В Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную. О значении поста
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Прошли уже почти три недели Великого поста, и многие правильно постящиеся могли на себе усмотреть благотворное действие этого установления Божия. Святитель Василий Великий учит, что посты установлены Самим Богом еще в раю. Господь заповедал первым людям не вкушать от дерева познания добра и зла, эта заповедь и есть «узаконение поста и воздержания». Через невоздержание произошла смерть человека, тогда плоть возобладала над духом, и человек был изгнан из рая; возвратить утраченную силу духа и снова возвести плоть в рай без поста немыслимо. «Мы повреждены грехом, уврачуемся покаянием, а покаяние без поста недейственно… Будем поститься, — призывает святой отец, — чтобы снова возвратиться в рай… Постом оправдайся перед Богом».
Разъясняя, что нарушение поста послужило первому человеку в осуждение, святитель Василий Великий далее говорит, что пост послужил людям в оправдание. «Все святые соблюдали пост как отеческое наследие, передаваемое от отца сыну и преемственно получаемое, так что стяжание это сохранилось до нас». Постились и все ветхозаветные праведники. Постился угодник Божий Моисей и получил от Господа Бога скрижали закона Божия. Постился великий пророк Божий Илия, и, «очистив душу свою сорокадневным постом, он в Хоривской пещере видел Господа, насколько возможно видеть Его человеку». А три отрока в Вавилоне за верность посту, заповедям Божиим были брошены в огненную печь, но «огонь не смел прикоснуться и к волосам их, которые были взращены постом». «Приводите на память святых угодников Божиих, — призывает нас святитель Василий Великий, — и подражайте их подвигам, воздержанию и посту, если желаете наследовать с ними Царство Божие». Святого апостола Павла пост возвел до третьего неба, вот почему он причисляет пост к плодам духовным и повелевает всем подвизающимся от всего воздерживаться. Наконец, святитель Василий Великий указывает и на пример Самого Христа Спасителя, Который постился, чтобы нам всем подать пример, как через пост приобретать духовную силу и побеждать искушения.
Творец души и тела Господь наш Иисус Христос предостерегает: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством». Ясно из этих слов, что пища и питие действуют на душу. В наше время все жалуются, что не могут молиться без рассеяния помыслов, что сердце во время молитвы холодное, бесчувственное, нет умиления, нет сокрушения о грехах, нет покаяния, даже в теле чувствуется невыносимая тяжесть. Какова причина этого явления? Отсутствие поста. Сердце отягчено невоздержанием в пище и питии, мысль переполнена всякими впечатлениями через зрение, слух, празднословие. Все эти зрительные и слуховые образы начинают возникать в разных сочетаниях в сознании молящегося. Человек не может ни одной минуты помолиться без рассеяния. Однако же удержать зрение, слух и язык человек бессилен без помощи поста. Вот что говорит преподобный Симеон Новый Богослов о влиянии поста на разные стороны души: «Пост, как врач душ наших, у одного христианина смиряет плоть, у другого укрощает гнев, от одного отгоняет сон… очищает ум и делает его свободным от… помыслов… а у иного не дает глазам смотреть туда и сюда и любопытствовать… но всякого располагает внимать себе самому и свои собственные рассматривать грехи и недостатки… Пост… отгоняет ожесточение сердца и из того, кто был прежде ядца и пийца, извлекает потоки слез сокрушения».
Дорогие братия и сестры! Мы беседуем, соединяемся с Господом через молитву. Но чтобы молитва наша была плодотворной, надо соединять ее с благоразумным постом, так как пост для молитвы то же, что крылья для птицы. «Пост, — учит святитель Василий Великий, — препосылает молитву на небо».
Грех, исходя из сердца человека, действует в его теле и, между прочим, проявляется в чувственных похотях. Эти похоти расслабляют душу христианина и стремятся руководить его жизнедеятельностью. Диавол старается главным образом через тело, отвратить человека от пути спасения. Если человек не борется с похотями своего тела и не старается превозмочь его тяготу, то в конце концов окажется бессильным в борьбе духовной. Все начинания христианина будут бесплодны, в нем погаснет искра святого воодушевления, и Дух Божий не найдет места для Своего действования. Святитель Василий Великий, изображая зловредность этого влияния плоти, говорит, что «из грубой пищи [мясной, рыбной и т.п.] наподобие густого облака выходят как бы дымные испарения и преграждают путь озарениям Святого Духа, осиявающим ум». Каждому христианину надо так устроить свою жизнь, чтобы плоть была в постоянном послушании духу, а в этом ему и помогут пост и воздержание, так как они удручают плоть и ободряют дух.
Христианский пост — это неотъемлемая сторона христианской жизни. Он имеет значение самого необходимого и могущественнейшего средства для благочестивой жизни христианской семьи и общества. «Пост охраняет младенцев, уцеломудривает юного, делает почтенным старца… Пост — самое приличное убранство женщин, узда в цвете лет, охранение супружества, воспитатель детства».
Однако сам пост еще не может принести человеку душевный мир и спасение, если не будет сообразен с той целью, ради которой к нему прибегают. Подвиг поста совершается с целью ослабления греховных движений плоти и укрепления душевных сил. Но нет пользы от поста, который совершается с фарисейским лицемерием и не простирается дальше перемены пищи и пития.
И человека оправдывает не пост сам по себе, но та перемена, которая во время поста происходит в человеке. Пост телесный не может являться самоцелью. Это только средство в борьбе с грехом.
Главное — то состояние души, какое имеет человек во время поста. Воздержание должно касаться не только пищи, но должно простираться на все душевные проявления, должно обуздывать душевные страсти: гордость, превозношение, гнев, раздражительность, зависть, недоброжелательность, властолюбие, честолюбие, тщеславие, излишнюю стяжательность, осуждение и пересуды.
Только истинный пост является сильным средством против греха. Истинный пост — это уже начало покаяния. «Истинный пост — это удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления. Воздержание от сего есть истинный пост».
Исходя из сказанного, святитель Василий Великий советует всем содержать пост как телесный, так и духовный, со тщанием, ибо одно только воздержание от пищи не принесет никакой пользы для спасения. «Ибо какая польза, если, воздерживаясь от яств, пожираешь глазами похоть любодеяния или ушами охотно выслушиваешь суетные и диавольские речи? — говорит святой отец. — Нет пользы воздерживаться от снедей, но не воздерживаться от кичения, высокоумия, суетной славы и всякой страсти. Или что пользы воздерживаться в пище, а не воздерживаться от лукавых, суетных помыслов? Что пользы поститься телесно, когда душа наполнена тысячами зол?»
Принимая пищу в соответствии со своими телесными силами, христианин не должен допускать пресыщения, выводящего из строя душевные силы. Но в то же время и поститься должно умеренно, чтобы, ослабив телесную силу чрезмерностью воздержания, не сделать тела ленивым и недеятельным для труда. И вообще, христианину надо быть свободным «от всякой надменности и идти путем средним и царским, нимало не уклоняться ни в ту, ни в другую сторону, не любить неги и не приводить тело в бессилие излишним воздержанием. Ибо если бы хорошо было изнемогать телом и лежать дышащим мертвецом, — говорит святитель Василий Великий, — то, конечно, Бог вначале устроил нас такими». Особенно тщательно надо соблюдать пост духовный. Благоразумное прохождение подвига поста делает человека даже с внешней стороны близким к ангелам по образу и святым по жизни, и, несомненно, такой христианин будет искренне каяться в своих прегрешениях, его молитва, слезы будут услышаны Богом, и он наследует вечную блаженную жизнь. Аминь.