В среду первой седмицы Великого поста за Великим повечерием

В среду первой седмицы Великого поста за Великим повечерием

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры! Православный христианин живет от Пасхи до Пасхи. Нет ничего более значительного в его жизни, как переживание страданий Христовых и светлого Его воскресения.

Еще задолго до Пасхи сердце православного трепещет при мысли о ней. Но чтобы достойно встретить этот «праздник из праздников и торжество из торжеств», Святая Церковь с материнской заботой о нас установила время покаянной страды — святую четыре десятницу. Увидеть свои согрешения и узреть грех, наиболее свойственный нам, признать его язвой, разъедающей нашу душу, возгнушаться им, возненавидеть, проклясть и горько оплакать его, а главное — не утаить его в глубинах души, не скрыть его от Всевидящего Ока, но прийти ко Христу во врачебницу, показать язву греха во всей ее обнаженности Врачу душ и телес, стучаться в двери Его милосердия — вот смысл покаяния. «Воспряни, о душе моя! Деяния твоя, яже соделала еси, помышляй, и сия пред лице твое принеси, и капли испусти слез твоих: рцы со дерзновением деяния и помышления Христу, и оправдания». Чтобы облегчить нам покаянный труд, дать возможность зорче узреть свои грехи, горько оплакать их, Святая Церковь в материнской любви к нам уготовляет в течение святой четыредесятницы духовную трапезу сокрушения и умиления. Весь строй богослужения далек от торжественности, слышны лишь редкие удары колокола, зовущие к покаянию. Чтение в храме преобладает над пением, в течение седмицы прочитывается два раза вся Псалтирь. Само пение — протяжное — располагает к сокрушению. Радостное благовествование Евангелия заменяется более суровым чтением Ветхого Завета. На утрени вместо торжественного «Бог Господь и явися нам» поется печальное «Аллилуйя». Но самое главное отличие великопостного богослужения заключается в том, что на седмице (кроме субботы и воскресенья) не бывает торжественной и полной литургии; только по средам и пятницам в молитвенной тишине совершается литургия преждеосвященных даров. Святая Церковь, как мудрая мать, собрала для богослужения в эти покаянные дни все, что когда-либо было вознесено ко Господу молитвенным горением святых угодников и что может расположить нас к покаянию и умилению. Церковь, с одной стороны, напоминает нам о милости Божией, проявленной Пресвятой Троицей при сотворении мира и человека по образу Своему и по подобию, с другой — напоминает о грехопадении первого человека, поучает нас грозными речами святого пророка Исайи, наставлениями книги Притчей. В эти дни в храме часто повторяется молитва кающегося Давида «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» и воззвание благоразумного разбойника «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» (на «Блаженных»). Многократно повторяется всеобъемлющая молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», пение на вечерни стихов из 0‑го псалма «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою…». Святая Церковь призывает нас к молитвенному труду и спасительному смирению. При этом она учит не надеяться на свою только немощную молитву, но уповать на молитвенную помощь Царицы Небесной, святых угодников Божиих, призывать их на помощь. Канон святого Андрея Критского приводит нам на память множество событий из ветхозаветной и новозаветной истории — от грехопадения Адама до вознесения Христова и апостольской проповеди и тем побуждает наши души к покаянию, слезам и исповеданию. В этом каноне Святая Церковь призывает нас признать, что грех действительно омрачил и изранил нашу душу. «Оскверних плоти моея ризу и окалях еже [то, что было создано] по образу [Твоему], Спасе, и по подобию». «Раздрах ныне одежду мою первую, юже [которую] ми изтка Зиждитель изначала, и отгуду лежу наг». «Погубих первозданную доброту и благолепие мое, и ныне лежу наг и стыждуся». Приведя нас к осознанию своей наготы и ко стыду (ведь стыдно быть нагим), Церковь зовет нас воспрянуть от греховного сна: «Приближается, душе, конец, приближается, и нерадиши, не готовишися: время сокращается, востани, близ при дверех Судия есть. Яко соние, яко цвет время жития течет: что всуе мятемся?» «Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися. Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй».

Пробудив душу от греховного сна, Святая Церковь убеждает ее обратиться ко Господу и открыть Ему свои язвы: «Обратися, покайся, открый сокровенная, глаголи Богу вся ведущему: Ты веси [знаешь] моя тайная, едине Спасе, но Сам мя помилуй, якоже поет Давид, по милости Твоей». Поведав Господу свои грехи, душа наставляется непрестанно взывать, молиться к Праведному Судии. «Тайная сердца моего исповедах Тебе, Судии моему: виждь мое смирение, виждь и скорбь мою, и вонми суду [осуждению] моему ныне, и Сам мя помилуй, яко благоутробен, отцев Боже».

Возлюбленные братия и сестры, пост — великий дар Божий, он обновляет нас покаянием и возвещает великую радость воскресения Христова и нашего спасения. Святая Церковь и в этой покаянной суровости не может скрыть своей радости о наступившем посте: «Воссия благодать Твоя, Господи, возсия просвещение душ наших. Се время благоприятное, се время покаяния, отложим дела тьмы и облечемся во оружия света: яко да преплывше поста великую пучину, в тридневное воскресение достигнем Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, спасающаго души наша».

Но, к сожалению, время Великого поста многими из нас воспринимается как время тяжелое, унылое, траурное. Некоторые в глубине души считают, что пост — бремя неудобоносимое и ненужное. Время, мол, высоких подвигов уже прошло. Мы живем не в монастырях и не в прежние времена, когда легче было соблюдать посты. В наших-де условиях пост не так уж обязателен и возможен. «Бедный пост! — говорит святитель Феофан. — Сколько он терпит укоров, наветов, гонений. Но вот все, по милости Божией, стоит. Да и как иначе-то?» Ведь Господь постился, апостолы постились и притом немало (как говорит о себе святой апостол Павел, в пощениях многащи), и все святые Божий держали строгий пост, так что, если бы дано было нам обозревать обители райские, мы не нашли бы там ни одного, кто бы чуждался поста. Так и следует. Нарушением поста потерян рай, — соблюдение строгого поста должно быть в числе средств к возвращению потерянного рая. Наша Святая Церковь разве мачеха нам? Стала ли бы она налагать на нас такое тяжкое бремя и ненужное! А вот налагает! Видно, нельзя иначе. Покоримся же… Да и все хотящие спастись покоряются. У кого есть забота о душе, тот начинает поститься, и чем сильнее забота, тем строже он постится. Кто же отвращается от поста, тому, верно, не дорого спасение.

Грех, исходя из сердца человека, действует в его теле и, между прочим, проявляется в чувственных похотях. Эти похоти расслабляют душу христианина и устремляются руководить его жизнедеятельностью. Диавол старается главным образом через тело отвратить человека от пути спасения. Если человек не борется с похотями своего тела и не стремится превозмочь его тяготу, то в конце концов окажется бессильным в борьбе духовной. В нем погаснет искра святого воодушевления, и Дух Святой не найдет места для Своего действования. Святитель Василий Великий, изображая зловредность такого влияния плоти, говорит: «Из грубой пищи [мясной, рыбной] наподобие густого облака, выходят как бы дымные испарения и преграждают путь озарениям Святого Духа, осиявающим ум». Каждому христианину надо так устроить свою жизнь, чтобы плоть была в постоянном послушании духу, в этом ему и поможет благоразумный пост и воздержание, ибо они удручают плоть и укрепляют дух.

Христианский пост — неотъемлемая сторона христианской жизни. Он имеет значение самого необходимого и могущественного средства в деятельной и благочестивой жизни христианской семьи и общества. «Пост, — учит святитель Василий Великий, — охраняет младенцев, уцеломудривает юного, делает почтенным старца… Пост — самое приличное убранство женщин, узда в цвете лет, охранение супружества, воспитатель детства! Вот почему, — заключает святой отец, — если бы все соблюдали истинный пост, то ничто не препятствовало бы тогда быть глубокому миру во все мире».

Пост утоляет (усмиряет) страсти, иссушает их, а чревоугодие производит нечувствие души, окаменение, забвение смерти, взращивает страсти, особенно блудную. «Пост — это бескровное мученичество, — говорит старец Арсений Афонский. — Кто победил чрево, тот вкушает на земле небесную пищу. Постящемуся и молящемуся открываются неведомые тайны Божий».

Однако сам пост еще не может принести человеку душевный мир и спасение, если он не будет сообразен с той целью, ради которой к нему прибегают. Подвиг поста совершается с целью ослабления греховных движений плоти и укрепления душевных сил. Нет и не будет пользы от поста, который соблюдается с фарисейским лицемерием и не простирается дальше перемены пищи и пития. Поэтому было бы неправильно пользу поста усматривать только в воздержании от пищи и не принимать во внимание пост духовный. Человека оправдывает не пост сам по себе, но та перемена, которая во время поста происходит в человеке. Пост телесный не может быть самоцелью — это только средство в борьбе с грехом. Главное — то молитвенное, покаянное, смиренное состояние души, какое приобретает христианин во время поста. Пост телесный — это только средство поста духовного, а духовный пост — это средство к «стяжанию благодати Духа Святого», как учит преподобный Серафим Саровский, и тем самым — к спасению. Поэтому необходимо телесное воздержание (в пище, питии и прочем) соединять с воздержанием духовным.

Радуясь наступлению «красного дня поста», Святая Церковь в своих песнопениях раскрывает подлинный его смысл. «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви; истинный пост есть злых [дел] отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания лжи и клятвопреступления. Сих оскудение пост истинный есть и благоприятный». «Кто ненавидит брата своего, — учит преподобный Ефрем Сирин, — тот перед Богом то же, что предающийся объядению… Кто постится и гневается и таит в сердце своем вражду, тот ненавидит Бога и спасение далеко от него».

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что «честь поста составляет не воздержание от пищи, но удаление от грехов, так что, кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его. Ты постишься? Докажи мне это своими делами. Какими, говоришь, делами? Если увидишь нищего, подай милостыню; если увидишь врага, примирись; если увидишь своего друга счастливого, не завидуй; если увидишь красивую женщину, пройди мимо. Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела. Пусть постятся ноги, перестав ходить на противозаконные зрелища. Пусть постятся глаза, приучаясь не устремляться на благообразные лица и не засматриваться на чужую красоту. Зрение есть пища очей. Если она противозаконна и запрещена, то вредит посту и разрушает спасение души. Ты не ешь мяса. Не вкушай же глазами и нескромности. Пусть постится и слух, чтобы не принимать злословия и клеветы. Пусть и язык постится от сквернословия и ругательства. Что за польза, когда мы воздерживаемся от птицы и рыбы, а братьев угрызаем и снедаем?»

«Пост состоит в том, чтобы не есть много, — говорит преподобный Серафим Саровский. — Не следует разбирать между снедями вкусными и невкусными, что свойственно животным… Мы отказываемся от приятной пищи, чтобы смирить плоть и дать свободу духу. Истинный пост состоит в том, чтобы ту часть хлеба, которую ты сам хотел съесть, отдать алчущему… Пищи употреблять каждый день столько, чтобы тело, укрепясь, было другом и помощником душе в совершении добродетели. Иначе может быть и то, что при изнеможении тела и душа ослабеет. По пятницам и средам, особенно в четыре поста, пищу, по примеру отцов, употреблять один раз в день, — и ангел Господень прилепится к тебе».

Благоразумное прохождение подвига поста делает человека даже по внешнему виду близким к ангелам и святым по жизни. «У настоящего христианина, — говорит святитель Василий Великий, — и цвет лица почтенный, он не переходит в бесстыдную багровость, но украшен целомудренной бледностью; взор у него кроткий, походка степенная, лицо осмысленное, не обезображиваемое неумеренным смехом; у него мерность в речи, чистота в сердце».

Дорогие братия и сестры! Если мы всей душой и сердцем воспримем мудрые и спасительные наставления о посте Святой Православной Церкви и ее святых отцов и будем послушны им, то уподобимся «мудрым девам», своевременно заготовившим елей (то есть добрые дела) в сосудах своих для достойной встречи грядущего Жениха — Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

Наверх