В седьмую Неделю по Пятидесятнице. О неосуждении и прощении ближних
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных.
Дорогие братия и сестры! Этими словами святой апостол Павел внушает нам, чтобы мы снисходительно относились к нашим ближним, которые обнаруживают различные слабости и недостатки. При этом, конечно, апостол предполагает, что мы сами не имеем этих недостатков, что мы сильны верой и добрыми делами. В противном случае, если бы мы, строго относясь к немощи других, не оставляли без внимания свои немощи, нам, конечно, не только не следовало бы осуждать других, а непременно помышлять только о том, как бы испросить у Господа самим себе прощение в своих слабостях и проступках. Но многие из нас не хотят понять этого простого соображения и постоянно сплетничают, осуждая ближних своих; они забывают о своих грехах, а все свое внимание обращают на недостатки других. «Не судите, да не судимы будете» — такими краткими, но много говорящими словами обращается к нам Господь наш Иисус Христос, чтобы мы всячески избегали греха осуждения. Несмотря на это, мы часто злословим и осуждаем друг друга, даже и здесь, в этом святом храме, в этой нашей среде. В минуты осуждения ближнего мы забываем не только о тяжести греха осуждения, но и о том, что нас никто не поставил и не уполномочил быть судьей чужих поступков. Грех осуждения зарождается в большинстве из нас по причине нашей духовной слепоты, бедности и отдаленности от Спасителя. Разве осуждали кого святой Серафим Саровский, преподобный Сергий и другие великие святые? Чужие грехи вызывали у них не слова осуждения, а сердечную боль за грешника, пламенную молитву за него, желание помочь падшему брату. Сострадание к нашему грешному человечеству подвигало святых на героические духовные подвиги, доходившие до самопожертвования. Именно отношение угодников Божиих к людям является для нас вечным укором в нашей неправомочности осуждать своих ближних. Спаситель относился к согрешающему, как к больному, которому требуется помощь, а не суд. Вспомните, как поступил наш Господь с женщиной, которую застали в прелюбодеянии и привели к Нему для осуждения. Спаситель не осудил блудницу, умывшую Ему ноги; не осудил разбойника, распятого рядом с Ним на кресте. Многочисленные жития святых поучают нас ежедневно и говорят о той великой ответственности, которую мы берем на себя, осуждая своего ближнего. Так, преподобный Иоанн Савваитский рассказывает следующее: «Раз пришел ко мне инок из соседнего монастыря, и я спросил его: “Как живут отцы?” Он отвечал: “Хорошо, по молитвам вашим”. Затем я спросил об иноке, который не пользовался доброй славой, и гость сказал мне: “Нисколько он не переменился, отче!” Это услышав, я воскликнул: “Худо!” И только сказал это — тотчас почувствовал себя как бы в восторге и увидел Иисуса Христа, распятого между двумя разбойниками. Я было устремился на поклонение Спасителю, как вдруг Он обратился к предстоящим ангелам и сказал: “Изриньте его вон, это антихрист, ибо осудил брата своего прежде Моего суда”. Когда по слову Господа я изгонялся, в дверях осталась моя мантия, но тут я очнулся. “Горе мне, — сказал я пришедшему брату, — зол сей день мне!” — “Почему так?” — спросил тот. Тогда я рассказал ему о видении и заметил, что оставленная мною мантия означает, что я лишен покрова и помощи Божией. И с того времени семь лет провел я, блуждая по пустыни, ни хлеба не вкушая, ни под кров не заходя, ни с человеками не беседуя, пока не увидел Господа моего, возвратившего мне мою мантию». Так страшен грех осуждения, и так сурово наказание за него. «Ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя», — говорит святой апостол Павел. Если мы будем любить всех, ко всем будем милосердны и всем прощать обиды, то и Господь простит нам все наши прегрешения. О милосердии нашего Спасителя к тем, кто милосерд и добр к другим, кто, сознавая свою греховность, не берет на себя груз осуждения других, свидетельствуют многочисленные события из христианской жизни.
Так, Пролог, повествуя о жизни одного инока, свидетельствует, что некий инок, который прожил свою жизнь в лености, смертельно заболел. Когда он был при последнем издыхании, братия окружили его одр и с удивлением смотрели на то, что и в час смертный он был радостен и беспечален. Один из старцев спросил его: «Брат, мы знали, что ты жил в небрежении и легкости, скажи же, отчего ты и теперь, при смерти, нисколько не заботишься о себе и весело смотришь на нас?» Умирающий отвечал: «Подлинно, я худо жил, отцы! Но с тех пор, как я сделался монахом, я никогда и никого не осуждал. И вот теперь видел я, что ангелы принесли рукописание моих грехов и за мое незлобие при мне разорвали его. Поэтому я с радостью отхожу ко Господу». «Прощайте, и прощены будете», — учит Спаситель. А мы не хотим простить брату незначительные оскорбления и от Господа просим снисходительности к величайшим нашим согрешениям. Грешный человек своим помраченным умом и извращенным сердцем не может судить о других правильно. Бывает так, что кого осуждают люди, того Бог прощает. Так было и с благоразумным разбойником, осужденным на смерть; он покаялся и сейчас же услышал слова Господа: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю».
Наоборот, Иуда, будучи апостолом и пользуясь уважением последователей Христа, унаследовал вечную погибель. Грех осуждения настолько помрачает человеческий ум, что люди безжалостно осудили даже своего Спасителя. Чтобы нам не осуждать наших ближних, дорогие братия и сестры, будем постоянно в своих сердцах вопиять к всемилостивому Богу: «Милостиве, помилуй мя падшего!» Будем всегда помнить, что мы, как дети Единого Бога, не должны осуждать и порицать друг друга, но, напротив, вся наша жизнь должна быть исполнена любовью, снисхождением, состраданием к нашим собратиям. Аминь.