Вечность. Поучение в нед. 2-ю Великого поста в Бодбийском женском монастыре. 1904 г.

Вечность. Поучение в нед. 2-ю Великого поста в Бодбийском женском монастыре. 1904 г.

В началех Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса. Та погибнут, Ты же пребываеши, и вся яко риза обветшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся. Ты же Той же еси, и лета Твоя не оскудеют.

Этими словами псалма Давидова начинается апостольское чтение нынешнего дня: редкое и необычное начало апостольского слова! Недоумение вызывает и то, что именно в нынешний день предлагается чтение это нашему чувству и вниманию. А какие величественные слова! Какая глубина мысли и красота образа!

В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих. Да, как ни прекрасны и чудны небо и земля, но они появились во времени. Не вечны они по началу, не вечны и по концу: они погибнут, но Ты во век пребывавши, и все, как риза, обветшает, и как одежду Ты свернешь их и изменятся. А Ты все Тот же Вечный и Неизменный, и лета и годы Твои не изменятся и не оскудеют. Вот вкратце содержание псалма. Он знаменателен был в устах Давида и древнего Израиля, жившего посреди язычников, которые боготворили природу, почитали небо и землю вечными и божественными. Израиль в этом псалме громко исповедывал пред целым миром, что один Бог только вечен и неизменен, а земля и небо – творение Его.

Но и в наши дни, и до конца времен полезно людям держать в памяти приведенные слова, и Церковь особенно советует нам делать это в дни Великого поста. Слишком уже мы увлекаемся временным и изменчивым, слишком забываем вечное и высшее: в пост, во дни говения и покаяния, когда это вечное становится к нам ближе и ощутительнее, когда душа жаждет отрешиться и очиститься от земного и воспрянуть к небесному, уместно остановиться над этим нашею мыслью и чувством.

Вечное, неизменное... О, как стремится душа наша в эту возвышенную область! Как неистребимы и неподавимы ничем, ничем порывания наши к этому горнему и заповедному миру!

Вечное и неизменное... Нет из нас ни одного человека, кто бы не испытывал усталости от земной суеты, кто не сознавал бы всей мелочности и ничтожности наших ежедневных интересов, желаний, вспышек чувства, забот и помыслов. И тогда-то в усталой душе поднимается и растет желание войти в область вечного и слиться с ним...

И вот вам, возлюбленные, здесь и сказывается значение веры и Церкви. Здесь именно небо на земле, здесь, и только здесь, вечны и неизменны они посреди временного и изменяющегося мира. Меняются люди, их страсти, их мысли, их горделивые успехи в науках, искусствах, в жизни. Сегодня – одно, завтра – другое.

А в вере и Церкви один и тот же Бог, одна вера, одно учение, одна молитва, одни таинства... все едино и вечно. Зайдите в храм на службу, вдумайтесь, вслушайтесь: ведь все говорит о вечности. Начальный возглас: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков.

Диакон, орарем поводя пред народом, в образе круга знаменует вечность Церкви; тут же и словом он заключает: и во веки веков; и каждый возглас кончается словами: и во веки веков, и в конце литургии, заключая молитву, показуя чашу народу, ничего высшего и лучшего ни придумать, ни сказать не может священник, кроме слов: всегда, ныне и присно и во веки веков. Да, вера и Церковь есть область вечного, и дух, ищущий вечного, только здесь найдет источник жизни.

Но если где особенно напряженно сказывается стремление к вечному, то именно в среде монашества. Что такое иноки и инокини? Это люди, которые отказались по возможности от всего земного и временного и избрали вечное и небесное: отошли от семьи, от отцов, матерей, братьев и сестер, от земных радостей и забот, и больше всего, и выше всего поставили служение Богу. Оставив хлопотливую Марфу с ее земными заботами, они, подобно Марии, сидят в созерцании у ног Христовых, по слову Спасителя, – благую часть избрали, которая не отнимется от них, ибо она вечна и нескончаема.

Итак, в нынешнем нашем молитвенном собрании вполне уместно слово апостольского чтения о вечном и неизменном Боге. И сам собою слышится урок: будем искать больше всего и прежде всего вечного и неизменного. Горняя мудрствуйте, а не земная, – учит апостол. Вышних ищите, идеже Христос, одесную седя Первосвященник наш во веки. Но скажете и спросите: а как же земное? Как без него обойтись? Господь ответствует нам поучением слов молитвы: хлеб наш насущный даждь нам днесь, только днесь, только сегодня, а далее я и не хочу думать о временном, а ищу вечного. Так должно думать христианину. Самый хлеб, одежда и жилище, без чего нельзя обойтись, это – не цель, а только средство к иной, высшей цели, т. е. к удобнейшему и беспрепятственному служению вечности. Посредством земного ищи небесного, посредством временного приобретай вечное, – вот истинная евангельская купля. С этой точки зрения и оценивать должно все, что мы видим в жизни и вокруг себя. Все для вечности и все цени с точки зрения вечного.

Вот теперь все помыслы наши прикованы к войне. Если мы будем желать побед русскому народу только для обогащения и славы, – это будет и недостойно и не по-христиански; это будет искание грубого и временного. Но в этой войне иной смысл: борется христианство с язычеством, борется Крест с драконом, борется Евангелие с баснями языческими. Pocсия чрез победу благовествует далекому миру вечное Евангелие о вечном Боге и Его Сыне Искупителе. О, тогда оружие наше, как некогда оружие царя Константина венчается Крестом и служит ему, тогда и Бог говорит русскому народу: «Сим победиши». Значит, и здесь чрез земное мы ищем вечного, и потому горяча должна быть наша молитва о Царе и России, ибо с царством русским расширяется и крепнет царство Христово, вечное царство Божие.

Вот и школа пред вами, в ней учатся дети; из нее выходят учительницы, – по-видимому, тоже забота о временном. Но если так, пусть лучше и школы не будет. Нет, школа добрая, школа церковная должна именно вести народ к вечному, напоминать ему о Боге, указывать ему небо, напоминать о нем постоянно, поднимать в нем унывающий и падающий дух. Горе народу, который забыл о небе: он недостоин жить и на земле; его существование будет животным и звериным.

Но пусть он поднимет глаза к небу, пусть в душе служит Богу: и жизнь его будет и полна, и человечна, и осмысленна. Будем же, возлюбленные, искать вечного и служить ему! Где же оно это вечное и где его сыскать? Вот и ответ апостола: «В началех Ты, Господи, землю основал еси и дела руку Твоею суть небеса. Та погибнут, Ты же пребываеши, и вся яко риза обветшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся, Ты же Той же еси, и лета Твоя не оскудеют»... Аминь.

Наверх