В третью Неделю по Пятидесятнице. Промысл Божий о человеке

В третью Неделю по Пятидесятнице. Промысл Божий о человеке

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и … все приложится вам. Дорогие братия и сестры! Слово Божие учит, что Царствие Божие внутрь нас есть, то есть в нашем сердце. Оно своим исходным началом и основным зерном заключается в самом человеке, а именно: в непреодолимом сердечном желании быть близким Богу и жить в любви и общении с Ним. Надо иметь только это желание, воспитывать и укреплять его в себе, и все прочее (в том числе и земное) приложится, дано будет нам Господом. Поэтому, желая показать, что в сердце человека не могут ужиться забота об угождении Богу и забота о богатстве, Спаситель говорит: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне», надо выбрать кого-нибудь из двух: или Бога, или маммону. Маммоною у сирийцев назывался бог, или идол богатства, а евреи под этим словом разумели просто богатство. «Маммона есть всякая неправда, — объясняет блаженный Феофилакт. — Неправда же диавол. Мы поставляем себе в господина диавола, когда исполняем его волю, равно и наше чрево делаем богом; поэтому не можем мы работать Богу, если работаем маммоне». «Бог, — поучает святитель Иоанн Златоуст, — однажды навсегда сказал, что служение Богу и маммоне не может быть вместе соединено. Ибо маммона велит похищать чужое, а Бог повелевает отдавать свое; Бог велит вести жизнь целомудренную, а маммона — жить блудно; Бог повелевает презирать настоящие мирские блага, а маммона прилепляться к ним». Для нас вредно не только пристрастие к богатству, но даже излишняя заботливость о самых нужных вещах. «Посему говорю вам, — учит Спаситель, — не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться». Господь не запрещает трудиться и заботиться о необходимом в земной жизни. Трудились и заботились все святые. А апостол Павел запрещает есть тем, кто не хочет трудиться. Спаситель запрещает только такие заботы, которые заставляют человека забывать о Боге, говорит о том, что для нас излишне, что является прихотью. Поэтому-то Господь не сказал просто не заботьтесь, а прибавил: для души вашей, то есть не предавайтесь всей душой таким попечениям. Господь не сказал: сложи руки и сиди без дела, Я подам тебе пищу и одежду, но не будь, говорит, рабом чрева твоего, не предавай всего ума твоего на попечение о плоти. Душа не больше ли пищи, и тело одежды. Кто создал плоть, имеющую нужду в пище, Тот не даст ли ей и пищи? Смотрите, как Господь заботится о Своих созданиях. «Взгляните, — говорит Он, — на птиц, небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, однако же не умирают с голоду, ибо Отец ваш Небесный питает их». Если же Бог так заботится о низших, неразумных творениях, то мы, дети Его, не гораздо ли лучше их?. Наша жизнь в очах Божиих дороже жизни птиц; наша душа носит в себе образ Божий, она разумна и бессмертна. Неужели Бог забудет нас? Неужели не даст того, в чем мы имеем нужду?

Одежда не так необходима, как пища, поэтому о ней еще меньше надо беспокоиться, чем о пище. «И об одежде что заботитесь? — говорит Господь. — Посмотрите на полевые лилии, посмотрите на эти прекрасные белые полевые лилии, на все это бесчисленное множество цветов, украшающих землю, как они растут: о них не заботится человек, не заботятся и сами они о своей красоте, ни трудятся, ни прядут…» Но рассмотрите внимательнее их дивные одежды, сотканные рукой Творца: какое бесконечное разнообразие рисунков, какие неподражаемые для искусства человеческого оттенки в красках! Если же траву полевую, которая ныне так красуется, а завтра будет скошена, засохнет и будет брошена в печь, Бог так одевает, так дивно прекрасно украшает, кольми паче вас, маловеры! «Неужели, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — Господь не заботится о тебе, существе, лучшем из всех земных существ, созданном для вечной жизни? Если Бог и сену дает то, что ему вовсе не нужно, — ибо нужна ли его красота огню? — то как Он тебе не даст то, в чем ты имеешь нужду?» «Что же, — спрашивает святитель Филарет Московский, — неужели все должны отвергнуть всякое благолепие и облечься в рубища? Нет, никто этого не требует, божественный Учитель обличает только излишние, суетные, пристрастные заботы. Всем известно, что и Сам Он носил драгоценный не швейный хитон, которого пожалели разодрать разделявшие ризы Его». И в одежде надо соблюдать приличие и красоту. Но заботы без конца, пышность без меры, расточение без цели, ежедневная смена уборов, рабство перед модой — вот что осуждает Спаситель.

«Итак, не заботьтесь, — говорит Господь наш, — и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники». Они не знают Бога истинного, они не понимают, что Он заботится о каждом Своем создании; они живут только земной жизнью, поэтому им простительны такие попечения. «Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» — так рассуждают они. А мы должны стоять выше их и всегда помнить, что Отец ваш. Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Еще в Ветхом Завете сказано: «Не допустит Господь терпеть голод душе праведного». «Я был молод и состарился, — говорит пророк Давид, — и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба». Имея такой спасительный промысл Божий, мы не должны малодушествовать и предаваться излишним заботам о том, о чем обычно заботятся земные люди. Предпочитать всем заботам одну — искать Царства Божия и никаких трудов не жалеть ради этого. Чтобы нам быть истинными сынами этого Царства, послушными чадами Церкви Божией на земле и наследниками Царствия Божия на небе, Господь заповедует нам искать и правды Его, то есть оправдания перед Богом, по заслугам Спасителя, тогда все прочее, чего ищут люди, найдется само собою: и это все приложится вам — присоединится, дано нам будет как бы в придачу за труды наши в искании Царства Небесного. Господь не оставит нас, не забудет: все, что нужно нам, пошлет, а более всего подаст нам мир Божий и радость духовную.

«Ищите, — сказал Господь, — прежде Царства Божия». Следовательно, как пишет святитель Филарет, после Царства Божия, не возбраняется искать и того, что необходимо для земной жизни; значит, искание спасения не принуждает всех бежать из мира в пустыни, не запрещает жить и трудиться в мире. Не согрешишь, если сбережешь на завтра то, что Бог послал тебе с избытом сегодня: Он Сам повелел однажды собрать оставшийся после насыщения народа хлеб, чтобы ничто не погибло. Но если представится тебе случай раздать эти избытки нуждающимся сегодня же, то не жалей их, раздай, а о завтрашнем дне отложи заботу.

Дорогие братия и сестры, помня, что в Царствие Божие войдут только люди праведные, нам надо искать правды этого Царства, показывать в жизни дела правды и отгонять от себя всякую неправду; как бережем жизнь свою, так надо соблюдать и правду. Тогда всё приложится нам, Господь даст и поможет нам обрести это. В Прологе есть такой рассказ. Один труженик-садовник очень много работал, но денег не копил: что оставалось — все нищим раздавал. Как-то раз пришло ему на мысль: а что если я состарюсь и заболею, кто меня приютит тогда? И стал он копить деньги на старость и на случай болезни. Скопил денег, тут и болезнь объявилась. Открылась на ноге страшная рана, и работать стало нельзя. Все свои деньги он потратил на лечение, но пользы не было: врачи решили ногу отнять. И вот он вспомнил свою прежнюю трудовую жизнь, стал каяться и просить у Бога милости. Тогда является ему ангел Божий и говорит: «Иоанн, где же твои деньги, которые ты собрал?» Заплакал страдалец: «Согрешил я, Господи, прости меня, больше не буду!» И коснулся ангел Господень болящей ноги его, и стал Иоанн всем телом здрав. С того времени он грехом почитал копить деньги. «На что они мне, — говорил он, — когда Сам Господь заботится обо мне». Итак, дорогие братия и сестры, ищите же прежде Царства Бо-жия и правды Его, и это все приложится вам. Аминь.

Наверх