В пяток седмицы первой Великого поста (ждите Господа в благоговейном безмолвии: приготовьтесь встретить его, принять и упокоить в себе достойным образом)
В пяток седмицы первой Великого поста (ждите Господа в благоговейном безмолвии: приготовьтесь встретить его, принять и упокоить в себе достойным образом)
«Покайтеся, приближися бо Царствие Божие» (Мф.4, 17). Так говорил Господь о Своем явлении на землю, о том, что Он – Царь спасительного Царства – уже пришел и пребывает между людьми. О сем же вразумляя пытливых, в другой раз Он сказал: «Се... Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17, 21). Но тогда Он внешно был среди людей, пролагая только и устрояя способы к внутреннему в них вселению. Ныне же в тех, кои живою верою чрез Святые Таинства вступают с Ним в общение, Он внутрь входит – в сердца их – и там царствует Царем желанным и спасительным. Ибо говорит: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» (Ин.6, 56). И те, кои сподобились сего блага, исповедуют: «Живу же не ктому аз, но живет во мне Христос» (Гал.2, 20).
Сие-то вожделенное воцарение Христа Спасителя внутрь нас приблизилось к вам, братие! Вот, полдня только уж осталось до той минуты, когда примете вы в себя Господа: приготовьтесь же сретить Его, принять и упокоить в себе достойным образом.
Невидимо внутрь вас внидет Господь. Войдите же в себя и все там упорядочьте: всякую наседшую пыль пустых и праздных помышлений сметите воздыханиями и охраняйтесь богомыслием, всякую нечистоту грешных чувств и расположений смойте слезами, хранитесь святым трезвением, все испорченное и изломанное падениями исправьте и восстановите искренним покаянием и оградитесь святою ревностию к исполнению заповедей. Света побольше впустите чрез окна искренней и непоколебимой веры в созерцании тайн Домостроительства нашего спасения. Облагоухайте храмину сердца ароматами молитв и теплого к Богу устремления чувств, паче же заготовьте дорогое и Любезное Ему покоище в нелицемерной, полно и всецело Ему преданной любви.
Так устроившись, соберитесь еще глубже внутрь себя – и ждите Господа в благоговейном безмолвии, с желанием и страхом, с горячим усердием и бодренным вниманием. Не суетитесь и ничем внешним не развлекайте себя. Всячески сохраните сие теплое внутрь-пребывание, которое стяжали вы говением и молитвами и которое особенно осенило вас или осенит после полной и искренней Исповеди. Об одном только попекитесь: дары приготовить Господу и разложить их все по приличным местам.
Сторонних даров не принимает Он: в себе самих ищите их и, как Он Сам дает Себя вам, то и вы себя, со всеми силами естества своего, готовьтесь принесть Ему в жертву. Расположитесь принесть Ему, прежде всего, свое лицо – сознание и свободу, чтоб в Нем исчезать и Его воле единой во всем покорствовать. И этот дар – высший – положите на первом месте под святыми. Затем по правую сторону положите готовность Господу посвятить все силы души: разум с обещанием иметь его верным хранителем истин, Господом принесенных на землю, волю со всеми желаниями, расположениями, обещая не давать ей свободы выступать из пределов, заповедями Господними начертанных, сердце со всеми чувствами и сочувствиями, обещаясь заглушить в нем всякий вкус к плотскому, нечистому, страстному и воспитать один вкус к тому, что чисто, свято и небесно. По левую сторону положите готовность Господу посвятить все силы тела, обещая всякое воздержание от чувственных удовольствий, хранение чувств зрения и слуха, обуздание языка, связание вольнодвижений, умеренность в пище, сне и отдыхе, неленостность в труде, удаление от пустых развлечений и всестороннюю степенность поведения.
Заготовив все сие внутрь себя и расположив богоприлично, в напряженном держите себя внимании, возгревая в сердце теплое и желательное к Господу устремление, одно еще только соображение делая, как в первый раз принять Господа, когда приближится и внидет. Ведайте, что сие совершается Божеским Ему поклонением, которое должно изречь и исполнить все существо человека, и, ведая, готовьтесь к тому, делая предварительные в сем опыты и упражнения.
Вот все приготовление к сретению Господа! Поверьте теперь себя по сему указанию, которое не есть перечисление произвольно придуманных положений: и если окажется что недостающим, восполните то – время еще есть. Покажите к сему делу все усердие и всю заботу, особенно избежать стараясь небрежения, холодности и одного механического исполнения внешнего при сем порядка действий. Когда будет усердие и забота к достойнейшему принятию Господа, тогда Он не взыщет, если не найдет чего приготовленным, сие усердие приемля взамен недостающего, а когда нет усердия, все будет ни во что, как и между нами бывает, что пышный прием с одною формальностью холодною не удовлетворяет посетителя и приятности ему не доставляет.
Если душа почему-либо упорничать станет в чем-нибудь, вы поставьте ее в тесноту, в которою поставило нас, в отношении к Святому Причастию, благое Промышление Божие, в отгнание сна, лености и дремания беспечности. Протолкуйте ей: «Не хочешь погибнуть? Иди причастись, ибо Господь сказал с подтверждением: «Аминь, аминь глаголю вам: аще не снесте Плоти Сына Человеческаго, ни пиете Крове Его, Живота не имате в себе» (Ин.6, 53). Но причастись с должным приготовлением, ибо, если не сделаешь этого, не во спасение, а на пагубу будет Причащение твоё, как учит Апостол, говоря: «Ядый... и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая Тела Господня» (1Кор.11, 29)». Так, нам тесно от обоих: не причастишься – «Живота» не будешь иметь, причастишься «недостойне» – на осуждение себе причастишься. Что же остается сделать? Приготовиться как должно. Трудно будто это? Ведь не горы переставлять требуется, а произвесть изменение в мыслях, чувствах, расположениях, словах и делах, которые все в руках наших. От нас же зависело, что в них прокралось что худое: как же будет зависеть не от нас отбросить сие худое? Делал худо – решись перестать и начать делать хорошо. Думал худо – решись перестать и начать думать хорошо. Расположения были худы – решись отменить их и напрягись к расположениям добрым. Какой тут труд? Одно желание – и все совершится! Добро бы требовалось множество дел, уже совершенных, и множество всякого добра, сердечного и умственного, уже стяжанного, можно бы еще отговариваться, а то нет: Господь довольствуется одним благим намерением впредь удаляться от зла и творить благо. Хоть бы ты был весь во грехах, но, как скоро во всем покаялся и положил твердое намерение во всем угождать Господу, ты готов. Приступи, принося Господу одну эту решимость всего себя, все силы свои и всю жизнь на будущее время посвятить Ему Единому.
Сие же исполнив, с дерзновением да приступаем к престолу благодати, не тревожа себя ложными страхами и не губя неразумною дерзостию. Господь с милостями идет: возжелаем Его. Идет не судить, а простить, не карать, а миловать, не поражать, а врачевать и восстановлять. Соединясь с душою, Он исполнит ее благих Своих.
Милостивый Господь да умудрит вас и взыскать Его, и принять так, чтоб, вошедши, Он возвечерял с вами и вы с Ним (Откр. 3, 20)! Аминь.
19 февраля 1865 года