В защиту христианской веры (57 толкований на Cвященное Писание)

В защиту христианской веры (57 толкований на Cвященное Писание)

(Толкование на Священное Писание)

«Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. А ты пребывай в том, чему научен, и что тебе вверено, зная, кем ты научен» (2Тим. 3:13–14).

«Не должны быть наказываемы смертью отцы за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов, но каждый за свои преступления должен быть наказываем» (4Цар. 14:6). Среди людей очень распространен один сословный предрассудок: придают громадное значение происхождению. Если ты сын знатных родителей – к тебе относятся с заискивающим вниманием и тайной завистью. А если твои родные низкого происхождения или преступники – тебя встречают с презрением, иногда не скрываемым... Между тем, этот предрассудок очень неверный и жестокий. У знатных и хороших людей бывают дети богохульники и злодеи. Напротив, в семье преступников созревает будущий благодетель. Одно лишь есть высокое звание у людей: быть настоящим, истинным христианином. Христианин – истинный ученик Христов, есть аристократ духа, будь он княжеского рода, или сын блудницы или убийцы. Христос Спаситель, среди других великих дел, рассеял и этот предрассудок. Иудеи, современники Господа Иисуса, говорили насмешливо о Назарете: «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин. 1:46). А Господь поселился именно в Назарете, где протекло Его детство и юность до 30-летнего возраста. (Мф. 2:23; Мк. 1:9; Лк. 3:23).

Евреи весьма гордились своим происхождением от Авраама, особенно высок был жребий колена Иудова, рода Давидова (Мф. 2:4–6). Спаситель был потомок Иуды, Авраама, Давида (Мф. 1), но среди предков Спасителя были убийцы: Давид (2Цар. 12:9), также блудницы – Фамарь, а также иноплеменка Руфь. Подивись, возлюбленный, Божьему неизреченному снисхождению и не унывай, если среди родных твоих или знакомых будут преступники... Но не забывай, что Давид, сын его Соломон и последующие потомки были цари и царского рода, и Сам Спаситель жил в доме плотника (Мф. 13:55), но был царского рода (Мф. 2:2). Не унижай и ты людей не высокого рода за одно лишь их происхождение. Каждый из нас даст отчет за свои собственные дела на Страшном Суде Христовом, где предстанут пред Спасителем Судьею все: и знатные, и убогие, и мужчины, и женщины, и ученые, и простые, и царь, и нищий. Святой Апостол Павел говорит: «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу. Не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный. И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия» (Еф. 6:5–9). «Все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте» (Мф. 23:3).

Вот Господь дает ответ всем хулителям православного духовенства. Вы всюду кричите, что духовенство православное не на высоком положении: оно, мол, жадно, в массе своей погрязло в пьянстве, некультурно внешне... Пусть будет даже так, хотя это неправда. Но скажите, учит ли вас православное духовенство чему-либо дурному, или сомнительному, или ложному? Нет, оно всегда предлагает вам чистое, светлое, правильное Христово учение, выше и совершенне коего нигде не найдете, ни в философских учениях, ни в других религиях. Свежая, здоровая, чистая вода не сделается негодною, если ее подадут в деревянном ковше, а не в серебряном кувшине... По вашему суждению, хулители православного духовенства, у нас много недостатков! Избегайте сами этих недостатков. А тому, что мы вам предлагаем – следуйте. И на душе у вас будет покойно. Притом, разве нет среди православного духовенства добрых пастырей? Кто не знал в недавние годы о приснопамятном батюшке, отце Иоанне Кронштадтском, этом яром пастыре православном, светильнике чистой жизни на весь мир?! И в каждом городе был уважаемый батюшка, молитвенник и подвижник. И немало их есть и теперь, хотя много в ссылках или тюрьмах!.. А в святых обителях наших сколько смиренных и кротких незримых рабов Божиих было, хотя находились и порочные иноки. Почему же вы не живете так, как жили эти добрые пастыри? Не осуждай, возлюбленный, своего пастыря, если видишь его пороки. Но молись о нем, чтобы Господь исправил его пороки. О себе заботься, чтобы устоять тебе на правом пути, и не упасть, и не закоснеть в падении, и через то лишиться вечной жизни. «Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает. И будет восстановлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим. 14:4). «Никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11:27).

Есть много духовных вопросов, которых не может постичь не только естественный человеческий разум, но и просвещенный христианским ведением. Таковы вопросы о Божеском существе: о начале, вечности Бога, о бытии Его без мира ангелов и всей вселенной, и иные. Для нашего ума крайне опасно вторгаться в эту сокровенную область, она безконечно выше нашего кругозора, и обнять своим пониманием эти вопросы мы не в силах. Святые Отцы Церкви (Григорий Богослов, Григорий Нисский, Василий Великий, Иоанн Златоуст и др.) учат, что мы можем познать Божии свойства: премудрости, благости, всемогущества и другие, и то, что Бог есть, существует, но ЧТО есть Бог, по существу Своему – знать сие не надо человеку. Благомудрый Иоанн Дамаскин говорит, что Бог открыл нам все, что нужно для нашего спасения. Входить в размышление о Божием существе – признак гордости человеческой мысли. И вообще, движение христианского ума направляется не на завоевание новых истин, а на усвоение данных от Бога. Нам всегда нужно помнить, что (если) только угодно Богу, Он откроет тайны Свои людям. «И кому Сын хочет открыть». Посему, возлюбленный, если к тебе вдруг приходят мысли о Божием существе и вообще о том, чего нет в слове Божием, что не открыто нам, знай, эти мысли праздны, вредны; они от лукавого, который искушал и прародителей: «будете как Боги» (Быт. 3:5). Гони от себя этот соблазн и отвечай искусителю словами великого Апостола: «Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божиего никто не знает, кроме Духа Божиего» (1Кор. 2:11).

Действительно, как много мы не знаем и не можем понять из окружающей жизни; например, как из семени человеческого, жидкого вещества, рождается человек с костями, глазами, с красивой и удивительно целесообразной природой тела, а тем более души Божественной!.. Как разлучается душа с телом? А между тем, эти события, рождения и смерти человека, так часты у нас перед глазами!..

В защиту православной веры

(толкования на Cвященное Писание)

«Похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией жили в мире» (2Кор. 1:12).

Особенность православных пастырей и апологетов Православной Церкви в том, что при сравнении их с еретиками и раскольниками, православные труженики Христовы действуют всегда открыто; истины Божии возвещают ясно, не прибегая к лукавым извращениям, пороки людские бичуют прямо, скорбя о грехах своих и ближних, но не замалчивая их; в отношении к сильным мира сего – не употребляют никакой дипломатии; к инакомыслящим – строги и обличительны, но не прибегают к внешней силе. Конечно, не все так поступают из православных. Бывают здесь и извращения. Но принципы деятельности, нормы поступков служителей Церкви Православной именно таковы, основанные на открытом перед Богом и людьми делании Христовом в мире... Не таковы еретики и раскольники, например, католики и обновленцы в своих религиозных делах. Они всегда действуют скрыто. Об их жизни личной, часто необычайно развращенной и преступной («Белые монахи, о Домазии Мацохе», «Разные картинки» А. Яблоновского, т. III, 85–101, М. 1913 г.) посторонний редко знает, напротив, людям кажутся они порядочной жизни. К людям они подобострастны и лживо-тонкольстивы; пороков их не обличают, но не потакают; дипломатия – необходимое условие их отношений к внешним; к своим духовным, ни насилием: тюрьмы, ссылки и самая смерть. О жизни и деятельности иезуитов говорит нам безпристрастная история: о делах и принципах обновленцев всякий знает из современной жизни... Господь нас учил распознавать истинных пастырей от лживых по их плодам. «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей шкуре, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые» (Мф. 7:15–17). Смотрите же, возлюбленные, внимательно: где истинный Пастырь Христов, а где лжепастырь и хищные волки!.. Говорил Господь Давиду и Соломону, сыну его: в доме сем и в Иерусалиме, который Я избрал из всех колен Израилевых, Я полагаю имя Мое на век, и не дам впредь выступить ноге Израильтянина из земли, которую Я дал отцам их, если только они будут стараться поступать согласно со всем тем, что Я повелел им, и со всем законом, который заповедал им раб Мой Моисей. Но они не послушались и совратил их Манассия до того, что они поступали хуже тех народов, которых истребил Господь от лица сынов Израилевых» (4Цар. 21:7–9). Каково было назначение Израиля, избранного Божьего народа, в отношении к окружающим его языческим народам? Израиль должен был быть путеводителем их к богопознанию, светом для находящихся во тьме идолопоклонства, как имеющий в законе Божьем образец ведения и истины (Рим. 2:19–20). Когда народ Израильский находился под руководством благочестивых Давида, Иосса, Евдокии, Иосии и других, он делал угодное Богу, хранил заповеди Господни, бегал идолопоклонства и языческих мерзостей: он тогда служил мерилом жизни и мерилом истины для соседей язычников. Но при нечестивых наставниках Израиля, отступниках от Бога, народ избранный начинал отставать от Бога и уклонялся в идолослужение, разврат, и в своем нравственном падении опускался так низко, что оказывался хуже самих язычников! Не то же ли видим среди народа нашего? Какая миссия православного народа нашего? – Ему от Бога вверено величайшее сокровище – святая православная вера, выше и ценнее чего нет на свете. Эту святыню он не только должен хранить, но и утешать ею и остальные народы, как получивший пять талантов, пустить их в оборот. Русский народ призван сам жить по православным началам, и другим народам открывать святое православие, даже до края земли (Деян. 1:8). А мы видим теперь среди народа нашего такое нравственное развращение, такое богохульство и кощунство, что окружающие нас магометане, евреи и даже язычники-буддисты удивляются, так как у них сего нет... Да, отнять веру у нашего народа, значит сделать его посмешищем в ряду других народов. Вера православная украшала народ наш, давала ему великую силу духа: смирение, терпение, любовь ко всем... Без веры он стал ленивым, необузданным, готовым совершать всякое преступление. На нем исполнялись, прежде, слова Спасителя: «вы соль земли» (Мф. 5:13), он был вождем духовным для всех народов – и языческих, и еретических. А теперь, когда он потерял веру православную, не исполняются ли на нем другие слова нашего Господа: «если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5:13).

Дай Господи, опомниться людям и понять им и убедиться, что православная вера – жизнь и радость вечная...

«Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому; когда приду и явлюсь пред лице Божие!» (Пс. 41:2–3).

Среди современных интеллигентов, считающих себя верующими, распространено так называемое пантеистическое учение. Сущность его в том, что Бог представляется ими существом безличным без формы, как нечто неопределенное, туманное, расплывчатое: Бог – это все окружающее нас, или природа (Спиноза). Пантеисты думают, что их учение правильное и лучше христианского. – Христианская вера учит, что Бог есть абсолютная личность. Христианский Бог не есть безжизненное, мертвое существо, а живой, реальный Бог, любвеобильнейший Отец. Творец премудрый и Промыслитель о всей вселенной. Личность – не есть ограничение Бога, как думают пантеисты. Человек есть ограниченная личность. Но Бог – неограниченная личность. Учение пантеистов – есть отвлеченная, безжизненная, фантастическая теория, которая, при столкновении с жизнью падает. Вот случается с нами грех. Мы спешим к Богу, чтобы выплакать пред Ним свое горе, получить утешение. И действительно, вера нас не посрамляет. Еще слезы у нас на лице, а в душе уже радость, что Господь утешил уже нас. Мы беседуем с Богом лицом к лицу, хотя и невидимо. Мы говорим Богу свои нужды, как живому, который нас слышит, и Он воистину жив и слышит всякий вопль души нашей. Ведь и самое слово «религия» (что означает «связывать»). Связь живая, реальная Бога с человеком. Бог из безмерной милости к человечеству посылает ему всякие блага и зовет к преискреннему общению с Собою, не подавляя и не растворяя в Себе человеческой личности, но сохраняя ее в полном ее естестве: души и тела. А человек, слабое и немощное существо, стремится к Богу, абсолютной, всесовершенной личности, чтобы в Боге обрести себе вечный нескончаемый покой и блаженную, радостную жизнь. «В доме Отца Моего обителей много... и когда пойду, и приготовлю вам место, приду опять, и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14:2–3).

«...власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению» (2Кор. 13:10). Больше всего нуждаемся мы, сыны Церкви, на земле пребывающей, в духовном утешении. Земля, где мы живем, юдоль плача (Пс. 83:7). И в дни внешнего благополучия много скорбей у христианина, болезни тела, семейные неурядицы, скорби от завистников и клеветников и многое другое... А что говорить о временных гонениях на Церковь Божию, когда святые храмы у верующих отнимаются, а их пастыри насильно изгоняются... Христиане приходят в смущение и страх, как овцы, неимущие своих руководителей. В эти моменты скорби – долг оставшихся на свободе православных пастырей и епископов – всячески утешать души верующих, по слову Господню: «Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш. Говорите к сердцу Иерусалима... Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! Возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! Возвысь, не бойся, скажи городам Иудиным: вот Бог ваш!» (Ис. 40:1–2, 9).

К великому сожалению и позору, немало есть среди числящихся в Православной церкви, и выставляющих себя ревнителями святого православия, – мирян, занимающих положение в Церкви (старосты, члены совета), а также пастыри и даже епископы, которые сознательно сеют церковную смуту в сердца бедных верующих. Ради своего благополучия внешнего, заглушая голос совести, эти духовные убийцы душ верующих, пользуются своим ответственным положением и не к сознанию церковному, а к разорению дел Божиих. Тяжко покарает Господь этих хищных волков духовных... «Блуждают овцы Мои, говорит Господь, по всем горам и по всякому холму и по всему лицу земли рассеялись овцы Мои, и никто не разведывает об них и никто не ищет их. Посему вы пастыри, слушайте слово Господа! Живу Я, говорит Господь Бог, за то, что овцы Мои оставлены были на расхищение и без пастыря сделались овцы Мои пищею всякого зверя полевого, и пастыри Мои не искали овец Моих, и пасли бы пастыри самих себя, а овец Моих не пасли, то пастыри выслушайте слово Господне. Так говорит Господь Бог: вот Я на пастырей и взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец, и не будут более пастыри пасти самих себя, и исторгну овец Моих из челюстей их, и не будут они пищею их» (Иез. 34:6–10). Лучше было бы вам открыто перейти в лагерь врагов Церкви, какими вы действительно являетесь, чем, прикрываясь высоким положением православных руководителей, губить доверчивые души. Открытый враг не так вреден; и верующий не пойдет за открытым неверием. А что хуже, вреднее прямого безбожия!..

«И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему все, и что сделали, и чему научили. Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного. Ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда» (Мк. 6:30–31). Продолжателями дел Апостолов Христовых на земле являются святители и пастыри Православной Церкви (Мф. 28:20). В чем главная их деятельность? В молитве и служении слова (Деян. 6:4). В святом храме Божием пастырь усердно молится о всем мире, о своей пастве, пламенным духом своим призывая за требами, особенно молебнами, ученик Христов вместе со всеми молится Господу, как сие делал приснопамятный батюшка Отец Иоанн Кронштадтский и другие труженики – иереи Божии. И дома, в уединенной молельне пастырь Христов усердно молится Богу о своих немощах и всех своих духовных овцах... Также неустанно трудятся служители Христовы и в другой великой пастырской области, в храмах, где проповедуют слово Божие. В храмах, где обширная аудитория, немолчно должен возвещать о Царствии Божием продолжатель дела апостолов. И по домам своих прихожан и у себя при всяком случае, – постоянно говорит о духовном мире ревностный проповедник-пастырь. Опыт современной жизни показал, что недостаточно усердна была наша молитва и не вдохновенно слово наше. Почему немало прежних православных людей ушло от Церкви Божией? Потому что религиозное начало не достаточно охватило их: не знали они сладости молитвы, не тосковали о будущем небесном граде. А это оттого, что мы не сумели зажечь в их душах огонька – веры в Бога и будущую жизнь. В ком есть этот огонь веры – того не могут увлечь никакие уговоры атеистов. Усилить нужно нам свои молитвы к Богу и проповеди о Царствии Божием...

Господи, как много здесь работы. Ведь нам нужно принести в Церковь православную не только окружающих, но показать истинный свет христианский и многим другим: язычникам, иудеям, католикам, протестантам и другим различным людям... Воистину жатвы много! В своем постоянном труде, молитве и проповеди усердный пастырь Христов поглощается весь... Господь разрешит своим труженикам и отдых. «Пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного». В чем отдых? – не в светских развлечениях, в роскоши пищи и питании. А в необходимой поддержке ослабевшего тела и в духовном уединении, со своею душою и Богом. Отдохнуть «немного»! А потом опять за труд и труд святой?..

Боже! Как много дней проходит у меня в лености: в пустых разговорах, сие... А между тем, каждый день считан, особенно у православного святителя. Сколько потрачено учений Божией благодати, чтобы дать мне и образование и поставить в высокий сан епископа.

Ныне день моей архиерейской хиротонии. И я слышу ныне трогательные и вместе с тем страшные слова Сладчайшего Учителя и Бога моего, обращенные вместе с другими святителями и ко мне, ничтожнейшему и худородному: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал» (Ин. 15:16).

«Иисус, вышед, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много» (Мк. 6:34). В основе пастырского делания лежит любовь, жалость, сострадание к человеческим душам. Не слава, не корысть, а именно скорбь о душах пасомых – вот что двигает пастырем-тружеником. Когда ты видишь, служитель Христов, сотни и тысячи молящихся в святом храме, вместе с тобою возносящих славу Богу и плачущих о своих грехах и нуждах; когда замечаешь, как ловят каждое твое слово истины, а кругом Храма Божия рыщут духовные волки, стремящиеся увлечь овец Христовых в ограду ересей и неверия, пожалей этих бедных людей, отдавшихся твоему водительству, и сознай, как ничтожны мы, предстоятели о них и учителя их, пред этой их преданностью Богу и нам, Его служителям!.. Только тот пастырь не предаст своих духовных овец, кто руководствуется в своей деятельности любовью к пастве своей. Если я корыстолюбив и меня могут соблазнить деньгами, я уже потерял звание пастыря. Если я работаю ради своей славы, чтобы хвалили меня – я убоюсь унижения и смеха людского, тюрьмы, ссылок. Но кто любит и жалеет своих духовных овец, тот отдает свою свободу и даже жизнь, но не изменит своей пастырской совести и не обманет своих прихожан и не предаст их ереси или неверию, подражая Пастыреначальнику Христу Богу, Который сказал о Себе: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10:11). Сказал так, и действительно отдал Свою безценную жизнь, умерев на кресте, позорною смертью для спасения всего мира...

«А вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас, мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас» (Гал. 2:4–5). Почему Великий Апостол так строго стоял за истину и боролся против всякого, даже ничтожного извращения ее? – Потому, что всякое извращение истины ведет за собой лишение ее. Это мы видим у древних по времени еретиков-католиков и у современных богоотступников, обновленцев. Католики неправильно поняли слова Спасителя Апостолу Петру: «И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:19).

Католики отнесли эти слова Господни только к Апостолу Петру, объявили Апостола Петра главою Церкви вселенской, перенесли все это на своего римского папу и объявили, что только их папа имеет ключи от неба для всех верующих. Но все учение папистов оказывается лживым и падает само собою, если вспомнить ясную для всех истину, что Христос Спаситель, после преславного Своего Воскресения, дал власть вязать и решить не одному лишь Апостолу Петру, но и всем Апостолам: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:21–22).

Отступили они в одном, а потом отпали и от Церкви Божией, забыв свое человеческое общество, именуемое католической церковью. А пребывая вне Церкви Божией, католики извратили и нравственное учение. Кому не известна мораль иезуитов, этих главных деятелей папства: «цель оправдывает средства»: можешь обманывать и убивать, если в конечном итоге имеешь в виду благо церкви римской. В своем ослеплении латинские еретики забыли слово Божие, прямо направленное против этого их принципа: «если же кто и подвизается, не увенчавается, если незаконно будет подвизаться» (2Тим. 2:5).

Так и современные отступники от Святой Православной Церкви – обновленческие раскольники. Они усомнились в верности слов Спасителя нашего и Бога о том, что Церкви Христовой не одолеют никакие силы, даже и сатаны (Мф. 16:13). Они думают, что без внешней помощи Церковь Православная не устоит. И отступив от истины Божией, обновленцы – а вместе с ними и все другие богоотступники, раскольники современные – отпали и от Церкви Божией, извратили и свое нравственное учение, сознательно предавая служителей Христовых и разрушая Божии Церкви, конечно, безплодно!..

Твердо держись истины, возлюбленный, бойся искажать ее в самом малом. Чему научил Христос Спаситель, Его Святые Апостолы, учители Церкви и чему учат тебя современные православные святители и пастыри, – того и придерживайся, отметай же всякое уклонение от истины. Твердо верь Церкви Православной – она столп и утверждение истины Христовой (1Тим. 3:15).

«Имейте в себе соль, и мир имейте между собою» (Мк. 9:50). Что это за соль духовная, которую должен иметь в себе ученик Христов? – Это слово правды и обличения грехов. Когда ты видишь своего собрата – христианина, совершающего грех, – не пройди мимо него, не скажи: какое мое дело? Это меня не касается? Нет, но сделай ему указание, обличи его грех. «Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между собою и им одним» (Мф. 18:15). А у нас, напротив, друг другу говорим лишь лесть, боимся сказать друг другу слово правды, чтобы не обидеть нашего ближнего. А того не замечаем, что ближний наш этот – духовно заболел и остается в болезни своей, так как никто не говорит ему о его болезни. Какая же цель сего обличения? Ведь оно неприятно, как соль съедает гниль. – Благо ближнего нашего. «Если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего» (Мф. 18:15). Но, указывая брату своему грехи его, христианин не говорит, что сам-то он безгрешен. Напротив, просит и ему указывать его недостатки... И обличать мы должны друг друга – кротко, беззлобно, без насмешек, терпеливо, любовно, скорбя о грехах своих и чужих. «Мир имейте между собою», – призывает нас Спаситель. Не выходите из себя, не осуждайте брата своего, не злорадствуйте об его несчастии: делайте так, чтобы не было ссоры между вами, а лишь мир. Так взаимно поддерживая друг друга, исправляя и предохраняя от грехов, мы будем представлять одну мирную, христианскую семью, уклоняющуюся от всего развращенного (1Кор. 5:13).

«Дабы все небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф. 1:10). Церковь Христову составляют ангельский собор и человеческий род, под главою Христом Богочеловеком. Но не все ангелы и не все люди – Церковь Христова. Только те ангелы в Церкви Христовой, кто устоял в добре и остался верным Богу. Другие же ангелы, не сохранившие своего достоинства и оставившие свое жилище (Иуд. 1:6), входят в царство сатаны (Мф. 25:41). Так же и из людей в царство Христово войдут лишь те, кто вошел в Церковь Божию, здесь на земле, по словам Самого Господа: «Истинно, истинно говорю вам, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). Есть Церковь Христова воинствующая: здесь на земле, она постоянно терпит удары от врагов Церкви и будет страдать все время, пока мир стоит. А на небе эта же Церковь Христова есть царство славы, торжествующая. Церковь, как говорит и слово Божие: «Вы приступили к горе Сиону, и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета, Иисусу» (Евр. 12:22–24).

На небе, в славе и неизреченном блаженстве радуются ангелы Божии, все чада Церкви Христовой, в вере и благочестии скончавшиеся. А мы еще в страданиях и искушениях. Путь же у нас верных к Церкви торжествующей – чрез Церковь воинственную. Но не достаточно еще состоять в Церкви Православной, нужно устоять верным до самой смерти, как говорит апостол в другом месте: «Дом Его – мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца» (Евр. 3:6). Держись же, христианин, Церкви Православной, никак не отступай от нее, борись при помощи Божией, против всех искушений, и тебе предстоит вечное блаженство на небе. Спешите к сему Святому дому Божьему все, находящиеся вне Церкви Божией. Знайте, что не удостоитесь вечной радости без Церкви Христовой воинствующей. Еще вы здесь на земле слышите голос проповедников Православной Церкви, призывающих вас в ее ограду, не медлите же и не ожесточайте сердец ваших (Евр. 3:15).

«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:19–20).

Назначение православных святителей и пастырей – всемирное – приводить все народы земли к Богу чрез Церковь Христову. Для этой великой цели не достаточно одной лишь ревности проповедников: необходима еще помощь благодатная, которая дается лишь посланникам церкви. Кто решается проповедывать христианскую веру без благословения Церкви Православной – тот самочинник и лишается благодатной помощи Божией в своем деле. «Как проповедывать, если не будут посланы?» (Рим. 11:15). Вот почему не ведут к спасению души усилия ревностных сектантских проповедников; а также и труды прежних наших интеллигентов – самозванных богословов – В.В. Розанова, Мережковского и др. Игнорируя руководство Православной Церкви, полагаясь на свои лишь человеческие силы, они естественно впадают в разные ереси, из которых никак не выпутаться. И вместо добра они усердно работают в сторону зла. Иное зло – труды наших православных профессоров прежних Духовных Академий и Университетов, научно раскрывавших истины богословские во вселенском масштабе с благословения Церкви (к сожалению, впрочем, не все исключительно профессора, хотя подавляющее большинство было православными)... Но главными апостолами христианской веры для всего мира являлись продолжатели апостолов – православные святители и пастыри. При осуществлении этой всемирной миссии у служителей Христовых не должно быть уныния, когда они видят озлобление со стороны окружающих. Как бы ни был враждебно настроен против св. веры невер или еретик, и он может поддаться действию благодати Божией, лишь бы только у проповедника Христова была крепкая любовь к заблуждающимся и неустанность в труде. Только разве не поддадутся благодати Божией сознательные богоборцы, вроде книжников и фарисеев – современников Спасителя, видевших чудеса Господа, например, воскрешение Лазаря и не только не уверовавших во Христа Бога, но еще более озлобившихся (Ин. 12:3–10); или нынешних наших богоборцев – обновленцев-главарей: Александра Введенского, Александра Сеченюка (Боярского), Влад. Красницкого, Н. Платонова и друг. сознательных разрушителей дела Божия на земле.

Все эти и им подобные – хулители Духа Святого (Мф. 12:31–32). Не о них речь: они слепые вожди, и Господь советует Апостолам оставлять таких: «Оставьте их: они слепые вожди слепых, а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15:14). Не к погибшим овцам, современного народа избранного – народа русского, увлеченного в неверии врагами, а наш долг – идти и немолчно возвещать царство Божие. Кто знает, быть может многие из них и вообще из других народов, пребывающих в ересях, язычестве и неверии, обратится на путь истины. «Народ, что земля, – говорит один православный пастырь-миссионер, – земля таит зачатки жизни и в холодную жестокую зиму, но нужно, чтобы к ней весной приблизилось солнце с неба своим теплом и светом: тогда все растет, цветет и плод приносит. Восток свыше солнца правды есть Христос с неба: приблизьте Его через Церковь к духовной жизни всякого народа, всякого племени, и там, как на земле весною и летом, завьется, зацветет дивная жизнь и уплодоносятся духовные нивы» (Прот. И.И. Восторгов «Церковность», М. 1910 г. 17–18 стр.).

«Иисус Христос вчера, и сегодня, и во веки тот же» (Евр. 13:8). Когда был болен Святейший Патриарх Тихон, некоторые говорили – вот умрет ваш патриарх и вся ваша Церковь рассыплется, он вас объединяет, и без него вы распылитесь. Умер Святейший Патриарх Тихон. Первоиерархом Церкви Российской стал патриарший Местоблюститель Митрополит Петр Крутицкий. И что же? – Церковь поместная наша не только не распалась, а еще более укрепилась. Митрополита Петра заключили в тюрьму. Его место занял, в качестве заместителя Патриаршего Местоблюстителя – Митрополит Сергий Нижегородский. Была тогда, кроме внешней – тяжелая скорбь внутренняя: помимо обновленческого раскола и других, – и помимо неверия. Это – раскол ВВЦС, во главе с Григорием, б. Екатеринбургским, а также ложное выступление М. Агафангела.

Господь помог мудрому святителю М. Сергию разбить в корне эти происки против Церкви Божией. И вот М. Сергий – в узах. Его место занимает смиренный инок, даже без Академического образования, Архиепископ Серафим Угличский (Самойлович). Скромный, верный и мудрый святитель и этот. И сердце покойно за Церковь Божию: Господь выдвигает в нужное время слуг Своих. Что Господь судит впереди – на то Его Святая воля.

Одно знаем, что Сам Христос Бог – Глава Церкви, ратует за Свою Церковь. Не люди, даже самые верные и мудрые, спасают Церковь Христову, а Сам Спаситель. Как в дни Апостолов, в период первых гонений за Церковь Божию, так и ныне, до скончания века Христос Бог сохраняет Церковь Свою. В этом – главнейшая наша радость и непоколебимая надежда, при всех, самых хитрых нападках на Церковь Божию.

«Мне стыдно было просить у царя войска и всадников для охранения нашего от врага на пути, ибо мы, говоря с царем, сказали: рука Бога нашего для всех, прибегающих к Нему, как благодеющая, а на всех, оставляющих Его – могущество и гнев Его!.. Итак мы постились и просили Бога нашего и Он услышал нас» (2Ездр. 8:22–23). Так рассуждал ветхозаветный мудрый книжник Ездра. В момент большой опасности для народа своего, Израиля, ученый книжник надеется не на человеческие силы, а на помощь Божию. И вера его не посрамилась. Рука Божия была над Ездрою и его спутниками, переселенцами из Вавилона в Иерусалим, и спасла их от всех врагов (31, 32).

Православная Церковь тоже все свое упование возлагает на Бога – Главу свою – Христа Богочеловека. Она не ищет помощи внешней, во что бы то ни стало. Если эта помощь оказывается Церкви, она принимает с любовью и благодаря ей безпрепятственно совершает свою великую благодетельную миссию – привлекать всех к Богу для вечного блаженства. Но, когда вместо помощи она встречает вражду и гонение, – она терпеливо переносит это. Служители Христовой Церкви и христиане пойдут на муки и самую смерть, но не отрекутся от своего упования. Бороться с оружием внешним со своими врагами, распространять свою веру огнем и мечом, как сие делают католические еретики или магометане или иные человеческие учения – сего Церковь Православная не делает. Она влияет лишь силою слова и примером своих членов... Одно лишь разрешается ученикам Христовым: избегать внешней опасности...

"И говорит (диавол) Ему (Спасителю): все это дам Тебе, если Ты поклонишься мне» (Мф. 4:9). Неужели сатана не знал, что с ним – Спаситель мира, Богочеловек? – Конечно, знал хорошо. Он слышал, как ангел возвещал св. праведнику старцу мира: Эммануил – с нами Бог (Мф. 1:20–24); слышал, как ангелы возвещали Вифлеемским пастухам, что уже родился во граде Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь, и как Ангелы пели радостную песнь о славе на небе и мире – на земле (Лк. 2:9–14). Кто, как не сатана, вдохновлял Ирода на убийство Богомладенца (Мф. 2:13–18)? Он также слышал, что на водах Иорданских свидетельство Бога Отца и Бога Духа Святого, что крещаемый от Иоанна во Иордане смиренный Христос есть Второе лицо Пресвятой Троицы (Мф. 3:13–17). И, однако, сатана осмеливается искушать Самого Спасителя. На что он надеется? – Неужели рассчитывает искусить Бога? Сатана искушал Господа потому – в этом его дело. Он полон зла и всюду стремится сеять зло. Будет результат или нет – он творит свое сатанинское дело: всюду завлекать всех ко греху и отрывать от Бога и вооружать против Него, пользуясь ложью и всякими средствами. Конечно, сатана не успел в своих искушениях против Спасителя (Мф. 4:1–12). Но не только Бог слово, а и слабые женщины (например, юная Варвара, великомученица и другие) и даже дети 3-летней мученицы Уар и др., – отражали лишь при помощи Божией...

Значит, сатана не так для нас страшен, если будешь с Богом... И всякое зло его не так сильно, как кажется нам... Оно нападает на истину, но это вовсе не значит, что оно сильнее истины. Служители сатаны воюют против Бога и всякой святыни, потому что такова их природа: они не могут идти против Бога, как сие открывается из слов Спасителя нашего и Бога, сказанных Им книжникам и фарисеям иудейским: «Почему вы не понимаете речи Моей? Потому, что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийца от начала, и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:43–44).

Твердо знай, возлюбленный, что истины Христовой не может никто победить. Не бойся зла; не падай ниц пред ним, как сего желал сатана от Спасителя Бога, и от всех христиан сего домогается. Но с Божией помощью борись со злом, и с Богом победишь и достигнешь вечной блаженной жизни!..

«Царство мира сделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков» (Откр. 11:15). Вот конечная цель домостроительства Божьего на земле: превратить мир сей в царство Христово, вечное, блаженное... К сему направлены все труды и подвиги служителей и исповедников Христовых, во все времена и среди разных племен и стран... Задача и высший смысл жизни каждой отдельной страны – не в ее обширности, могуществе, внешней славе, не в ее образовании и во внешней культуре, – а в том, чтобы людей своих воспитывать в будущих граждан Небесного Иерусалима и вечного Царства Христова. Конечно, не все люди войдут в это блаженное вечное небесное царство, но те, кто сего возжелает и кого Господь признает достойным... Премудрый и Всемогущий и Всеблагой Господь из всего народа и всех времен избирает достойных в Церковь Свою, истинную, святую, здесь их воспитывает разнообразными скорбями и милостями, чтобы они стали зрелой пшеницей, гладкими камнями в будущем великом здании Царства Христова, которое здесь еще начинается, в Церкви Божией... Трудна, опасна земная жизнь чад Церкви Христовой – будущих граждан небесного града; но таков путь туда – иного нет.

Многие уже прошли этим путем, и многие пройдут еще... «После сего, – говорит Тайнозритель, – взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих... И один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают ныне пред престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них» (Откр. 7:9, 13–15).

«Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10:16). В чем мудрость змеиная? – В том, что змея очень осторожна и ко всему внимательна. А также в том, что при опасности змея больше всего старается защитить свою голову, т.е. самое главное. Так и служитель Христов: должен быть осторожным во всех своих поступках; вдумчиво относиться ко всему окружающему. А в моменты опасности для святой веры больше всего нужно ему хранить ее неповрежденность: т.е. остаться служителю Божьему православным. Если ученик Христов лишился имущества; постигло его уничижение; впал он в болезнь; сидит в узах – но православие свое сохранил: он удержал все...

Простота голубиная – это чистосердечие, незлобие, отсутствие всякого лукавства, чистота, целомудрие во всем... Таким должен быть мудрый вестник Христовой истины... Прочь хитрость, лукавство, прочь всякие безнравственные приемы: ложь, обман, лесть, запугивания, тем более – насилие. Если бы нам, слугам Христовым, предстояло бы искушение путем какой-нибудь маленькой нравственной сделки со своей совестью, или же небольшой догматической погрешности в святой вере нашей – достичь, казалось, добрых целей, – нужно немедленно отвергнуть это искушение!.. Но не проигрывают такие, по-видимому, наивные проповедники, избегающие всякой хитрости, старающиеся соблюсти чистоту своей души?.. Нет, не проигрывают, а весьма выигрывают, так как с ними всесильная благодать Божия, обитающая только в чистом сердце. Всякая хитрость, лукавство, тем более, ложь – отгоняют от себя Божью помощь, и проповедник, иногда очень мудрый и ученый, остается один, со своими, пусть и большими, человеческими силами (1Кор. 8:2–3). Мудрый же и чистый душою при Божией помощи, которая увеличивает его силы в 30, 60 или 100 раз, смотря от усердия проповедника, – многое достигает и в своем святом деле: возвещения людям царства небесного!..

«Подошел так же и получивший два таланта и сказал: «Господин! Два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них». Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф. 25:22–23).

У некоторых добрых служителей церкви Христовой иногда появляются унылые речи... Вот я – простой, обыкновенный священник или епископ. Никаких особых талантов у меня нет. Что я могу сделать полезного?.. Семинарист – пастырь говорит с горечью: почему я не окончил Академии? Тогда я работал бы широко!.. А кандидат богословия замечает: вот если бы я был магистром богословия, – много добра я тогда сделал бы!.. Иной скорбит: если бы у меня были такие таланты, как у Антония или Филарета!.. Все подобные речи от лукавого... Они напоминают о том неверном и ленивом рабе, который свой талант зарыл в землю, и за это наказан был Богом (Мф. 25:24–30). Боже! Избавь нас от этих вражеских дум. Здесь у нас говорит грубая зависть... Не всякому Господь дает много талантов: иному больше, а другому меньше: все это распределяет Премудрый Владыка «каждому по его силе» (Мф. 25:15). Не все святители Антонии; и не все священники Иоанны Кронштадтские: им от Бога даны многие таланты, которые они своими неустанными трудами во славу Божию и благо ближних – во сто трудов уплодоносили...

Но и каждый самый обыкновенный священник православной Церкви, тем более – святитель, может, с Божией помощью, совершать много добра. Что важнее всего в служителе Церкви Божией? – Верность непоколебимая Богу и Церкви Святой: когда пастырь Христов открыто, явно для всех, не боясь угроз и вместе не поддаваясь лести, ни наживе, – исповедует пред всеми людьми свою веру глубокую в Бога и проявляет твердую преданность Святой православной Церкви... В дни современных религиозных шатаний, когда ради земного покоя и боясь тюрем, немало и пастырей Церкви изменило святой вере, в которой родились и откуда восприняли свою благодать, и стали вне Церкви: безблагодатными раскольниками, – эта верность своему пастырскому долгу, святому православию имеет главнейшее значение в пастырском деле. Одна лишь стойкость в св. вере пастыря способна удержать всю его паству от нечестивых расколов и безверия.

И если нет этой твердости в служителе Церкви, то не имеют никакого значения ни ученые дипломы, ни красноречие, ни иное что другое... Такую стойкость в вере может иметь и обыкновенный средний Христов работник – пастырь или святитель... Если с верностью в служителе Христовом соединяются еще и молитвенность, и церковность, и сострадательная любовь к ближним, то такой духовный труженик имеет большое благотворное влияние на свою паству. Что такое молитвенность? Это – когда пастырь каждый шаг своей жизни и деятельности обвеял молитвой к Богу, когда, подобно Псалмопевцу, всегда он видит перед собою Господа (Пс. 15:8). В храме Божием он горит огнем молитвы, привлекая к ней и всех молящихся; в домах своих овец духовных он зовет к молитве Богу во всей жизни человеческой... Церковность в пастыре – то, когда он всю свою жизнь и деятельность построяет по нормам Церкви: молится так, как учит Церковь; в нем нет сектантской экзальтации и обновленческого духовного распутства... Службу Божию церковный пастырь старается править, приближаясь как можно теснее к церковному уставу. Оттого и пение имеет церковный характер, и всюду чинность и благоговение... А сострадательность к пастве – это, когда пастырь не закрывается сам в себе, но все доброе и святое спешит нести своей пастве; не ожидая, что к нему придут люди, напротив: сам устремляясь к бедным несчастным грешникам, из любви и жалости к ним, подражая великому Пастыреначальнику и Спасу душ наших Христу Богу, Который, «вышедши, увидел множество людей; и сжалился над ними и исцелил больных их» (Мф. 14:14).

Всеми этими чертами светлыми может обладать, и обладает нередко, каждый обыкновенный благодатный служитель Православной Церкви...

«Все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу» (Флп. 2:21). Здесь имеются в виду все эгоисты, которые центром своей жизни ставят свое собственное благополучие: будет ли то богатство или удовольствия или пустая человеческая слава. Но тут речь и о других, более тонких эгоистах, которые не отрекаются от Христа Спасителя, и даже являются Его служителями. Это те, кто в своих делах, посвященных Церкви Божией, руководится своей собственной волею исключительно; своими даже добрыми порывами, но не считаясь с волею Церкви. Служитель Божий должен сообразовать свою деятельность с нормами церковными и если его собственные планы идут вразрез с церковными, должен отсекать свою волю, он должен проявлять послушание Церкви Божией. Церковного направления пастыри, а особенно епископы – монахи, навыкшие послушанию Церкви, понимают это и стараются исполнить в жизни своей. А нецерковные священники, типа Григория Петрова, почти все они теперь обновленческие раскольники, всюду стараются вводить свои планы, не считаясь с уставами Божией Церкви.

Важно пастырям Христовым воспитывать в себе дух послушания Церкви. Вот почему очень мудро постановление Церкви (VI Вселен. Собора, прав. 12-е), чтобы главные руководители церковной жизни – епископы были монахи. Если Епископ – добрый инок, он весь проникается идеею послушания церкви и является сосудом, благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело (2Тим. 2:21). Приснопамятный оптинский старец, иеросхимонах Амвросий писал одной инокине: «Один прозорливец видел в видении пустынника-странноприимца, больного и послушника. У послушника на шее была золотая гривна или цепь. Прозорливец спросил, почему такая честь больше всего послушнику. Ему в ответ сказано: пустынник хотя и много трудился, но по своей воле и по своему желанию, а послушник жил в отсечении своей воли и своих желаний и благих» (Душ. чт., 1895 г., ч. 2-я, 218–220 стр.).

«Вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду. Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу. Я получил все и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу» (Флп. 4:16–18). Боже! Как все это напоминает мне наши дни... И мне, убогому Епископу, не раз и не два присылали сюда, на место моей ссылки – добрые верующие, пастыри и миряне – посылки. В Харькове и Екатеринославе, и Кривом Роге, и Одессе, и Елисаветграде, во всех тюрьмах этих городов, где я сидел, будучи Епископом – много я получил передач от верующих. И не только я, но и другие православные святители и пастыри и другие христианские проповедники св. православия не мало утешаются пожертвованиями от добрых христиан. Господь, Праведный Судья, воздаст в день страшного суда Своего и всем этим милостивцам богатою наградою. А мы все, по милости Божией, являющимися твердыми в св. вере, с любовью приемлем всякое даяние добрых людей и смотрим на всякую посылку как на некое благовонное курение, приятную Богу жертву. Благодарение Господу! В дни тяжких испытаний для Церкви Божией явилось немало исповедников испытаний Христовых, а также и неустрашимых благодетелей для узников православия, и усердных, преданных и мужественных Епафродитов, посланников от верующих к узникам Христовым. Говоря так, боюсь за себя, чтобы не ослабел я духом, не впал в самомнение и не лишился великого утешения – быть верным Христу Богу, – рабом даже до уз и смерти.

13 февраля 1927 г.

«А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них» (Лк. 9:5).

Господь Спаситель запрещает своим ученикам делать какие-либо насилия над другими религиями, даже над язычниками и неверами. Апостолы Христовы привлекали в Церковь Божию (Деян. 2:47) словом убеждения, проповедуя со многими слезами среди всевозможных козней врагов Божиих (Деян. 20:19), благовременно и безвременно (2Тим. 4:2), указывая на примеры собственной веры в Бога (1Кор. 4:1 и др.). Если проповедников – Апостолов не принимали в каком-нибудь месте, они, верные заветам своего Божественного Учителя, не мстили инакомыслящим, не употребляли никаких хитростей, обмана, тем более – насилий... Не так распространяют свою веру инославные проповедники: католические и протестантские миссионеры. Они действуют главным образом хитростью, устраивая благотворительные учреждения: больницы, приюты, школы, чтобы чрез эти внешние средства задобрить язычников и навязывать им свою веру. Они искусно пользуются разногласиями общества, интригуя и направляя одних против других... А где встречают препятствия, не стесняются употреблять и военную силу. В Литве при Ягайло (1387–1434) латинские епископы и ксендзы привезли большой запас белых суконных свитков из Кракова в Вильно, заманивая ими в латинскую веру язычников-литовцев. И этими мерами латинским язычникам удалось увлечь не мало язычников (Проф. И.И. Малышевский «Западная Русь в борьбе за веру и народность», СПБ, 1897 г., 41 стр.).

Наверх