Вечное чудо христианства. Слово в Свято-Троицкой лавре в день преподобного Сергия, 1908 г.
Воистину, в жизни святых, в мировой судьбе и мировом значении их подвигов – вечное чудо христианства.
Корни и источник этого чуда – в Самом Христе Иисусе, Основателе нашей святой веры.
Выслушайте о чуде первом.
На берегу Галилейского озера четыре рыбака занимаются своим мирным промыслом. К ним подходит Иисус из Назарета и говорит им: «Оставьте всё, идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков!» В высшей степени странным, непонятным и совершенно неисполнимым должно было показаться такое приглашение. Кто был Приглашавший? Он не имел ни собственного дома, ни богатства, ни положения властительного, ни влияния общественного, ни славы покоряющего учительного слова. Кто же были приглашаемые? А они хоть что-либо имели: имели лодки и сети, имели дома и пристанища в семьях, имели известность в местах обитания, имели средства и орудия пропитания и заработка. Спрашивается: как же им бросить всё и идти за Тем, Кто и этого ничего не имеет? Правда, взамен оставляемого Он нечто обещает. Он обещает сделать призванных «ловцами человеков». Но прежде всего, что значит такое обещание и чем оно привлекательно? А затем и кроме того: исполнимо ли было данное обещание? Уловлять людей в свою власть можно; для этого изобретены и употребляются тысячи средств, но их, – как мы уже видели, – не имел Сам Иисус, призывавший последовать за Собой рыбарей-апостолов, и поэтому Он не мог дать этих средств и другим, ни власти, ни богатства, ни влияния на власть имущих, ни особого мирского искусства подчинить себе людские души для достижения своих целей, ни помогающих многочисленныx и сильных сообщников и помощников...
Что же, однако, случилось? «Они, – говорит евангелие о первопризванных апостолах, – они оставили корабль, и сети, и отца своего, и пошли за Ним». И чудо свершилось: смиренные рыбари действительно сделались ловцами человеков. Отрёкшись от родства, от имений и земных привязанностей, сначала ходили они за Христом, не имевшим где главы подклонити, услышали потом Его повеление идти в мир и проповедать евангелие всей твари, и пошли в уверенности, что Бог не оставляет тех, кто для Него всё оставил, пошли по заповеди, без влагалищ и сребренников, без сапог и без хлеба, – и своим самоотречением и полной нищетой преобразили весь мир. Чудо свершилось: блистательная образованность Греции и Рима, гордая успехами человеческой мысли и человеческого искусства, водимая духом земных стяжаний и земного могущества; всемерно державная, казавшаяся несокрушимо мощной, сила римской государственности – склонили голову пред бессильными и ничего не имущими проповедниками евангелия, наперёд истощив все усилия потопить христианство в крови его первых последователей. Новая явившаяся в мире могучая сила варварских полчищ, обрушившаяся потом на римскую империю, также была уловлена в свободный плен веры, в вольное послушание Христу такими же смирёнными провозвестниками евангелия. Среди этих новых в истории мира народов всех свободнее, истинно по-детски, без крови и насилий, без борьбы за старое язычество, приял благое иго Христово наш род славяно-русский. Сия есть победа, победившая мир, вера наша, и сие есть первое, видимое миру, вечное её чудо!
Узнайте чудо другое.
Раз во дни, когда Божественный Учитель неустанно поучал народ глаголам живота вечного, призванные Им апостолы, по ходу Его речи и наставлений, Его спросили: «вот мы оставили всё и пошли за Тобой; что же нам будет?» И в ответ услышали они иное обетование, как бы в дополнение к обетованию первому о том, что они будут ловцами человеков: «Аминь, глаголю вам: вы, последовавшие за Мной, в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф. 19:28).
Итак, вот ещё величайшее чудо: мир, по свидетельству апостола Павла, почитал учеников Христовых, как сор, как прах, всеми попираемый, народ еврейский отрёкся от них, как от извергов и безумцев, в ненависти призывал на них все кары, все мучения, даже до смерти, – и этот сор, этот прах, эти изверженные от рода своего будут судить свой народ, избранный народ Израиля! Смотрите, ещё больше и уже безгранично расширяется область этого чуда; не весте ли, говорит апостол, разве не знаете, – это, следовательно, по смыслу и тону слов апостола всем должно быть достоверно известно, – «разве не знаете, что святии судити мирови имут?» (1Кор. 6:2; ср. Откр. 20:4; Прем. 3:8).
С тех пор и до наших дней, и до окончания времён видим повторение истории и судьбы апостолов на верных слугах Божественного Основателя нашей святейшей веры, видим на них чудное исполнение чудных слов: «сотворю вы ловцы человеков». Во всей вселенной на пространстве веков, во всех христианских народах, мы знаем и находим необходимое множество учеников Христовых, которые оставили всё и вслед за Ним пошли, и чудо совершили: из одиночества пустынь, из уединения отдалённых гор, из мрака вертепов и пропастей земных яркими звёздами просияли они, и светом духовным озарили вселенную, и сделались ловцами человеков.
С тех пор и до наших дней, и до скончания времён стоит непоколебимо вечным чудом святая истина: кто хочет владеть миром, тот должен от него отречься. Скажем ещё точнее: кто отказался от мира, тот незаметно для себя, само собой, не по хотению своему, а по чудной силе нравственного закона овладевает миром.
Таков и сей дивный муж и всея России чудотворец, преподобный отец наш Сергий, которого ныне светло чтит основанная им лавра, которому празднует российская Церковь.
От прекрасных берегов Галилейского моря, от лазурных небес Палестины перенеситесь теперь сюда, на этот дальний, сумрачный и суровый север. Более 500 лет тому назад благочестивый отрок Варфоломей, впоследствии святой игумен этой лавры, услышал в душе своей голос зовущего Господа: «иди по Мне». Услышал, и не стал совещаться с плотью и кровью: роздал имение, оставил мир и пошёл за Зовущим. Тяжело доставалась тогда русским людям жизнь и в мире, особенно в этом, тогда только заселяемом, безлюдном Радонежском уделе, ещё тяжелее было жить в пустыне, которую избрал преподобный местом своих подвигов. Вчера за всенощным бдением слышали мы об его житии в пустыне, слышали об измождении плоти, о борьбе со зверями и злыми людьми, о служении братии, о трудах неимоверных, о нужде телесной, о тяжести духовной брани со страстями и помыслами, со страхами и унынием. Нелегко даётся чистота сердца. «Кто исповесть труды твоя и болезни, или кий язык изречёт жестокое твоё житие, бдение же и сухоядение, и еже на земли легание, чистоту душевную и телесную, устнами и умом совершенное безмолвие, смирение же нелицемерное, молитвы непрестанные, и рассуждение доброрассудное, скудость ризную и память смертную?» «Иже добродетелей подвижник, яко истинный воин Христа Бога нашего, на страсти вельми подвизался еси в жизни временней».
Так прославляется преподобный Сергий в церковных песнях.
Его отдалённый преемник по управлению лаврой, уже в то время, когда она блистала величественными храмами и стала богата дарами набожного усердия набожного русского народа, митрополит Филарет прекрасно рисует нам обстановку «жестокого жития» преподобного Сергия и вместе с тем высоту его подвигов и добродетелей.
«Желал бы я узреть пустыню, которая обрела и стяжала сокровище, унаследованное потом лаврой, кто мне покажет малый деревянный храм, на котором в первый раз наречено здесь имя Пресвятой Троицы? Вошёл бы я в него на всенощное бдение, когда в нём с треском и дымом горящая лучина светит пению и чтению, но сердца молящихся горят тише и яснее свещи и пламень их досягает до неба, и ангелы их восходят и нисходят в пламени их жертвы духовной. Отворите мне дверь тесной кельи, чтобы я мог вздохнуть её воздухом, который трепетал от гласа молитв и воздыханий преподобного Сергия, который орошён дождём слёз его, в котором впечатлено столько глаголов духовных, пророчественных, чудодейственных! Дайте мне припасть и облобызать прах её сеней, который истёрт ногами святых и через который переступили однажды стопы Царицы Небесной. Укажите мне другие сени другой кельи, которые в один день своими руками построил преподобный Сергий и в награду за труд дня и за голод нескольких дней получил укрух согнивающего хлеба!»
И всё это при полной возможности пойти пространными путями мира и всё необходимое иметь в изобилии.
И что же? Разве не видим чуда? Удалённый в пустыню, отрешившийся от мира делается ловцом человеков и покоряет себе мир. Ещё при жизни преподобного все от простолюдина до князя были проникнуты великим к нему уважением, и слово его было властно над душами и сердцами. Десятки его учеников и сподвижников, которых он учил более примером жизни, чем словом, причислены к лику святых. Около ста других учеников являются основателями новых обителей, рассадников христианской жизни и христианской русской государственности на диком севере, – той христианской государственности, которая сливается с царством Божиим в Церкви Христовой, которая основана на религиозно-нравственном начале и Божьей правде, и не на мёртвом и жестоком человеческом праве, которое воспитывает из людей земли – граждан неба. К нему, к монаху, подвижнику, пустыннику, идёт князь и за благословением на роковую битву с народом поработителем, и для примирения с вероломным князем-родичем, и для укрепления нового порядка престолонаследия в царстве; к нему несёт своё горе простолюдин, надеется на помощь в нужде, ищет исцеления болезни, просит рассудить его с соседом; патриарх из далёкого Царьграда шлёт ему привет и дары и поручает всё церковное дело устроения иноческого чина; святой митрополит всея Руси считает его своим другом, ищет его совета... А теперь, через полтысячи лет! Кто не чтит святого подвижника, кто не приносит ему молитвы? Стомиллионная православная русская, настоящая Россия считает его своим небесным заступником и покровителем, и видела его таковым не раз в тяжкие годины смуты и страданий родины; все до единого из венценосцев России склонялись пред ракой его мощей и просили благословения на царство, семейного счастья, помощи пред началом брани, успеха в делах царствования; к нему, к великому «игумену русской земли», как бы бессознательно тем именуя и почитая русское царство единым монастырём, и пастыри, и пасомые, и юные, и старые, – люди всех званий и состояний во все двенадцать месяцев в году приходят молиться, просят благословения и совета о делах своих.
Что это? Разве не чудо свершилось! Разве не история апостолов повторилась? Сеявший скудостью и слезами пожал радостью и изобилием. Процвела есть пустыня, яко крин, Господи!
Да, «дикая пустыня превращается в цветущую вековую обитель; бесплодная пустыня даёт приют многолюдному селению; пустынная обитель стоит непоколебимо против устремления врагов, уже низложивших столицу, становится щитом уже погибающего царства и источником его спасения, – и всё это от одного пустынножителя!» (М. Филарет).
Отчего это так? Отчего святой совершает подвиги для личного, для своего собственного спасения, святой бежит в пустыню, святой совершенно чужд мира и общества, а между тем оказывает на жизнь его такое глубокое и широкое и такое долговременное влияние?
Оттого, что святии судити мирови имут. Вот где тайна! Суд их, конечно, во всей полноте откроется в пакибытии, на всеобщем суде Божием, но он предначинается гораздо раньше, и даже ещё при жизни святых на земле. Многообразен этот суд. Пример святого вдохновляет тех, кто чает Бога, спасающего их от малодушия и от бури. Его сродство с нами показывает, что между ним и нами нет различия в условиях и средствах спасения; грозным укором и обличением лукавства стоит образ святого пред теми, кто любит «непщевати вины о гресех», выдумывать извинения за грехи, – занятие столь ныне распространённое... Если, к сожалению, заразительно зло, то, к счастью, и добро имеет неотразимую и покоряющую силу духовной красоты, притягивает к себе сердца человеческие, находит людей, ищущих поклонения ему, поклонения вольного и любовного. Святость побеждает нас, обезоруживает диких людей и даже зверей, покоряет себе грубую силу. Вот откуда этот беспрерывный ток поклонников у гроба преподобного Сергия. От пышных палат, от обольщения власти, от цепей корысти, от славы мира, от великолепия и роскоши, так же, как и от нищеты, горя, бедствий и страданий, от ежедневных лишений и слёз, от труда без отдыха и без просвета к духу, от ударов мира, – неудержимо тянет на поклонение тому, кто стал выше всего этого, кто указал путь жизни в полном отложении житейских попечений, в глубокой беспечальности относительно житейских нужд и удобств, в вечно радостной настроенности души, уповающей на Бога; неудержимо тянет на поклонение к тому, кто был и стал неуязвим для мира, восторжествовал над ним, победив и его обольстительные соблазны, и его удручающие удары... Воистину, блажен ты, Сергие, преподобный отче наш, наставниче монахов и собеседниче ангелов!
О, Россия! О, родной наш и бесконечно дорогой сердцу народ русский! Блажен и ты, что породил и воспитал такого великого сына, великого во святых Сергия! Пока ты – Христово достояние, пока ты не отрёкся от родства по плоти и духу преподобному Сергию, стань и стой вовеки пред вечным чудом твоей веры, и пред судом святых. Тысячу лет ты, Россия, была бедна, не блистала златом и лепотой риз, не почитала последней целью внешнее и земное благоустройство, не ставила устроение царства земного, человеческого выше царства Божьего. Но ты верила, что сие всё само собой тебе приложится, но ценила ты превыше всего только потаённого сердца человека в нетленной красе его непорочного духа. И видимо было в жизни твоей великое чудо: и ты была и стала ловцом человеков и народов и на тебя язы́цы уповали, и, верим, суд святых износил тебе приговор хвалы!
А теперь? Но разве не видим, как из-за морей прососалось к нам поклонение Богу чуждому, как постепенно принесённая с Запада языческая погоня за миром и измерение его мерой всей жизни народа и государства стало нашим всеобщим недугом? И разве не видим, далее, как мир нанёс нам, в наказание, жестокие раны? «Боже, приидоша язы́цы в достояние Твое, оскверниша храм святый Твой, положиша Иерусалим, яко овощное хранилище, положиша трупия раб Твоих брашна птицам небесным, плоти преподобных Твоих зверем земным, пролияша кровь их яко воду! Быхом поношение соседом нашим, подражнение и поругание сущим окрест нас»... (Пс. 78:1–4). Так мстит мир за привязанность к нему, так жжёт огонь за прикосновение к его пламени!..
Тысячу лет Россия была бедна, и, благодатью Божией, была сильна и несокрушима. Не будем сокрушаться и скорбеть, что она была, и есть, и, вероятно, долго ещё будет бедна. Лишь бы богатела она в Бога, богатством духа, красотой внутрь, лишь бы богатела она подвигами христиан, доблестью граждан, лишь бы она не оскудевала людьми, подобящимися преподобному Сергию, которые не продают даров духа, религиозно нравственного устроения жизни за чечевичную похлёбку мира и его одуряющих утех, его бездушных культурно-государственных сокровищ по нечестивым языческим образцам.
Преподобный Сергие, «мира украшение»! Храни родной твой русский народ молитвами твоими и твоим небесным водительством, храни в твоей мудрости, в твоих Христовых заветах, «в преподобстве и праведности», как хранил и вёл ты своих святых учеников и бесчисленных их, Богу угодивших, последователей!
О них один из славных иерархов Церкви русской (Платон) здесь, в Лавре преподобного, на памятнике, в честь их сооружённом, оставил нам навеки назидательное слово:
«Они на небесах им слава не нужна:
К подобным нас делам должна вести она».
Аминь.
Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).