В церкви сщмч. Панкратия. За литургией. 1925 г.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Слушая слово Божие, мы испытываем чувство стыда, и страха, и благодарности, и умиления. Чуство стыда мы испытываем потому, что в слове Божием столько обличающего нашу жизнь. Чувство благодарности испытываем потому, что видим, как несмотря на грехи наши, Господь печется о нашем спасении. Страх испытываем потому, что видим, как несмотря на это постоянное обличение и попечение о нас, мы закосневаем в наших грехах, в нашей мирской жизни. А умиляемся потому, что несмотря на наши грехи и нашу косность, все же сердце наше оживает, наполняется истинной радостью и светом только слыша слово Божие.
Все эти чувствования: и стыд, и благодарность, и страх, и умиление переживаются нами и ныне при чтении притчи сегодняшнего Евангелия.
Один человек сделал большой ужин. Послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И все начали извиняться.
Первый сказал, что купил землю. Надо идти посмотреть ее. «Имей мя отреченна». Другой купил пять пар волов, ему надо испытать их. «Имей мя отреченна». Третий женился и потому не может придти.
И возвратился раб и сказал обо всем Господину своему. И разгневался домовладелец, и сказал рабу своему: «Пойди скорее по улицам и переулкам города, и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых». И когда исполнил раб повеление господина, осталось еще место. И сказал господин рабу: «Пойди по дорогам и изгородям и убеди придти,чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина: ибо много званых, но мало избранных».
На пир Господний зовет людей раб Божий. Но что слышит он в ответ? Кто явится на этот зов?
Один ответствует - у него заботы, заботы по имению, по устроению жизни. Ему некогда придти на вечерю Господню - «имей мя отреченна!» Приду, говорит, может быть, когда-нибудь в другой раз! А этот купил волов. Этому надо испытать, надежно ли устроил свою жизнь. «Имей мя отреченна». Не могу придти на вечерю Господню. А у этого семья. А у этого жена. У всех-то заботы. Все устраиваются. Когда же начнут жить?
Но вот мы, нищие, увечные, слепые, пришли на Его пир. Ибо истинный пир Господина нашего - Божественная Святая Евхаристия.
Что же здесь взамен этих земель, и волов, и жены предлагает нам наш Домовладыка? Может ли сравниться то, что предлагается на нем, с тем вещественным, наглядным, соблазнительным, что предлагает мирская жизнь?
Пусть выбирает человек: волы, земля, земные наслаждения? Или Божественное Тело, Божественная Кровь, жизнь вечная?
О, пусть имеют нас отреченными все эти блага земные, всё, что порабощает дух. На вечери Господней предлагается нам то, что соединяет нас со Христом, что дает покой души, что осветит наше сердце, что исполнит радости наш жизненный путь, здесь залог нашего воскресения в день Страшного Суда, здесь наша жизнь, наша любовь, наше спасение! Скажем ли: «имей мя отреченна»? Или припадем к стопам Божиим и будем умолять Его не отринуть нас? Предадим ли, как некий Иуда, Господа, променяв Святое Тело Его и Кровь на тридцать серебренников, на этих волов, землю, семью, на все блага земли? Да не будет сего! Много званых. Мало избранных. Но да сподобит нас Господь быть среди этих немногих избранных, хотя самыми последними среди них. Да помянет Господь и нас, грешных, во Царствии Своем!
Аминь.