечта, бессмыслие, напрасная трата и времени и сил, бесчисленный вред и противление Творцу нашему и Богу, указавшему ясно наше назначение. Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога. О горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе154. Что после этого для верного Христианина земная жизнь? Постоянное приготовление к будущей; непрестанное стремление души к царствию Божию от здешней суетной жизни, от нападающего на нас непрестанно греха – беспристрастие к временным благам и пользование ими настолько, чтобы они не привязывали к себе нашего сердца и не владели им: все мне позволительно, говорит апостол, но ничто не должно обладать мною. – Между тем земная жизнь слагается у нас так, что земные попечения и заботы – почти всегда на первом плане, а это не согласно с действительною целью нашей жизни. Ищите прежде царствия Божия и правды его, а это все, т. е. земное, приложится вам, дастся как бы в придачу.
Что впервые христианские времена, да и ныне, одушевляло и одушевляет верных христиан в святой, равноангельской жизни? Уверенность в воскресении мертвых, в будущей бесконечной жизни и в воздаянии каждому по делам. Что подвизало и укрепляло мучеников в твердой решимости – претерпевать ради имени Христова бесчисленные виды всяких мучений и бодро и весело идти на смерть? – Уверенность в воскресении, в суде и воздаянии Они имели постоянно в сердце слова Христовы: в терпении вашем, стяжите души вашаи влас главы вашея не погибнет. Что подвизало и одушевляло святых Отцов нашей святой православной церкви в подвигах молитвы и поста, в борьбе со страстями, в борьбе с еретиками за православие нашей веры, например, за истинное учение о Святой Троице и соединении двух естеств во Христе – Божеского и Человеческого, – о почитании святых икон? – Твердое убеждение в спасительности православной веры и в будущем воздаянии. Что одушевляло и умудряло дивных и пресладких песнопесцев нашей св. церкви в составлении таких и столь мудрых, – приводящих в восторг всякую верующую душу – церковных песней, столь разнообразных по названию и по содержанию? Какая поэзия человеческая может сравниться с чудной небесной, святой поэзией наших Боговдохновенных песнопевцев? Прислушайтесь хорошенько чутким сердечным и разумным слухом, например, к пасхальным песнопениям, – вообще к праздничным и воскресным, – да и ко всем обыденным. Что дышит в них, мудрствует, поет, духовно играет и торжествует? Живая, ясновидящая вера в воскресение и в будущую жизнь и воздаяние. Святые жили только телом на земле, а душой и сердцем на небесах и с небожителями имели живое общение, живя одним духом с ними, – а по блаженной кончине вступили с ними в вечноблаженное общение.
Братия и сестры, чада воскресения и братия и чада Xpиста воскресшего! Да будет радость наша о воскресении разумна, глубока, свята и деятельна! Да подвизает она и нас к любви Воскресшего, к святой жизни и к взаимной любви. Аминь
Праведный Иоанн Кронштадтский (Сергиев). Простое евангельское слово русскому народу: статьи для чтения по воскресным и праздничным дням всего года. Санкт-Петербург: Издание «Общества распространения религиозно-нравственнаго просвещения в духе Православной Церкви», 1902.