Великий вторник. 1962 г.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братия и сестры, приближаясь к дням Своих страданий, Господь все то время был особенно близок и откровенен со Своими учениками. «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего», — говорил Господь Своим ученикам (Ин. 13, 15). Он уже теперь не прикровенно, а с особенною ясностью говорил Своим ученикам, что Ему надобно пострадать, говорил, чтобы таким образом приготовить их к Своим страданиям: «Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий будет предан на распятие» (Мф. 26, 2). Видя скорбь, какая охватила учеников Его, Он их утешает, говоря, что их не оставит. Господь вместе с тем не скрывает от них и то, что и их, и всех христиан ожидает такая участь: «Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас: если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше... Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое ...
но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15, 20, 18—19). Видя их скорбными, Господь утешает их: «В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир. Пошлю вам Утешителя, Который пребудет с вами до скончания века. И Сам Я буду с вами до скончания века. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам... да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин. 16, 33; 14, 27). Господь просит Своих учеников, чтобы они пребыли в Нем и исполняли Его заповеди, ибо без Него они не могут творить ничего. «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне... Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. Не печальтесь, Я иду приготовить место вам и приду опять» (Ин. 15, 4, 7; 14, 2, 3). Господь утешает их, что за скорбями последует радость, что им уготована награда в будущем Царствии. И поскольку учеников Его интересовал вопрос, когда будет пришествие Господа на землю, то Господь возвещает им эту божественную истину,
что в скончание мира Он придет со славою великою судить живых и мертвых и сподобить Царствия Своего всех веровавших в Него искренно и с покаянием до конца жизни своей пребывших, а неверовавших или отвергшихся, без покаяния до конца жизни пребывших осудит на муку вечную. «Когда это будет?» — спрашивали ученики Его. И Господь отвечал им: «О дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24, 36). Таким образом, Священное Писание сохраняет в глубокой тайне и не объясняет нам определенно времени второго
пришествия Господня — для того, чтобы мы себя соблюдали в чистоте и непорочности и готовы были на всякое время к пришествию Господню. Господь предостерегает учеников: «Итак, бодрствуйтe, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет... но как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24, 42, 37—39).
Итак, бодрствуйте. В наше время особенно нужно помнить это предостережение, ибо теперь особенно много дремлющих и спящих. Душевный сон — это не телесный сон, который укрепляет организм. Духовный сон, наоборот, нездоровый сон: это болезненная спячка, когда люди гоняются за суетой и думают, что они живут действительной жизнью, забывая о душе, о Боге и о будущей вечной жизни. Для того чтобы в нас глубже напечатлеть опасность, необходимость бодрствования и пробудить нашу совесть от духовной дремоты, Господь присовокупил притчу о десяти девах, которую вы слышали из евангельского чтения: «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли
навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался голос: вот, жених идет, идите навстречу Ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, то пришел жених, и готовые вошли с Ним на брачный пир, и двери затворились: после приходят и прочие девы и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: ...не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, когда Господь ваш приидет» (Мф. 25, 1—13).
Эта притча научает нас, чтобы мы, приняв веру, сопровождали ее добрыми делами, которыми только и может поддерживаться наша духовная жизнь. Неразумные девы, вышедшие навстречу Жениху, не приготовили для Него своих добрых дел. Мудрые же вместе со своими светильниками запаслись и добрыми делами, чтобы достойно встретить Жениха. Вся наша жизнь должна быть приготовлением ко встрече с Господом, а для этого всю жизнь мы должны заботиться о приобретении и сохранении живой веры и горячей любви ко Господу, источнику любви, и к ближним. Заботы века сего затмевают самую существенную заботу и цель нашей жизни — озарение души светом Христовым, ее спасение и уготовление к вечному Царству. Будем трезвиться, чтобы войти в небесный чертог с мудрыми девами и сподобиться вечных благ от Господа. Аминь.
11 (24) апреля 1962 год.
Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов). Проповеди. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006.