В первую седмицу Великого поста на Великом повечерии
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды…
Такими словами Господь призывает всех нас к искреннему раскаянию в своих грехах. После грехопадения первых людей — Адама и Евы человек был изгнан из рая, из Царствия Небесного. Возвратиться в рай, в Небесное Отечество, возможно только через покаяние. В этом и состоит смысл жизни человека на земле — очиститься от греха через искреннее покаяние и приготовить себя к вечной блаженной жизни. Вся история человечества является историей покаяния, приближения к Богу. Господь не только призывает нас к покаянию, но и Сам постоянно промышляет о нашем спасении. Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез его.
Господь не желает смерти грешников, Он с долготерпением ждет и желает, чтобы мы воспряли от греховного сна, осознали свою греховность перед Ним, принесли искреннее раскаяние и получили спасение. Еще на заре человечества, в первой семье, сын Адама Каин возненавидел брата своего Авеля за его святую жизнь и решил убить его. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и от’ чего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. Этими словами Господь призвал Каина к покаянию и нас призывает, чтобы мы господствовали над грехом, с помощью Божией человек может победить в себе грех. Великий Пророк, Предтеча и Креститель Иоанн, приготовляя народ к принятию (Спасителя мира, начал свою проповедь со слов: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Что знаменательно, и Сам Христос Спаситель начал Свою божественную проповедь словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Поэтому-то в святом Евангелии почти нет страницы, где бы не было явлено милосердие Божие к кающимся грешникам.
А кто из нас безгрешен? «Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред Тобою, ниже соблюдохом, ниже сотворихом, якоже заповедал еси нам, но не предаждь нас до конца отцев Боже», — трогательно поет Святая Церковь от лица всех нас, кающихся грешников. Кто из нас невиновен перед Богом? Кто из нас сохранил неоскверненной чистую одежду, полученную во святом крещении? Никто! Ведь «нет человека, который не согрешил бы». А апостол Иоанн Богослов прямо говорит, что не войдет в Царство Небесное ничто нечистое. Что же нам остается делать? Покаяться. «Очиститесь, омойтесь, — говорит Господь, — перестаньте делать злые деяния, не делайте зло, научитесь делать добро, ищите правды, оправдывайте угнетенного, защитите сироту и вдову; тогда приходите ко Мне, и если грехи ваши будут, как багряное, Я убелю, как снег». Без покаяния невозможно спастись. Это величайший дар благости Божией грешному человеку. Таинство покаяния Господь установил в Своей Церкви для нашего спасения. Оно омывает, очищает нас от грехов, снова возвращает нам любовь Божию, дает нам надежду на вечную блаженную жизнь.
Покаяться — это значит признаться в грехах. Покаяться — это значит изменить свои мысли, духовно переродиться, оставить свою греховную жизнь, отвергнуть и возненавидеть грехи не только явные: убийство, грабительство, блуд, клевету, ложь, но и даже греховные мысли, желания — все, что запрещает нам святое Евангелие. Первым шагом к покаянию является решимость человека оставить грех. Необходимо смириться, заглянуть в свое сердце, душу, осознать себя виновным перед Богом, сокрушиться в своем сердце, решиться оставить грех и жить по воле Божией, оплакать свою греховную жизнь, возопить ко Господу: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Вспомним, как каялись великие грешники: блудница, разбойник, мытарь, Мария Египетская, о которых говорится в святом Евангелии и в сегодняшнем Великом каноне святого Андрея Критского. Из величайших грешников они через слезы покаяния сделались уже на земле подобными ангелам.
Для того чтобы сердечней, искреннее покаяться в грехах, изменить свою жизнь, Господь установил в Своей Церкви и эти великие дни святого поста. «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения», — говорит апостол Павел. В эти святые дни поста, дни говения, когда совершаются такие чудные богослужения, читаются и поются трогающие сердце молитвословия и песнопения, мы должны искренно покаяться. Ведь цель говения состоит в том, чтобы приготовить себя к достойному принятию святых Христовых тайн, к принятию Самого Господа, Который сказал: «Идущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем».
Говение является подготовкой к покаянию, к исповеди, к причастию. Вспомним, как говели наши предки. Целую неделю богобоязненные деды и прадеды наши проводили в строгом воздержании, сердечном сокрушении, неукоснительном посещении храма Господня, чтении дома святого Евангелия, Псалтири, житий святых и в молитвенном бдении. Это была неделя (а у некоторых и не одна) строгой проверки себя, своей жизни, при сознании своей греховности, своего недостоинства перед лицом Божиим.
Проверяя себя, они сокрушались об одних грехах, плакали о других, давали зарок (обет) не грешить, просили друг у друга прощения, зная, что Господь их не простит, если они не примирятся между собой. Они прекрасно понимали, что исповедь — это суд Божий, на котором нельзя слукавить, обхитрить, обмануть. Готовясь к этому суду Божию, они заранее уже знали, в чем будут каяться, исповедоваться, и сокрушенно обо всем этом размышляли. Так протекала неделя предварительного домашнего покаяния и очищения совести своей, это была подготовка к церковной исповеди и святому причащению.
Дорогие братия и сестры, так и нам нужно говеть, испытывать свою совесть. Надо вспомнить последнюю исповедь, в чем мы каялись, не делали ли мы снова тех же грехов, исполнили ли свое обещание, данное Богу и духовнику. Проверяя себя, мы увидим, что снова много нагрешили, виновны перед Господом, и желаем искренно покаяться, что значит познать свои грехи и сознаться в них. Познать свои грехи — значит сказать себе, что мною совершен такой-то и такой-то грех, а сознаться в них — значит осудить себя в них, сказать: «Согрешил я, виноват», не допуская никаких оправданий и извинений.
Чтобы лучше познать свои грехи, необходимо сверить свою совесть с заповедями Господними, которые каждый из нас знает. Тогда, как в зеркале, увидим, какие заповеди мы не исполнили, нарушили, в чем согрешили. Останется только осудить себя, осознать себя виновным. И это придет, если мы не станем извинять себя ни темпераментом, ни обстоятельствами современной жизни, ни службой, ни увлечением, ни неведением, — словом, ничем, а возопим в своем сердце: «Я сам виноват, безответно виноват!»
Осознав грехи, надо оплакать их, сокрушиться, что они совершены. Кто искренно сказал: «Виноват», тот недалеко до того, чтобы сказать: «Зачем же все это мною сделано?» — пожалеть о том, устыдиться перед Господом, устрашиться суда Его и муки вечной для грешников. Для этого нужно потрудиться над собой, нужен подвиг! Надо все употребить, чтобы дойти до воздыханий сердечных, сердечной печали о грехах. Ибо только печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению. Вслед за печалью, болезнью сердца о грехах приходит решимость отдалиться от них, больше не грешить, не оскорблять более Бога и не губить себя. А затем совершается самое искреннее исповедание грехов, спасительное покаяние.
Что может помочь в деле прохождения этого подвига? Усердная молитва к Богу, помощь Божия и пост. «Без Меня не можете делать ничего», — говорит Господь. Без благодати Божией человек не может отрешиться от греха, порвать его сети, встать на путь добродетели. Чтобы получить помощь Божию, нужно молиться, и Господь, несомненно, услышит наши сердечные молитвы. Ведь Господь ничего не хочет от нас, разве только нашего покаяния и спасения, а следовательно, и наших молитв о покаянии и спасении.
Идя грешному человеку на помощь, Господь установил в Своей Церкви эти святые посты. Чтобы молитва наша имела благодатное воздействие на душу, необходимо соединять ее с благоразумным постом и воздержанием. «Пост, — учит святитель Василий Великий, — препосылает молитву на небо, делаясь для нее как бы крыльями при восхождении горе».
Помоги нам, Господи, искренно раскаяться в эти святые дни поста, исправиться и не лиши нас Небесного Твоего Царствия. Аминь.