В защиту христианской веры (21 толкование на Cвященное Писание)
(Толкование на Священное Писание)
«Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. А ты пребывай в том, чему научен» (2Тим. 3:13–14).
«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч; ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его» (Мф. 10:34–36).
Уже второй месяц живу в с. Кудымкоре, несколько раз заходили ко мне в келью для духовной беседы люди... Между ними были крестьянки соседней деревушки Ф. – Мария и Екатерина, обе весьма религиозные, еще не пожилые. Рассказывали они нам (мне и Е.Ф.) о вере в Бога в деревне их. Твердых в вере, борцов религиозных против неверия – в деревне их только двое. Когда три года тому назад учительница собрала женщин-матерей этой деревушки Ф. и предложила, чтобы их дети поснимали с шеи свои крестики – почти все, до 20 женщин приняли это предложение; лишь они две – Мария и Екатерина – энергично протестовали, и стало по их желанию: детей пока оставили в покое. Конечно, атеистка-учительница не охотно пошла тут на уступки, так как сделать безбожным народ наш – край всех стремлений неверующих. Это Господь здесь не попускает вредному велению, видя огненную ревность, скорбь и слезы у христиан-матерей (у обеих их дети учатся в школе), но все же это преклонение пред неверием – большинства безбожниц, прежде христианок, – в этой глухой деревушке. Мои собеседницы – христианки из деревушки этой говорили: «Никто из деревни в церковь не ходит (церковь православная в версте). Смеются над нами! Даже старики уговаривают детишек не слушать их матерей, когда мы зовем ребят своих в храм Божий. Но мы не обращаем внимания на эти безумные речи стариков и свое святое дело делаем...» Я им тоже советовал: сами твердо стойте в вере православной, и детишек своих учите молитвам, чаще в храм водите, заставляйте читать слово Божие. А неверующих соседей своих не бойтесь, но еще призывайте их к вере. Знайте, что ваше дело имеет великое значение не только для вас лично: для спасения души вашей и мира, и покоя, и благополучия внешнего, но этой верою своею привлекаете вы благоволение Божие и на всех людей. Если вера иссякнет в нас, то и Спаситель наш и Бог отвернется от нас. Однако, несомненно, эти две простые, малограмотные крестьянки, стоящие на страже веры среди окружающего их неверия, делают великое дело. Припоминаю и другие села, деревни и города, где мне пришлось жить или бывать. Всюду, при множестве людей неверующих или равнодушных, есть несколько верных рабов Божиих, твердых, неподкупных ни на лесть, ни на обман, ни на запугивания. Они открыто исповедуют Бога, заботятся о храмах Божиих, борятся с неверием и разными ересями и расколами. И таких добрых... Божиих рабов немало в стране нашей: во всяком глухом селе или деревушке есть свои Марии и Екатерины. Они представляют собою ядро христианское, среди окружающих маловерных или вовсе неверующих. Конечно, таких деревушек, как Ф., где почти все мало веруют, меньше, чем тех, где вера крепко держится у большинства крестьян... Об эту веру таких усердных и верных христиан, как Мария и Екатерина, разбиваются все мутные воды безбожия. Как ни яростны волны моря, им не опрокинуть горящих маяков. И среди темноты и шума мирской бури, ярко и далеко светят огни маяков. Привет вам и Божие благоволение твердым стоятелям за Христову веру! Да укрепит всех вас Христос Господь, даст силы быть верными Ему, и других привлекать к святой православной вере...
«Вперед, без страха и сомнения,
На подвиг доблестный, друзья!...
Смелей, дадим друг другу руки
И вместе двинемся вперед.
И пусть под знамением Христовым
Союз наш крепнет и растет»
(Плещеев)
Из трусости, а больше по лености – не всегда даем мы отпор всем нападкам неверия. А сие необходимо делать нам во всяком случае, по каждому поводу. «Главная причина всех современных неурядиц, – пишет в 1913 году один христианин-писатель, – заключается в том, что врагам Христа не дают должного отпора, и они почти невозбранно среди нас самих христиан, воюют против того, что мы должны были бы считать неприкосновенной святыней» (А. Тихомиров. «Ложь как неизбежное следствие антихристианства». Душ. Чт. 1913 г., ч. 1, 72 стр.). Верующим христианам нужно быть активными исповедниками своих упований, а не пассивными... Почему? Потому, что вера христианская православная есть самое дорогое и драгоценное для нас, важнее самой земной жизни. Православие – это основа всего добра в мире. Ослабляется вера наша – и все в мире идет к упадку, к развращенности людей и всяким преступлениям. Кто равнодушен к... православию, тот не понимает его ценности всемирной. А все великое, дорогое имеет всегда много врагов; главный же враг святого православия – сатана, который под всякими предлогами старается оторвать людей от Православной Церкви: слабых увлекает сетями соблазнов, малодушных – запугиванием, крепких и ревностных в вере – усыпляет, как говорит Спаситель в притче о пшенице и плевелах: «когда люди спали, пришел враг и посеял между пшеницей плевелы и ушел» (Мф. 13:25). Именно нашей безпечностью пользуются люди неверующие и энергично сеют семена неверия. Если бы, хотя немного старались о вере нашей, всегда можно опровергнуть доводы любого «профессора» неверия, ибо эти доводы так слабы, что всякий христианин, знающий сущность веры православной, легко их разобьет. Нужно только не молчать и всегда помнить свой долг христианский: бороться с неверием и всякими сектами, и защищать словом своим веру святую. Конечно, это доставляет немало огорчений и забот для нас, но ведь борьба за все святое, высокое, идеальное, которым является наша православная Христова вера. «Огонь пришел Я низвесть на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся... Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение. Ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех. Отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей» (Лк. 12:49–53). А почему от православной веры отошли христиане, главным образом интеллигенция, но также крестьяне и рабочие? Можно ли отказаться от такого великого сокровища, каким является наше православие? Они легко порвали с верою, так как восприняли ее поверхностно. Вера для этих христиан именно была чем-то поверхностным, обрядовым. Они не сделали святого православия достоянием своей души, не жили по-христиански. Солнце – прекрасное светило, и летом и зимою одно и то же – светит над нашей грешной землею. Отчего в наших краях зимою и при ярком солнечном свете так холодно: поля покрыты снегом, реки скованы льдом, деревья обнажены, вся природа замерзла? И почему летом все кругом оживает: деревья одеты листвою, на полях зреет хлеб, луга зеленеют травами, реки плавно несут свои воды, все в природе радуется, ликует? Разве не одно и то же солнышко светит и зимою и летом? Не в солнце дело, а в земле. Зимою земля далеко от солнечных лучей, лучи только светят, но не греют землю, не доходят до ее поверхности... А летом земля ближе к солнцу, к его лучам: они греют землю и так роскошно ее одели! «Не достаточно только называться христианином, нужно быть им», – говорил приснопамятный митрополит Московский Филарет. Нам нужно усвоить православную веру так, чтобы она насквозь пропитала бы всю нашу душу, чтобы благодать Божия изливалась обильными струями в нашу душу и перерождала ее. Для христианина жить благодатной жизнью, вера православная не что-нибудь, а содержание его души. Потому-то и отказываться ему от веры, значит отказаться от всей своей внутренней жизни. А равнодушный к вере, во время гонений на религию, равнодушно отходит от своей святыни, и не подозревая, что он лишился вечной блаженной жизни. На такую параллель между равнодушными к вере и преданными ей указал Сам Спаситель: «сбывается над ними (равнодушными) пророчество Исаии, которое говорит: «слухом услышите и не уразумеете; и глазами смотреть будете, и не увидите; ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их». Ваши же (учеников Христовых) блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат» (Мф. 13:14–16).
"Он (Христос Бог) есть мир наш» (Еф. 2:14). Недавно, в одной беседе, я допустил сознательно ложь, защищая от опасности своего друга. И что же? на душе стало вдруг страшно тяжело. Что это? Это грех лег темным пятном на мою душу... Долго я мучился, волновался, раздражался, потерял душевное равновесие. И только тогда я успокоился, когда пошел к православному священнику и исповедал свой грех, дав обещание больше не лгать. Такова сила греха. Содеянный грех мучит нашу душу, держит ее в своих грязных, цепких когтях. Не только убийство, блуд, воровство, но и лукавство, обман, леность омрачают и выводят из норм нашу душу. Грех всегда есть грех. Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновен во всем, говорит святой Апостол Иаков (Иак. 2:10). В чем же виновность всякого грешника? В том, что, совершив грех, мы идем против Бога. Грех – это то, что творится вопреки воле Божией. Вот для нас норма жизни: делать и вести себя так, как велят заповеди Божии. Все, что... Господь предлагает нам, все то благо всегда. А что Бог не велит нам делать – то зло при всех обстоятельствах. К глубокому сожалению, не редки теперь разговоры о том, что Бога нет, что грешить можно. Говорят: делай все, что хочется тебе: ты сам себе хозяин. Слышатся суждения: можно не только не соблюдать постов и праздников, можно и чужое грабить, и жить сразу с несколькими женщинами, если того они хотят... Плоды этой разнузданной проповеди сказываются на каждом шагу нашей современной жизни. Кто не слыхал о громком грязном деле Чубаровского переулка, когда 30 хулиганов завели в сад вечером проходившую 20-летнюю девушку В. и совершили над ней насилие. Эти хулиганы в возрасте от 18 до 25 лет, кроме одного. Аналогичные примеры мы слышали и в Харькове, они есть во всяком городе и даже селе. Здесь, в Чубаровщине, видим, как и всюду у наших молодых хулиганов – не просто молодую чувственность, нет, здесь дикая вакханалия, садизм сладострастия, вопиющая жестокость, и это у юношей! Разврат мы видели и раньше, но он скрывался: развратник сознавал, что совершил грех, вспоминал о нем с отвращением, давал слово не делать его, хотя потом опять грешил. Теперь порок вышел наружу: развратник бравирует своими гнусностями, совершает их на виду у других, притом тешится своею жертвой. Да, обезумел человек, а обезумел, потому что Бога забыл (Пс. 13:1). Если в душе зачеркнуть Бога, тогда возможно всякое чудовищное преступление. Почему Смердяков убил своего барина Ф.П. Карамазова? Потому что сын Ф.П. – Иван Карамазов развивал пред слугою своего отца идею, что Бога нет и что все возможно («Братья Карамазовы» Достоевского). Где же выход из этих ужасных нравственных падений? Как освободиться от мучительства, от греха? В искреннем раскаянии, в Таинстве Покаяния перед пастырем Православной Церкви. А для сего нужно иметь веру в Бога. Она приведет грешника к Церкви Божией, к Таинству Покаяния, где он получит душевное исцеление. Если сохранилась у нас вера в Бога, мы можем совершенно очистить себя от самого тяжкого греха в церковном Таинстве Покаяния. Здесь величайшая милость Божия к нам, грешным. Силу душевного исцеления ты почувствуешь опытно, когда пастырь церкви наложит на тебя свою руку и от имени Самого Бога отпустит тебе все твои грехи. И среди современных верных служителей Христовых и последователей Его – пребывает Дух Святой, сохраняя их от всяких козней сатаны и злых людей, просвещая истиною и вразумляя в ответах против многочисленных исказителей христианской веры. Но Духа Божия нет у современных, как и у всех церковных богоотступников, именующих себя православными, и осмеливающихся надевать облачения церковные, а в своих храмах даже призывать Пресвятого Духа. В ваших храмах нет благодатного присутствия Пресвятого Духа Божия, так как вы отпали от Церкви Божией, в коей единственно благоволит пребывать Пресвятой Дух особым, благодатным Своим присутствием, как Бог – всюду наполняющий все... А что говорить о неверующих людях мира сего? Они не видят Духа Божия и не знают Его. Им кажутся странными и самые речи о Духе Божием и обо всем духовном. Стремись, христианин, стяжать Пресвятаго Духа Божия! Чем? Чистотою христианской жизни и непрестанною молитвою к Богу. Если удостоишься сего величайшего утешения, то ничего больше не захочешь! Ибо будет полна душа твоя особой радости и духовного веселия еще здесь, на земле, по милости Пресвятого Духа Бога!..
«Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить» (Ин. 14:19).
Когда исполнилось это изречение Господне? После преславного Своего воскресения Христос Спаситель является Своим ученикам в течение 40 дней и беседует с ними о Царстве Божием (Деян. 1:3). Но почему Господь не являлся после Своего Воскресения миру, народу еврейскому? Кажется, как много уверовало бы тогда в Него людей?! Вот Он, воскресший, идет опять по улицам Иерусалима, творит чудеса, беседует с народом. Какой восторг, какой энтузиазм! Что сказали бы тогда книжники и фарисеи, которые, видя уничтожение Спасителя на кресте, злорадно кричали: «Пусть спасет Самого Себя, если Он Христос, избранный Божий!» (Лк. 23:35). Смотрите! Он живой перед вами! Умолкните все вы, не веровавшие в Спасителя! Однако, Христос Спаситель не идет по этому пути, Он не является всему миру, а лишь избранным, Своим ученикам после Своего Воскресения из мертвых. Евангелист Матфей говорит нам, что когда Спаситель явился в Галилее ученикам Своим, то одни поверили, что это Господь и поклонились Ему, а другие усомнились (Мф. 28:16–17). Значит, не все люди уверовали бы в Спасителя, если бы Он опять явился народу после Своего Воскресения. Кроме того, если бы даже многие израильтяне и уверовали в воскресшего Господа, эта вера являлась бы скорее удивлением, соединенным со страхом и ужасом, как перед воскресшим мертвецом... Какие же чувства переживали избранные из людей – Апостолы Христовы: почему им, однако, Господь благоволил явиться, воскресши из мертвых? Вот Христос воскресший является ученикам Своим, когда они сидят в горнице, закрывшись от посторонних. Сначала они тоже приходят в страх, думая, что это призрак. Но Господь просит их дать Ему что-либо из пищи. Они дают Ему от пчел соты и Он перед ними ест. Что же ученики? Они не помнят себя от радости и умиления. Неужели их Спаситель опять с ними? Неужели это Его святой Лик? Это речь Его? Да, несомненно, это Он, живой перед ними стоит (Лк. 24:36–46 и др.). Недаром же Спаситель предсказывал ученикам Своим в прощальной беседе: «Вы увидите Меня, ибо Я увижу вас». Господь является ученикам Своим, а не миру потому, что мир еще недостоин был видеть Спасителя, не был подготовлен; не ждал Его пламенно, не стремился к Нему, как это было с учениками Господа, которые только и думали о своем Учителе и жили думами о Нем. Мог ли милосердный Господь не утешить скорбящих учеников Своих, не обрадовать их Своим явлением? Так и ныне, Господь всегда открывает свое присутствие тем людям, кто к Нему искренно стремится, кто жаждет общения с Богом. К тому Господь приходит и обитель у него творит, ибо Бог есть всесовершенная Любовь и не может не утешить к Нему грядущих, как это видно из ответа Спасителя на вопрос апостола Иуды: «Иуда, не Искариот, говорит Ему: Господи! Что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему, и обитель у него сотворим» (Ин. 14:22–23).
«Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтоб искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2:10). Какой смысл гонений на служителей Христовых: ссылок, тюрем? Все это совершается не без воли Божией. Значит, в любое время они могут и окончиться, если сие будет угодно Богу. Посылаются эти гонения для испытания нашей верности Богу. И за твердость ожидает нас венец жизни. Это слова Божии. Следовательно, они непреложны. Таким образом, гонения за верность Богу имеют для исповедников свои результаты: вечную радость, небесное блаженство. Отчего же скорбеть нам, служителям Христовым, рассеянным по тюрьмам и глухим безлюдным селениям? Не нужно и думать о каком-либо самовольном изменении нашей участи в гонениях, путем каких-либо компромиссов, сделок со своею совестью. Гонения – крест, возложенный на нас Самим Богом. И нужно нести его, быть верным долгу своему даже до смерти, не оглядываться назад, или по сторонам с унылым видом, а смело вперед идти, отдавшись на милость Божию, как говорит Спаситель: «Никто, возложивший руку свою на плуг, и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9:62).
«Всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Ин. 18:37).
В настоящее время внешнему распространению святой православной веры ставятся в стране нашей некоторые препятствия. Церковь Православная не может возвещать свое учение детям и юношам; нельзя напечатать ни одного слова в свою защиту православным пастырям; святителям не разрешают ходить к верующим по епархии, хотя они усиленно об этом просят, хлопочут, не говорим уже о ссылках и узах, где томятся почти все православные епископы. Что же? Православная вера погибнет ли чрез это, на что рассчитывают все указанные и другие стеснения? Нет, не погибнет! Дело в том, что вера христианская приобретает своих поклонников не только через внешнее распространение. Вы не сможете заставить людей не идти в храмы Божии, и в дома пастырей Церкви, и узнавать таким образом о святой вере! Вы не заглушите стремлений душ человеческих к Богу, к святой православной вере!!! Не забывайте, что всякая душа человеческая, по своим склонностям – христианская, если только сам человек не заглушает в себе этих светлых настроений. Лишь бы только могли эти жаждущие истины и алчущие правды найти чистые духовные источники! Эти источники, слава Богу, есть: еще много православных, верных и добрых пастырей в стране нашей... Всякий, кто от истины, услышит голос Божий: научение истине от служителей Христовых. А нам, пастырям и святителям Православной Церкви, нужно всячески идти навстречу этим ищущим истины: терпеливо выслушивать их заблуждения и даже нападки, и, покрывая любовью, вести их к Церкви: это Сам Бог посылает их нам для вразумления и поучения святой веры...
«Держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего» (Откр. 3:11).
Как трудно удержаться на духовной высоте, сохранить светлое, чистое христианское настроение! Соблазны кругом; сети, поставленные врагом нашего спасения – сатаною, опутывают нас с ног до головы. А тут еще и гордость появляется у нас: что мы, мол, лучше других, достигли уже чистоты и даже святости! Нужно быть внимательными и осторожными к себе и никак не надеяться на себя! Походить на птичку, которая и дремлет на ветке, и в то же время слышит всякий шорох. А как тяжело и мучительно бывает, когда не выдержишь соблазнов и нравственно падешь! Мне припоминается один из мучеников Севастийских, который не устоял в мучении, соблазненный, и, устрашившись смерти, вышел из замерзшего озера в баню. И здесь он пал замертво. Лишился и небесного венца славы и земных радостей... Господи! Отгоняй от нас всякий вид гордости и будь всегда с нами неотступно, ибо только при Твоей благодатной помощи можем и достичь христианского настроения, и удержаться в нем. Вместе с псалмопевцем молюсь Тебе, раб Твой: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя: яко на Тя уповает душа моя и на сень крилу Твоею надеюся, дóндеже прейдет беззаконие» (Пс. 56:2).
«Мала всякая жертва для вони благоухания, и всяк тук ничтожен для всесожжения Тебе, но боящийся Господа всегда велик» (Иудиф. 16:16).
Как понимать страх перед Богом у христианина? Неверие думает, что страх наш пред Богом – это трусость; мы рабы униженные и трепещущие, а Бог – неумолимо суровый властелин. Нет, не так! Страх наш – это благоговение перед Богом: Его величием, могуществом, славою и, особенно, пред Его несказанной любовью к нам, многогрешным. Мы боимся оскорбить нашего любвеобильнейшего Отца Небесного, как хороший сын стыдится сказать грубое слово в присутствии отца и матери своих... Вот почему страх Божий – великая добродетель. И, чем христианин выше, тем это благоговение, священный трепет (но не рабский страх) пред Богом, его осеняет больше...
Кто из людей, кроме Пресвятой Девы Марии, выше светлых Херувимов и Серафимов? А ведь они со страхом предстоят престолу Божию, непрестанно славословя живоначальную Троицу... Этот спасительный страх всегда в сердце у нас, Господи, Твоих слуг многогрешных!..
«А Мария стояла у гроба и плакала» (Ин. 20:11).
О, слезы и плачь Марии об умершем Спасителе! За них святая Мария Магдалина удостоилась видеть воскресшего Спасителя и Учителя своего раньше святых и славных апостолов Христовых, как о сем повествует нам святой Евангелист Марк: «Воскрес Христос заутра, в первую субботу, явися прежде Марии Магдалине, из нея же изгна седьм бесов. Она же шедше возвести с Ним бывшим, плачущим и рыдающим. И они, слышавши, яко жив есть и виден от нея, не яша веры» (Мк. 16:9–11). О чем свидетельствуют слезы у человека? О мягкости, нежности его сердца. Злой, полный ненависти и вражды человек, имеющий черствое и холодное сердце, не заплачет. Добрый христианин всегда заплачет при виде чужого горя. А также проймет его слеза умиления, когда услышит какую-нибудь трогательную повесть!
Не то замечаем у людей неверующих. Видали ли вы человека безбожного плачущим при несчастии ближнего, или от умиления? Когда неверующие хоронят своего друга, они не столько скорбят о лежащем пред ними покойнике, сколько бичуют его врагов! В свое оправдание неверующие люди часто говорят, что плачут только женщины, да слабые мужчины; что слезы – признак ничтожности, рабского состояния! А человек мужественный, твердый никогда, мол, не заплачет! Плачет ли когда воин?.. Нет, это неправда. Сплошь и рядом знаем людей вполне мужественных, сильных и отважных – и у них было нежное, христианское сердце, и они не раз плакали слезами умиления!
В 1860 году в Киев приехал Патриарх Иерусалимский Феофан. Его с великой честью приняли: не только духовенство православное Киева, но и тогдашний гетман Сагайдачный со своими казаками. Они все время охраняли Святейшего Патриарха от замыслов поляков. Еще на пути к Киеву, Сагайдачный встретил Святейшего, и все время его пребывания в Киеве, в братском монастыре, окружали Патриарха «аки пчелы матицу свою». А потом и проводили Патриарха вместе с духовенством до Валахии. Здесь произошло их прощание. И, когда Святейший Патриарх Феофан говорил всему духовенству и людям слово о том, что нужно твердо держаться святого православия и с покорностью переносить гонения и скорби, то «святители, гетман, его казаки и все православные плакали» (проф. И.И. Малышевский, «Зап. Русь в борьбе за веру и народность». СПБ, 1897 г. 292–296). Никто не упрекает этих казаков в недостатке мужества. Они ли не видали смерти? Они ли не приняли ударов сабельных? Казаки смеялись над всякой чувствительностью, а вот при виде святыни, при проповеди христианской и эти суровые воины умилились сердцем и проливали слезы. Почему? Потому что они были христиане и имели через это мягкое сердце!
«Я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка святый и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их, и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (Откр. 6:9–11).
Даже такие ужасные дела, как убийства ни в чем не повинных тружеников слова Божия, – совершаются не без воли Божией... Тем более – скорби, болезни, нищета, всякие лишения. Пойми, возлюбленный, что над всеми есть недремлющее око Божие, а без Бога никто и ничего не может тронуть; а если с ведома Божьего что совершается, это для нашего блага; что Бог есть всесовершенная благодать и милосердие. У Бога все определено. Смерть проповедников Христовой истины несет им вечную радость. И мученики Христовы не боятся смерти. Это видно не только из жизни и страданий древних мучеников, о чем говорит нам история; это слышим и о современных нам мучениках. Митрополит Вениамин Петроградский (Казанский), когда взяли его на смерть, так говорил о себе всем, кто с ним ехал: «Когда я был мальчиком и читал о страданиях и смерти мучеников за Христа, то скорбел, что живу в дни покоя для Церкви. Я молился, чтобы Господь удостоил меня принять муки за Христа... И вот, как видите, эта детская мечта моя осуществилась: меня везут на расстрел!» И дивный святитель принял муки и смерть за святую веру православную и за Церковь Христову... Да будет во всех делах наших и во всем мире воля Божия, святая и всеблагая!
«Господь разрушает советы язычников, уничтожает замыслы народов, уничтожает советы князей. Совет же Господень стоит вовек; помышления сердца Его – в род и род. Блажен народ, у которого Господь есть Бог, – племя, которое Он избрал в наследие Себе» (Пс. 32:10–12).
Люди строят планы: как бы поработить один другого, как бы захватить чужие богатства. У них все и приготовлено, и обдуманно, и рассчитано. Но совершается так, как Богу угодно. И в самом деле – какая близорукость! Пришли люди в чужой дом, устроились здесь и решают все дела, а о хозяине дома, который предоставил им свой дом, со всем имуществом, даже и не вспомнят; а иные дошли до того, что стали утверждать, что и вообще-то никогда никакого хозяина этого дома и не было, и что, мол, дом сам собою устроился!.. Но мы, верующие в Бога и исповедующие сие, помним, что над всеми нами и миром есть Верховный Хозяин; и радуемся, и утешаемся этой истиною! Как не радоваться! Ведь, в конечном итоге, все зависит не от людей, а от Бога! Люди – не справедливые, Бог – всегда во всем справедлив! Люди убивают своих братьев, – Бог дарует им вечную жизнь... ...Люди – преследуют, обижают, Бог охраняет от всякого зла и дарует все блага... Богу да будет слава во веки!..
«Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, а открытое – нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполнили все слова закона сего» (Втор. 29:29).
Очень много в делах Божиих недоступно нашему разуму. Господь не открывает нам тайн Своих не потому, что Он не любит нас, а потому, что мы сего не можем вместить (Ин. 16:12). Несмотря на это, есть люди, которые вторгаются в недоступную им область богопознания. Таким можно ответить словами мудрой Иудифи: «Вы испытуете Господа Вседержителя, но никогда ничего не узнаете; потому что вам не постигнуть глубины сердца у человека и не понять слов мысли его: как же испытаете вы Бога, сотворившего все это, и познаете ум Его, и поймете мысль Его?» (Иудиф. 8:13–14). Все, что нужно для спасения нашего, открыто нам от Бога. Читай благоговейно Святую Библию, учение Святых Отцов, богослужебные книги и вообще учение Церкви Божией, – и перед тобою откроется такая масса тебе неизвестных истин, что ты изумишься и непрестанно станешь славить премудрого, всеблагого и всесовершенного Бога! Когда нужно, Господь открывает через Церковь Свою тайны для нашего спасения, как о сем говорит святой Апостол: «дабы ныне соделалась известною чрез Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» (Еф. 3:10).
«Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придут для Иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнет. И кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского?» (Есф. 4:14).
Так говорил благочестивый еврей Мардохей своей родственнице Есфири, супруге персидского царя Артаксеркса. Над еврейским народом повисли тяжелые тучи: приближенный Артаксеркса – вельможа Аман, из ненависти к Мардохею хотел уничтожить всех евреев в персидской империи, и уже исходатайствовал указ о сем у Артаксеркса. Мардохей обратился за помощью к Есфири. Но приходилось вступать в борьбу с могущественным и злобным Аманом. Есфирь, по обычному человеческому чувству страха, колебалась... Мардохей убеждает ее, говорит, что Господь для того и назначил ее быть царицей в данное время, чтобы она сохранила народ свой. И пусть спешит сделать это большое дело именно Есфирь, а не кто-либо другой... И действительно, Есфирь удалось, с Божьей помощью, остановить уничтожение еврейского народа в персидской стране (Есф. 8)... Каждому из нас Господь определяет то или иное служение. И нам так и нужно смотреть на свое положение: Господь поставил. И служить от всего усердия Богу для спасения ближних. Всякое доброе дело Господь именно посылает тому или другому... Вот нищий просит у тебя подаяния. Не отходи от него – это Господь послал его тебе. Пожалеешь милостыню этому нищему, Господь через другого пошлет ему, а ты лишился своей награды... А вот, человек просит наставления у тебя. Утешь, вразуми, наставь его! Это Сам Господь направил его к тебе, и ты, как можешь, помоги ему! Не смотри, возлюбленный, на свое убожество. Помолись усердно Богу, и с Его помощью принимайся за всякое доброе дело, которое тебе предстоит в настоящий час. От Господа определяются стопы человека (Пс. 36:23).
«Плата наемника, который будет работать у тебя, да не переночует у тебя, а отдавай ее тотчас» (Тов. 4:14).
Вот какое внимательное, бережное отношение к труженику! А верующих в Бога обвиняют в эксплуатации бедных. И делают также вывод, что религия христианская – угнетатель человечества! Все эти обвинения лживы! Кому неизвестно, что Спаситель завещает Своим последователям – давать, чего не попросит неимущий, и последнюю рубашку (Мф. 5:40–42)...
Правда, не все верующие исполняют заповеди Христовы о милосердии, и бывает немало безсердечных к бедняку, и жадных на всякое богатство. Но не мало было и есть христиан добрых, милостивых, сострадательных к нищим и всем нуждающимся!.. Упрекают православное духовенство в защите богачей-эксплуататоров (не все богачи – эксплуататоры, но среди них есть и такие). Это неправда. С церковной кафедры ни один православный пастырь не призывает давить и грабить неимущих и слабых. Напротив, служители Христовы всегда осуждали жадность, грабежи, насилия власть и силу имущих над запуганными людьми; только не все из них называли имена по слабости, малодушию своему, правда. Впрочем, были и мужественные обличители неправды и жестокости эксплуататоров. Таковы, например, великий светильник Церкви – святой Иоанн Златоуст; неустрашимый святитель Божий Николай Мирликийский; русский святитель Филипп Московский; и другие святители и пастыри страны нашей: Владимир Киевский, Вениамин Петербургский, Митрофан Астр., Андриан Перск., протоиереи Иоанн Кронштадтский, Иоанн Восторгов, философ Орнадский и многие-многие исповедники Христовы... Есть и теперь, и всегда будут такие твердые стоятели за правду и в защиту бедных от их эксплуататоров. Тем более, никто не может сказать, что православная христианская вера проповедует угнетение, насилие, порабощение, жестокость. Кто же говорит, тот полный невежда в христианском учении, или же сознательно клевещет на святую, высокую и прекрасную веру христианскую, православную!..
«И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его. Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех» (Ин. 2:23–24).
Когда Господь наш Иисус Христос совершал Свои чудеса, конечно, не мало было зрителей. И все, кто был правдив и честен, не могли не видеть, что Спаситель – не есть обыкновенный человек, а великий Чудотворец, Мессия! И, однако, Господу не угодна была такая вера, так как она была поверхностна, неустойчива и внешняя – душевному настроению этих людей. Они не знали ни Христа Спасителя, Его всесвятой личности; ни Его Божественного учения, так как некоторые из них редко видели Спасителя и могли не слышать Его слова... Понимали дух Христов, и то отчасти, лишь святые ученики Господа, с коими Он постоянно ходил и коих вразумлял и наставлял... Так и от них Спаситель наш и Бог желает веры сознательной, основанной на понимании учения Христова. К такой вере мы подходим путем воспитания, образования Церкви Божией (Лк. 24:53). Через глубокое внимание ко всему, связанному с учением и личностью Христа Богочеловека, хотя чудеса тут и не исключаются, но являются не главнейшим моментом, а лишь привходящим. Вот почему мы не должны скорбеть, не видя теперь открытых чудес Божиих, подобно тем, кои совершал Господь наш во время Своей земной жизни; но утешаться будем словами Всемилостивого Спаса: «Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29).
«Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: Это Я, Который говорю с тобою» (Ин. 4:25–26).
Большинство современных религиозных иудеев не верили, что Иисус, Спаситель наш и Бог, есть Тот обетованный Мессия, Который был предсказан ветхозаветными пророками... Недавно появился в Индии какой-то религиозный фантазер, который выдает себя за Мессию, и этого лжемессию, будто, признали многие тысячи так называемых теософов. Какое же у нас, христиан, есть доказательство того, что наш Спаситель есть действительно Мессия, и что другого истинного Мессии уже не будет?.. Прежде всего, лучшие религиозные сыны Израиля (например, Иоаким и Анна, праведный Симеон Богоприимец и Анна Пророчица, дочь Фануилова, не говорим уже о Пресвятой Деве, а также Апостолы и очень многие другие из иудеев) признали в Иисусе Христе, родившемся в Вифлееме от Девы Марии и Духа Святого, давно жданного Мессию. Замечательно, что немало иудейских раввинов, знавших хорошо Ветхий Завет, уверовали в Спасителя, как об этом свидетельствует книга Деяний Апостольских: «и из священников очень многие покорились вере» (Деян. 6:7). Великий Апостол Павел вначале был ярым гонителем христианской веры, так как не знал, что Христос Иисус есть именно Мессия. А потом стал ревностнейшим Апостолом, уверовав всей душой в Спасителя мира – Мессию Христа. И он прекрасно был наставлен в ветхозаветном законе у ног знаменитого ученого раввина еврейского Гамалиила – считался ревнителем закона; принадлежал к партии знатоков ветхозаветных книг и учения иудейского – фарисеев (Деян. 22:3–21, 23:6). Кроме того, в жизни и учении Христа Спасителя исполнились в точности все пророчества ветхозаветные, что может узнать всякий безпристрастный человек, ищущий истины, если только сравнит Христову жизнь и деятельность, историческая действительность коих не подлежит сомнению, ибо все это не в углу происходило (Деян. 26:26), и зафиксировано даже врагами Христа (История Иосифа Флавия, письма Плиния младшего, Светония, Цельза и друг.) с книгами Ветхого Завета (Лк. 24:25–27). Затем, о том, что Господь наш Иисус Христос действительно есть обетованный Мессия, свидетельствуют Его всякие чудеса, сотворенные Христом Спасителем от Своего собственного, как истинного Бога имени. Иоанн Креститель, сам глубоко уверовавший в Спасителя, как в Мессию, посылает к Нему двух своих учеников, чтобы уверить их, что Иисус Христос есть действительно Мессия. «Они, пришедши к Иисусу, сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Который должен придти, или другого ожидать нам? А в это время Он многих исцелил от болезней, и недугов, и от злых духов, и многим слепым даровал зрение. И сказал им Иисус в ответ: Пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне!» (Лк. 7:19–23).
То, что Христос Спаситель сказал ученикам Иоанна Крестителя о Себе в форме вопроса, тот же Господь прямо и определенно возвестил жене самарянке, а через нее всему миру. Самарянка говорит: «Знаю, что придет Мессия, то есть Христос». А Спаситель отвечал ей: «Это Я, Который говорю с тобою» (Ин. 4:25–26)... Итак, никто не сможет на Страшном Суде Христовом отговориться, что у него не было доказательств мессианства Спасителя нашего Иисуса Христа. Но замечательны слова Самого Господа: «блажен, кто не соблазнится о Мне»: кто не захочет признать в Спасителе нашем обетованного Мессию, тот будет выискивать извинения, чтобы успокоить свою совесть, извращая дух и характер жизни и благовестия Спасителя мира...
«Но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынуждено, а добровольно» (Флм. 1:14).
Всякое наше доброе дело свободно. Господь не принуждает нас к исполнению Своих заповедей. Мы можем пойти за Спасителем и отречься от Него – это зависит от нас самих. Но и зло тоже не имеет над нами обязательной силы. Сатана нас искушает своими соблазнами, показывает их в обольстительном ложном свете. Но заставить нас согрешить он не может. Что же, оставить человека на его собственное решение? Что можем сделать мы со своевольным юношей или бунтарем, грешником, если он не хочет нас и слушать? Вот тут-то и сказывается сила убеждения и слова! Будь в чем-либо убежден ты сам, – говорим о христианских добродетелях, – и ты всегда сможешь хоть что-нибудь заронить в душу своего собеседника. Возможно, что он не обратит никакого внимания на твои слова, но слова истины, сказанные с силою, всегда обезоруживают, как проповедь Спасителя связала руки слуг первосвященника и фарисеев еврейских, посланных, чтобы схватить Господа: «Для чего вы не привели Его?» – спросили фарисеи. Служители отвечали: «Никогда человек не говорил так, как Этот Человек» (Ин. 7:44–46). На этой внутренней силе истины и вдохновенном слове проповедников Христовой истины, в ней убежденных и горящих жалостью к людям, сидящим во тьме и сени смерти духовной, покоится преимущество христианской веры перед неверием. Ведь всякий невер еще может сознать свое заблуждение, кроме, конечно, нераскаянных и осатаневших (Ин. 8:44). И поэтому можно и дальше проповеднику христианской веры возвышать свой голос за истину всюду, пред каждым человеком; может быть, убедит он своего слушателя. «Человек, – говорит один духовный старец-инок, – есть существо, способное пропустить через себя ту или другую силу и волю, и, пропуская их, сливаться, совпадать своими желаниями, стремлениями с ними, и потом, силою привычки и навыка переродиться и стать одного свойства с теми, чью волю через себя пропускает» (Оптинский Старец иеромонах Даниил (Болотов). Душ. чт. 1913 г., ч. 2, 266 стр.). Служители слова Божия, проповедники святой истины, пастыри Православной Церкви! Не долг ли наш всюду возвещать истину Божию, где бы ни случилось жить, и при всяких обстоятельствах. Если неверие, несущее людям мрак, уныние, ужас, пустоту души, работает усиленно и имеет успех среди людей, то лениться ли, опускать ли руки нам, служителям Христа Бога?! За нами, ведь, истина, дающая всем, следующим за нею, радость, покой, мир и блаженство души, не только здесь, но и за гробом; счастье вечное, неизживаемое, нестареющее!.. «Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один» (Ин. 6:15).
Так легко было Спасителю объявить Себя земным царем иудейским! Ведь народ с восторгом признал бы Его своим земным владыкою. И книжники и фарисеи, злейшие враги Господа, не только бы не помешали бы сему, а с великою охотой поддержали бы это народное желание, как то можно видеть из Евангелия (Ин. 11:48)... Но Спаситель отверг эти предложения. Он на суде Пилата прямо заявил: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36). Господь Бог – Второе лицо Пресвятой Троицы – сошел на землю и принял естество человеческое от Девы Марии не для земного владычества над людьми, а для спасения их душ. Другое Царство Он уготовал всем верующим в Него и исполняющим Его заповеди, Царство Небесное еще от создания мира (Мф. 25:34). Сюда Он зовет всех людей через Церковь Свою. Приходите же, люди, спешите в это Царство Христово! Вступайте здесь, на земле, в Церковь Христову, которая введет вас в Царство Небесное; исполняйте заповеди Христовы, с Божьей помощью очищайте себя от всякого греха, ибо не войдет в Царство Небесное ничто нечистое (Откр. 21:27) – и впереди у нас вечное радостное Царство Христово. Одно за другим проходят земные царства. Самое сильное государство может рухнуть. Где могучая Греция? Где железный Рим? Их нет в прежнем могуществе и славе. А Царство Христово существует уже на небе и будет существовать вечно, как и исповедуем мы в Символе Веры: «Его же Царствию не будет конца». Будучи гражданином земного царствия, и, исполняя его мирские законы, не забывай, возлюбленный, что ты призван к гражданству небесному – Царству Христа Бога, Спасителя мира... «Наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом» (Евр. 3:13).
«Когда ты видишь брата своего, колеблющегося в вере, или искушаемого плотским грехом, или уже павшего в грехе – спеши к нему со своим посильным словом, всячески уговаривая отойти от злого, гибельного пути греха. Спеши, пока грех не овладел несчастным и не опутал его совсем так, что грешник уже ожесточился и со злобою относится ко всякому слову истины. О! Тогда большое горе! Остается тебе молиться усердно Богу о погибшем брате нашем, да смилуется над ним Господь, и Своим премудрыми и благими планами возвратит несчастного на путь истины и христианской жизни. А если он оттолкнет Божью благодать и ожесточится совершенно, тогда он погиб и перешел в царство сатаны. К тому и стремится сатана – погубить душу человека, то есть втянуть ее в свое сообщество и соделать ее соучастницею своих мучений, страданий, лишений, без благодати и света... сделать покаяние – воскресение ее невозможным» (Оптинский старец иеромонах Даниил (Болотин), письма: Д.Ч. 1913 г., ч. 2-я, 172стр.). Господи! Не доведи никого из Твоих верных до этого состояния – ожесточения! А впадших в руки человекоубийцы-сатаны опять возврати в Церковь Твою Святую!
«Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы» (Ин. 7:7).
Почему учителя неверия и разврата часто имеют успех, а проповедников истины – гонят и ненавидят люди века сего? Оттого, что многие наши современники больше любят тьму, чем свет, предпочитают валяться в грязных чувственных наслаждениях, чем вести светлую, христианскую, нравственную жизнь... Что же делать нам, апостолам христианской веры и жизни? Показать превосходство веры пред неверием; нравственной жизни пред греховной. Этому отчасти помогает и самое состояние современников-гонителей христианской веры. Спроси искреннего невера: доволен ли он содержанием души своей; удовлетворяет ли его атеизм? Большинство из них просто не хотят останавливаться на критике атеизма, а идут все дальше и дальше по наклонной плоскости. От истин же христианских они прямо отмахиваются, не желают о них и слышать. А ревностных проповедников веры святой они начинают ненавидеть, как говорящих горькую для них истину – о несостоятельности атеизма и низменности разврата. Но кто гонит правду, тот ее не победил. Кто боится истины и всячески уклоняется от нее, тот сам показывает, что истина сильнее его. Потому, нам нужно не ослабевать в проповедании истины христианской, и ее огненными доводами разбивать все ложные и дутые положения атеистической религии и морали.
«Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его». Дочь Вавилона, опустошительница! Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» (Пс. 136:7–9).
«Доброе дело благословлять Бога, превозносить имя Его, и благоговейно проповедовать о делах Божиих; и вы не ленитесь прославлять Его» (Тов. 12:6).
Зачем эти торжественные, продолжительные уставные церковные богослужения? Разве Богу нужны они больше молитвы? Ему нужно наше чистое, доброе сердце. Лучше я помолюсь немного, но с чувством, чем буду в храме по целым часам петь и молиться, иногда с усталым настроением?.. Такие суждения не совсем правильны... Конечно, Богу не нужны наши молитвы – Он Вседоволен и Всеблажен. Но усиленные молитвы наши, уставные богослужения являются выражением нашей любви и преданности, и благодарности к Богу. Нам, получившим столь великие и богатые милости от Бога, нашего любвеобильнейшего и многомилостивого Отца Небесного, надо немолчно славословить Его, на всякий час нашей жизни. Особенно теперь, когда страна наша возсмердела от беззаконий, и кощунств, и богохулений, необходимо нам открыто и торжественно, и много славить нашего Великого Бога. И этим показать всем неверам, что не удержат нас от поклонения Богу и не отлучат от Него ни скорби, ни муки, ни ссылки, ни самая смерть. Посему, возлюбленный, когда ты слышишь звон благовеста в храм Божий, не ленись идти и прославлять в храме Твоего Бога Всемилостивого. И, когда приходит час утром и вечером для твоей домашней молитвы, не ленись прославить Бога. И во всяком месте, и при всяком случае не отрекайся от Бога, но неустанно прославляй Его!»