В одиннадцатую Неделю по Пятидесятнице. О жестокосердии

В одиннадцатую Неделю по Пятидесятнице. О жестокосердии

Дорогие братия и сестры! В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали притчу Спасителя, в которой Он, Господь Бог наш, уподобил Царство Небесное или праведный Свой Суд над людьми царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов, то есть огромную сумму. А как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев [незначительная сумма], и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, — заключил Господь речь Свою, — если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

Дорогие братия и сестры! В нынешнем евангельском повествовании изображается крайнее жестокосердие и злоба человеческого сердца относительно ближних наших. С того времени, как люди через грех предались начальнику злобы диаволу, он свил себе в их сердцах прочное гнездо, насадил в них свою адскую злобу, которую и проявляет с тех пор весьма часто в очень грубых, насильственных видах. История человечества полна примеров этой злобы и жестокосердия людей из-за корысти, из-за денег, из-за желания хищнически воспользоваться имением ближнего или из-за оскорбленного самолюбия, из-за дикого каприза, из-за неудовлетворенной страсти — плотской любви, многие и очень часто даже не задумываются над тем, что готовы погубить ближнего, не говоря уже о ссорах, спорах, ругательствах и прочих выражениях злобы человеческой.

Обратим внимание на поступок жестокосердого заимодавца, упоминаемого в нынешнем чтении. Он должен был сам своему государю огромную сумму, которой никогда бы не смог ему выплатить, и по правосудию должен был быть продан с женой, детьми и всем имуществом, чтобы заплатить хотя бы часть долга. Беда, больше которой трудно вообразить. Должник стал умолять царя о прощении — и он был прощен. Кажется, надобно бы помнить такую беспримерную милость и оказать подобную же милость при случае ближнему. Но вот случай представился и показал дурную сторону бывшего должника, его крайнюю злобу и жестокосердие: только что получив от царя величайшую милость, он встречает товарища, который должен ему незначительную сумму денег, и сразу же набрасывается на него с яростью, душит его и требует: «Отдай мне долг». Тот просит потерпеть. Заимодавец не хочет терпеть и сажает его в тюрьму. Не крайнее ли это жестокосердие? Не крайняя ли бесчувственность и неблагодарность? А к этому весьма и весьма многие из нас склонны и способны на это. Мы бываем иногда чрезвычайно круты в расправе с нашими ближними, что-либо нам задолжавшими, если предоставляется такая возможность. Да, наша природа крайне быстра на зло и самосуд. Но с нами, христианами, рожденными в купели крещения водою и Духом Святым, усыновленными Богу и получившими от Бога благодать или небесную помощь к совершению всякой добродетели, этого не должно быть: мы должны воспитывать в себе дух кротости, смирения, незлобия, терпения и долготерпения, умеренности во всех поступках. А чтобы иметь в себе такое расположение духа, надо помнить об общей человеческой слабости, об общей склонности к грехам, в особенности помнить о своих великих немощах и грехах, и о бесконечном к нам самим милосердии Божием, которое прощало и прощает нам многие и тяжкие грехи за наше покаяние и умоление. Да, уже одно чувство благодарности к Богу и Его бесчисленные к нам милости обязывают нас быть снисходительными и милостивыми к нашим ближним, которые одной плоти и крови с нами и имеют одинаковые немощи, страсти и преткновения. Но величайшим побуждением к снисходительности и кроткому обращению с ближними должно служить, конечно, более всего крайнее снисхождение к нам Сына Божия, нас ради, человек, и нашего ради спасения сшедшего с небес, воплотившегося и вочеловечившегося. Его пример, Его святые заповеди и советы, Его кротость и незлобие к грешникам, Его долготерпение, Его страдания и смерть за всех нас. «Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев», — говорит апостол Иоанн Богослов. Святой апостол Петр наставляет нас: «Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры. Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство».

Господь говорит нам: «Милости хочу, а не жертвы». Он, Многомилостивый, хочет и от нас милости или милосердия относительно наших ближних; Он же и готов всегда помогать нам во всяком добром деле. Если у нас злое сердце, то будем просить в покаянии, чтобы Господь смягчил наше сердце, сделал кротким и терпеливым, — и будет оно таковым. Он нам говорит: «Даждъ Ми, сыне, твое сердце». Нет ничего невозможного для верующего и искренно молящегося. Только решиться нужно, твердо решить оставить свою злобу. Надо в самом начале обуздывать в себе всякую возникающую страсть, особенно злобу и гнев, не дозволять искре сделаться огнем, который тушить, конечно, гораздо труднее, чем искру. Итак, будем от души прощать ближним погрешности их против нас, помня общую нашу слабость, немощь, греховность и бесконечное к нам милосердие Божие. Аминь.

Наверх