Великий пост. Литургия Преждеосвященных Даров. О неосуждении

Великий пост. Литургия Преждеосвященных Даров. О неосуждении

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего!» — такими молитвенными прошениями Церковь ежедневно молится в Великом посту, чтобы Господь очистил нас от греха осуждения ближних. Нет среди нас ничего более распространенного, чем грех осуждения. Осуждать ближнего, осмеивать и укорять его недостатки и слабости, видеть и открывать одно худое и низкое в поступках своего собрата есть всеобщая слабость человеческого рода. Всюду один другого судит и осуждает. Столь всеобщий и повсеместный сей недуг почти вовсе не считается грехом или считается грехом не важным. И многократным повторением сего молитвенного воззвания к Богу Церковь желает привести нас к сознанию важности и опасности греха осуждения ближних, вызвать в нас решимость оставить сей грех.

Осуждать ближнего за его поступки и действия — значит браться не за свое дело, предвосхищать суд Христов. Право судить людей принадлежит только одному Богу. Ближний от нас ни в чем не зависит, ничем нам не обязан. Все мы принадлежим Богу, в Его руках жизнь и смерть людей. Люди как дети одного Отца Небесного, Который и наградил каждого человека отличными дарованиями душевными и телесными; следовательно, один Господь вправе требовать от нашего ближнего отчета в том, правильно ли он пользуется своими дарованиями, не злоупотребляет ли ими ко вреду себе и ближним. Нам же свойственно входить в разбирательство чужих дел, делать оценку им. Апостол Павел говорит: «Кто ты , осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его... Все мы предстанем на суд Христов... И так, каждый из нас за себя даст отчет Богу. Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну» (Рим. 14, 4 , 10, 12—13). Поэтому еще в Ветхом Завете было сказано, что суд — дело Божие. Святой Псалмопевец говорит: «Бог будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте» (Пс. 9, 9).

Преподобный Иоанн Савваит рассказывает о себе: «Однажды пришел ко мне в пустыню монастырский инок, чтобы посетить меня. Я расспрашивал его об отцах монастырских, как они живут. Инок отвечал: “Хорошо, молитвами твоими”. Потом я спросил об одном иноке, о котором носилась молва, что он живет худо. “Нисколько не переменился”, — сказал он мне. “Горе ему!” — воскликнул я. И с этим словом я впал в исступление. Мне представилось, что я стою близ Лобного места, на Лобном месте вижу Господа нашего Иисуса Христа посреди двоих разбойников. Я устремился на поклонение Ему. Но, когда я приблизился ко Господу, Он обратился к предстоящим ангелам и сказал: “Отгоните его прочь; он Мне противник, антихрист, ибо осудил брата своего прежде Моего суда”» (Пролог. 22 окт.).

Все верующие во Христа составляют единый благодатный организм — тело Христово, главою которого является Сам Христос. Все члены этого тела призваны жить во взаимном согласии и мире. Нарушение же хотя бы одним из верующих согласия, любви и мира вносит разлад в жизнь этого благодатного союза, и если мы не исправляемся, не ищем примирения с ближним, то раздираем хитон церковный и являемся виновными пред Господом.

Судить людей нельзя и потому, что всякий человек по своей природе является неприкосновенным сокровищем Божиим. «Смотри, — говорит преподобный Макарий Великий, — как велики небо и земля. Но они мимоидут, и не о них благоволит Бог, а только о тебе. Воззри на свое благородство и достоинство. Не ангел, а Сам Бог пришел ходатаем за тебя... Бессмертная душа твоя есть драгоценный некий сосуд. Эта бессмертная душа, этот драгоценный сосуд есть образ Божий в человеке, и сам человек есть храм живущего в нем Духа Божия». Пусть жизнь человеческая мало соответствует этому высокому своему назначению, пусть человек много грешит, но и в этом своем виде он остается образом Божиим со всеми возможностями к своему возрождению и потому всегда достоин нашего признания и почитания. Преподобный Серафим, встречая в своей пустыньке пришельца, кланялся ему в ноги и говорил с сияющим лицом: «Радость моя, Сам Бог (в твоем лице) посетил меня». Преподобный чувствовал и благодатно воспринимал в каждом человеке этот образ Божий, образ таящегося в нем небесного человека.

Мы не можем осуждать нравственное поведение ближних и потому, что не в силах произнесть о человеке правильное суждение. Кто бо весть от человек, яже в человеке, точию дух человека, живущий в нем? (1 Кор. 2, 11). Суд наш обычно основывается только на внешних признаках, которые часто не соответствуют внутренним качествам. Душа наша может быть известна только нам одним, да и то не всегда мы можем точно знать своих внутренних побуждений к каким-либо действиям или поступкам, потому что благодать Божия движет сердцем, не всегда сказываясь сердцу; тем более никто не знает, что в душе брата нашего. Быть может, в то время, когда мы осуждаем нашего согрешившего ближнего, он давно в слезах и в сокрушении сердца раскаялся пред Богом и испросил у Него прощение. Быть может, осуждая ближнего, мы делаемся орудием клеветников, которых диавол научил говорить ложь на ближнего, чтобы поселить смуту и нестроение между христианами. Быть может, что мы глубоко ошибаемся, решаясь осуждать других за то, за что их нужно одобрять и уважать. Всякий человек поступает по удостоверению ума своего, так что иногда человеку духовно разви тому какой-нибудь поступок кажется плохим и предосудительным, а малоразвитому (младенцу по вере) кажется хорошим и желательным. За Спасителем следовал на распятие разбойник. Но через час этот разбойник был исповедником и послан Господом в рай. Что, если презираемый мною грешник повторяет в глубине кающейся души молитву благоразумного разбойника? Как тяжек будет тогда грех мой!

Осуждая других, мы и от людей, и от Бога навлекаем на себя заслуженное нами осуждение. «Не судите, — говорит Господь, — да не судимы будете» (Мф. 7, 1). Часто мы осуждаем ближнего за то, в чем сами виновны и что в себе самих не только извиняем, но и выхваляем. Осуждая таким образом другого, не осуждаем ли мы вместе и себя? «Неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, — говорит святой апостол Павел, — ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же» (Рим. 2,1). Святой Антоний Великий говорит: «В осуждении другого твое падение. Через осуждение ты сам впадаешь в руки врагов твоих. Не только осуждать нельзя, но и поставить на вид кому-либо какой-либо недостаток и немощь. Не только самому осуждать нельзя, но и уха подставлять нельзя, чтобы услышать худое мнение о других». Так строго судит великий Антоний столь распространенный среди нас грех осуждения. А мы не только любим сами осуждать, но и прислушиваться к ссорам, к клевете других людей.

Нам предоставлено право судить только самих себя. Апостол Павел говорит: «Испытывайте самих себя ... самих себя исследывайте » (2 Кор. 13, 5). Вот предмет, о котором мы должны судить со всем старанием и со всею строгостию. Каждый из нас должен дать отчет за себя Богу — и какой строгий, полный отчет! Надо приготовиться к отчету. Смотрел ли ты в глубину души твоей, поверяешь ли ты себя? Осудил ли ты себя по всей строгой правде? Придется же показывать все тайные движения сердца твоего: и злость, и зависть, и похоти — все темное и грязное. Известны ли тебе все тайны твои? Мы тут и должны сказать, что мы для себя чужие. Мы не хотим рассмотреть свои собственные чувствования и наклонности, все изранены, а занимаемся чужими делами. «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, — говорит Господь, — а бревна в твоем глазе не чувствуешь? ... Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7, 3, 5). Этим Спаситель научает нас, чтобы мы замечали свои собственные слабости и недостатки. Но, может быть, кого-нибудь смущает вопрос, как же умалчивать о поступке, когда действительно совершен грех? Вот что на это отвечает святой Пимен Великий. Однажды братия спросили преподобного Пимена, следует ли, видя согрешения брата, умолчать и покрыть грех его? «Следует, — отвечал преподобный Пимен. — Если покроешь грех брата, то и Бог покроет твой грех». И когда один инок говорил преподобному, что ему передали об одном брате, нерадиво живущем, то преподобный сказал: «Не верь тому, кто тебе передал, он не верный человек». — «Но какой же ответ ты дашь Богу, что, увидев согрешающего, не обличил его?» — «Я скажу: Господи! Ты повелел прежде вынуть бревно из своего глаза, а потом извлекать сучок из глаза брата... я исполнил повеление Твое».

Святые отцы очень остерегались судить других. И мы должны отгонять этот помысл осуждения, памятуя слова Господа: «Не осуждайте, и не будете осуждены» (Лк. 6, 37).

Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов). Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006.

Наверх