В Великий Четверток. Христос Спаситель созывает нас на великую Тайную Вечерю
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий,
причастника мя прими.
Други наши, приблизились к нам Великие дни Страстной седмицы, посвященные воспоминанию последних дней земной жизни нашего Спасителя. По величию событий этой седмицы и каждый день ее именуется великим. В Великий Четверток Воплотившееся Слово Божие, как Законодавец Нового Завета, созывает всех на Великую Тайную Вечерю и дает миру завет на всю жизнь вплоть до Своего Второго Славного пришествия. Сегодня же Тайная Вечеря совершается для нас, и мы присоединяемся к двенадцати избранным и стоим в Сионской горнице, чтобы принять ломимое Самим Христом Свое тело и Его изливающуюся Животворящую Кровь. И это не аллегория, не просто воспоминание о том, что произошло когда-то; это ежегодное свершение и обновление в мире величайшего спасительного дела Христова для всех поколений, живущих на земле, установление Таинства Евхаристии. Всему миру, произволяющему на спасение, хватит Животворящего Брашна.
Но прежде чем приступить к Святой Божественной Трапезе, давайте сердечным вниманием приникнем во все на ней происходящее. Тогда за закрытыми дверями втайне от враждебного мира собрались на ней только двенадцать последователей Христа, призванных внять Его учению, чтобы воплотить его в жизнь. Только двенадцать!
Дорогие, оглянитесь вокруг сейчас. Слова Божественного Страдальца: «когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе», – исполнились и доселе живы и действенны. Милость Божия готова благодетельствовать всем без исключения. Достигла она и нас! И мы сегодня по зову Божию среди двенадцати.
Одни, подобно Петру, горячо, но с оттенком самонадеянности приступают к Спасителю, клянясь в верности, но знают ли, устоят ли пред жизненными искушениями; другие, не доверяя себе, потаенно терзаются в сердце: «Буду ли верен я Христу до конца?» И лишь немногие, не деля своей любви между миром и Богом, в тихости сердца готовы возлечь на перси Христа с юным Иоанном, чтобы вслушиваться в Божии откровения и поучения. Но, дорогие наши, забудем ли и о страшном падении двоедушного и неверного ученика, которое произошло тут же, на Тайной Вечери.
Повторюсь, и мы с вами сегодня среди учеников Христовых. Для нас звучат великие совершительные слова: «Приимите, ядите, сие есть тело. Мое. Пийте от нея вси, Сия бо есть Кровь Моя Нового Завета яже за многие изливаемая во оставление грехов». Тогда всем присутствующим на Вечери умыл ноги Христос, всех без исключения причастил. Но перед самым причащением Сердцеведец, не оставляя надежды на обращение одержимого греховной страстью, не называя имени, напомнил ему о гнездящейся в его сердце нечистоте: «Вы чисти есте, но не вси». Не встрепенется ли и наше сердце при этих словах Христа? Не каждого ли из нас заставляют они задуматься? Чисты ли мы? Действительно ли мы преданы Богу? Сокрушимся же сердцем, други наши. «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». Как же важно приступать к Чаше Жизни с чистым сердцем.
Борясь за душу грешника, болезнуя о нераскаянности сердца, Иисус еще раз призвал его к покаянию, обличив тайну сердца: «яко един от вас предаст Мя». Скорбью исполнились сердца всех верных, и каждый в недоумении восклицал: «не я ли, Господи?» Глух остался лишь тот, к которому и были обращены эти слова.
«Не я ли, Господи?» – скажем Христу и мы каждый о себе. Почему, дорогие мои, этот вопрос Спасителя касается непосредственно и нас? Да потому, что от причастия на одной и той же трапезе определились два различных пути – путь спасения и путь погибели. Кто ныне идет путем апостолов и кто путем Иуды?
Одиннадцать учеников, причастившись Тела и Крови Господней, устремились за Ним в сад Гефсиманский, чтобы потом на пути Христовом до конца своих дней молиться и бодрствовать. Будем стараться и мы идти за апостолами путем спасения, почитая себя неразрывно и навсегда соединенными с Христом.
Но и гибельный путь Иуды не остается без последователей доныне. Идет по нему тот, кто, принимая Тело и Кровь Господа в Евхаристии, почитает себя ничем не обязанным своему Спасителю, определяя себя только на праздник и радость жизни, забывая о распятии воли и подвиге крестоношения. Надо знать, что подобные желания и чувствования есть безмолвные отголоски Иерусалимского вопля против Иисуса: «Возьми, возьми, распни Его» (Ин. 19, 15).
Святитель Московский Филарет сказал: «Между подражателями и врагами распятого Иисуса нет среднего состояния. “Иже несть со Мною, – говорит Он, – на Мя есть” (Мф. 12, 30). Должно взять один из двух жребиев непременно: или жребий Распятого, или жребий распинателей». Итак, дорогие наши, с кем мы? С кем не здесь в храме, а там, где нас встретит искушение, там, где нам предстоит выбор: идти за истину Христову на крест или принять обещанные жизнью неправедные блага.
И для нас, как некогда для учеников Христовых, сейчас идет испытание веры в Бога и доверия Ему. Будем же помнить постоянно об этом, други наши, ведь это и для нашего времени вопрос жизни и смерти. Мир все выше и горделивее вздымает свою главу, достраивая начатую когда-то Вавилонскую башню. Некогда христианский запад уже дерзостно поднял руку на орудие нашего спасения – на Крест Христов. Надо нам помнить, како опасно ходим, сколько приманок и соблазнов заготовил мир и враг рода человеческого для каждого из нас. И для этого нам надо серьезнее и глубже вглядываться в своего внутреннего человека, не притаилась ли и в нас тень двоедушия, погубившая ученика. На языке: «Господи, Господи!» – а по жизни тайно даже и для себя, и часто лукаво: «Имей мя отреченна». Спасение наше заключается в расторжении общения с сатаною и в восстановлении общения с Богом.
Заповеди Божии спасительным светом своим во тьме мира еще светят, и слово Божие зовет нас: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас», «иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть».
И сегодня на службе в напоминание о нашей великой ответственности за избираемый путь вместо Херувимской песни и вместо причастна звучит песнь Тайной Вечери: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».
В эти священные минуты да умолкнут в душе нашей все посторонние помышления, да исчезнут все другие чувствования, да угаснут все другие желания, кроме тех святых стремлений, к которым призывает наш дух Сам Спаситель. Со страхом Божиим, верою и любовью приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аминь.