Великий вторник. 1962 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры, приближаясь к дням Своих страданий, Господь все то время был особенно близок и откровенен со Своими учениками. «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего», — говорил Господь Своим ученикам (Ин. 13, 15). Он уже теперь не прикровенно, а с особенною ясностью говорил Своим ученикам, что Ему надобно пострадать, говорил, чтобы таким образом приготовить их к Своим страданиям: «Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий будет предан на распятие» (Мф. 26, 2). Видя скорбь, какая охватила учеников Его, Он их утешает, говоря, что их не оставит. Господь вместе с тем не скрывает от них и то, что и их, и всех христиан ожидает такая участь: «Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас: если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше... Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое ...
но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир
» (Ин. 15, 20, 18—19). Видя их скорбными, Господь утешает их: «В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир. Пошлю вам Утешителя, Который пребудет с вами до скончания века. И Сам Я буду с вами до скончания века. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам... да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин. 16, 33; 14, 27). Господь просит Своих учеников, чтобы они пребыли в Нем и исполняли Его заповеди, ибо без Него они не могут творить ничего. «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне... Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. Не печальтесь, Я иду приготовить место вам и приду опять» (Ин. 15, 4, 7; 14, 2, 3). Господь утешает их, что за скорбями последует радость, что им уготована награда в будущем Царствии. И поскольку учеников Его интересовал вопрос, когда будет пришествие Господа на землю, то Господь возвещает им эту божественную истину,
что в скончание мира Он придет со славою великою судить живых и мертвых и сподобить Царствия Своего всех веровавших в Него искренно и с покаянием до конца жизни своей пребывших, а неверовавших или отвергшихся, без покаяния до конца жизни пребывших осудит на муку вечную. «Когда это будет?» — спрашивали ученики Его. И Господь отвечал им: «О дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24, 36). Таким образом, Священное Писание сохраняет в глубокой тайне и не объясняет нам определенно времени второго
пришествия Господня — для того, чтобы мы себя соблюдали в чистоте и непорочности и готовы были на всякое время к пришествию Господню. Господь предостерегает учеников: «Итак, бодрствуйтe, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет... но как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24, 42, 37—39).

Итак, бодрствуйте. В наше время особенно нужно помнить это предостережение, ибо теперь особенно много дремлющих и спящих. Душевный сон — это не телесный сон, который укрепляет организм. Духовный сон, наоборот, нездоровый сон: это болезненная спячка, когда люди гоняются за суетой и думают, что они живут действительной жизнью, забывая о душе, о Боге и о будущей вечной жизни. Для того чтобы в нас глубже напечатлеть опасность, необходимость бодрствования и пробудить нашу совесть от духовной дремоты, Господь присовокупил притчу о десяти девах, которую вы слышали из евангельского чтения: «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли
навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался голос: вот, жених идет, идите навстречу Ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, то пришел жених, и готовые вошли с Ним на брачный пир, и двери затворились: после приходят и прочие девы и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: ...не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, когда Господь ваш приидет
» (Мф. 25, 1—13).

Эта притча научает нас, чтобы мы, приняв веру, сопровождали ее добрыми делами, которыми только и может поддерживаться наша духовная жизнь. Неразумные девы, вышедшие навстречу Жениху, не приготовили для Него своих добрых дел. Мудрые же вместе со своими светильниками запаслись и добрыми делами, чтобы достойно встретить Жениха. Вся наша жизнь должна быть приготовлением ко встрече с Господом, а для этого всю жизнь мы должны заботиться о приобретении и сохранении живой веры и горячей любви ко Господу, источнику любви, и к ближним. Заботы века сего затмевают самую существенную заботу и цель нашей жизни — озарение души светом Христовым, ее спасение и уготовление к вечному Царству. Будем трезвиться, чтобы войти в небесный чертог с мудрыми девами и сподобиться вечных благ от Господа. Аминь.

11 (24) апреля 1962 год.

Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов). Проповеди. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006.

Наверх