Проповеди на праздники:

В неделю вторую по Пятидесятнице II. Всех святых, в земле Российской просиявших. Русь святая, береги веру православную. 1982 г.

В неделю вторую по Пятидесятнице II. Всех святых, в земле Российской просиявших. Русь святая, береги веру православную. 1982 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Русь святая! Береги веру православную, возрастившую несчетное множество русских святых, в земле нашей просиявших.

Берегите веру, русские православные люди! Так обращаются к нам ныне православные святые земли Русской. Они имеют полное право призывать нас к этому, ибо потрудились на нашей земле с самого момента просвещения Руси светом Христова Евангелия и знают великую цену православной веры для России. Сказать: «Берегите веру!» – это то же, что сказать: «Берегите Родину, берегите Россию!».  И этот завет россиянам от тех, кто своим непрестанным трудом на ниве Христовой, своими денно-нощными молитвами, своим потом и кровью созидал наше великое государство. Самое ценное, что они насаждали и взращивали, что и стало главным наследием нам, их потомкам, это святая православная вера, свет Христова учения.

Русские святые, ныне нами прославляемые, это не только история нашей страны, но это и сегодняшний день ее. Ибо они продолжают свой подвиг любви к Родине нашей, к нам и по сей день. Верой пройдя сквозь суровую историю государства Российского, усыновившись Христу, стали русские послушники Бога святым великим воинством Святой Руси и предстателями за нынешнюю Русь и русскую Церковь. В свое время, трудясь в меру своих сил и дарований на нивах родной земли, святостью своей освятив родину, они заслужили себе право призывать и нас, други мои, продолжать их дело, подражая подвигам их жизни. Не уклоняясь от нашей повседневной действительности, они скромно и будто бы незаметно продолжают свои труды.

Среди российских святых мы видим людей всякого звания и положения. Нам хорошо известны мудрые государственные устроители: митрополит Московский Алексий, Всероссийский Патриарх Гермоген, святой князь Александр Невский, – мудро управлявшие страной и не отступавшие при этом от истин православной веры. Тут же, в сонме святых, и великие просветители языческих племен, населявших нашу страну, – святой Стефан Пермский, святые Леонтий и Авраамий Ростовские, Иннокентий, митрополит Московский. Рядом и скромные руководители и наставники мирян – оптинские старцы, известный всему миру преподобный отец Серафим Саровский, всегда радостный и любвеобильный. Среди русских святых есть и ученые-богословы, созидатели отечественной духовной литературы – святители Тихон Задонский и Димитрий Ростовский, и руководители строгого монашеского подвижничества – преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские, Сергий Радонежский, соловецкие и валаамские старцы. И многое множество других.

Всем им были близки все человеческие и горести, и радости, нужды и заботы как всего государства, так и отдельных людей. Поэтому нам не трудно среди них найти себе сродного по духу и по условиям жизни путеводителя.

Но что это за дивные люди, которых Церковь называет святыми? – спросят нас пытливые умы века сего. Святые – это люди глубокой внутренней духовной жизни в Боге, люди не просто высокой нравственности, но совсем чуждые миру греха. Святой человек не просто морально совершенен, но обладает особыми силами и духовными дарованиями. И в то же время это люди, зачастую занимающиеся обычными, необходимыми для жизни делами. Не вдруг они вошли в божественный удел святости, но, пройдя сквозь искус жизнью, засвидетельствовали пред Богом, что они уже на земле стали гражданами Царства Небесного.

Как же люди, живущие в условиях, подобных нашим, становятся святыми? Присмотримся к первым последователям Христа. Ученики Христовы, собранные Им с распутий жизни. Во всем подобострастные нам, робкие и колеблющиеся в вере, искушающиеся помыслами о первенстве рыбари-простецы вдруг преобразились в смелых, пламенных и убежденных проповедников Христова учения, своей проповедью покорившие мир. Великое чудо преображения галилейских рыбаков в апостолов произошло после сошествия на них Святого Духа. «Духом Святым всяка душа живится». И тот же самый Святой Дух от первого века и до ныне уже почти две тысячи лет продолжает священнодействовать, просвещая Своим благодатным светом последователей Христовых, взращивая их до святости. Сам Господь о Святом Духе сказал как о Животворящей силе, возрождающей человека и вводящей его в Царство Божие (Ио. 3, 5).

Отчетливо себе представляя всесовершенную, спасительную и просветляющую силу Святого Духа, наш русский святой, всем нам дорогой и близкий – преподобный Серафим Саровский, видел цель христианской жизни в стяжании человеком Духа Божия. И то, что в России великое множество святых угодников Божиих не является ли свидетельством того, что благодать Святого Духа не оставила многострадальную нашу родину и не перестает изливаться на верных чад Божиих, животворно преобразуя грешного человека, если он открывает свою душу Богу для соединения с Ним.

Каждый человек призван Богом быть храмом Духа Святаго, вместив Живого Бога в свое сердце, в свой ум, в свое тело. И как же мы должны быть чисты и телесно, и духовно, чтобы это произошло с нами! Но как часто мы бываем неплодны в духовном смысле, не имея духовных устремлений. Ведь и святые начинали свой путь за Христом не со святости, но с борьбы с приражениями зла, в котором лежит мир. Святость пришла к ним вослед их больших молитвенных трудов, терпением скорбей и болезней. Мы же не чувствуем потребности в духовной жизни, чтобы взяться за спасительные труды по возделыванию своей души и сердца, чтобы пожелали наши души радостей Небесного Царства. Нам пора задуматься о Вечности.

Дорогие мои, встанем же на первую ступень, ведущую к святости, будем приучать себя к молитве о даровании не только земного благополучия, но главного – о даровании произволения ко спасению. Помочь нам в этом могут святые Божии люди, жития которых нам расскажут о том, как в наших земных условиях вызревает праведность. Сами прочувствовав вокруг себя и в себе присутствие Бога, они призывают к этому блаженству и нас. Не будучи сами увлечены водоворотом жизни, православно осмысливая действительность, русские святые личным примером учат нас познанию христианской жизни.

Приведу вам беспристрастное суждение о русских святых светского ученого Глеба Успенского. На Руси была всегда своя интеллигенция – святые угодники Божии. Русский святой человек – тип весьма замечательный. Желание угодить Богу в русском святом всегда выражалось в труде на пользу ближнему, невежественному, неимущему. Начиная с Кирилла и Мефодия, принявшихся «угождать Богу» пером и книгой, учением безграмотного народа слову Божию, и кончая русским святым, человеком наших дней, Тихоном Задонским, закладывающим свои часы и платье, чтобы купить задонским мужикам для посева или дать взятку приказной строке, безвинно томящей в остроге отца семьи. Все чтимые по разным углам России истинно русские святые отцы  все свои душевные сокровища, все свои знания, все свое умение, весь свой ум всегда отдавали нуждающемуся в них, толпе, массе народа. Никто из них не берег этих сокровищ «про себя», а прямо нес на улицу, туда, где они нужны, и везде оставлял живые, видимые и ощутимые следы знания, доброты и утешения. Они взяли то лучшее, что выстрадало человеческое сердце, взяли христианство, и притом в самом строгом, неподслащенном виде. Угодники Божии были истинной русской «интеллигенцией», которая внесла в народную массу бездну нравственной и физической опрятности, а главное, старались и умели разбить эгоистическое сердце человека. (Том 1, с. 644).

 

Такое свидетельство о святых не есть ли высшая оценка и яркое отражение во мраке земного человеческого существования святейшей жизни Того, Кто есть Сама Истина и Сама Красота жизни Христовой.

Наша Псковская земля, как и другие области страны нашей, имеет свою плеяду замечательных подвижников, прославленных и чтимых Святой Церковью. К их числу относятся Никандр Пустынножитель, Онуфрий (Мальский), блаженный Николай Христа ради юродивый Псковский, благоверные князья Довмонт-Тимофей и Всеволод-Гавриил. Устроители Псково-Печерского монастыря: Марк, Иона, преподобная мать Васса и игумен монастыря преподобномученик Корнилий, благоговейные старцы-молитвенники Вассиан и Дорофей, многие другие… С благоговением чтя святую память угодников Божиих, наших небесных покровителей, вознесемся мысленно к горнему святилищу – Царству Небесному, где они в награду за свои земные подвиги получили уже вечное блаженное житие.

Святые, как звезды, разместились вокруг Солнца-правды, Творца Вселенной, воссоединились для вечного торжества жизни над смертью, для вечного свидетельства о том, что земной подвиг человека во имя правды и любви к своему Творцу и Богу – велик и прекрасен. Глубоко наше молитвенное упование на святых. Сам Господь свидетельствует о ниспослании избранникам Божиим благодати дерзновенного ходатайства пред Отцом Небесным за всех тех, кто обращается к ним в своих молитвах с верою.

Наш соотечественник афонский старец Силуан засвидетельствовал, что Дух Святой дает святым угодникам столько любви, что душа их, как пламенем, объята желанием, чтобы все люди спаслись… поэтому они не перестают ходатайствовать за нас пред Богом. В этом проявляется та духовно-нравственная красота святых, которая возрождает наши души и побуждает нас подражать им.

Велик сонм святых над Россией. Они подобны звездам, усыпавшим небосвод и украсившим его своим сиянием. Но есть над Россией величественная светоносная звезда, выделяющаяся особо ярким сиянием, – это Матерь Божия, Пресвятая Богородица! Россия стала Ее уделом, Ее особым попечением на протяжении всей истории.

Не случайно Россия именует Матерь Божию своей Взбранной Воеводой. Сколько войн и бед пронеслось над Родиной нашей, сколько раз в этих бранях бывали мы на краю гибели, но щит молитв Богородицы покрывает Россию. Она подает нам разумение, мужество и силу, как сильное оружие. Если мы ослабеваем, Она, как столп, укрепляет немощь нашу, чтобы нам не пасть. В Ее руках с 1917 года Скипетр и Держава Российская. Много событий, связанных с заступничеством Богоматери, знает русская история. Народ наш нарек страну свою домом Пречистыя Богородицы – так велико почитание на Руси Божией Матери. Покров Божией Матери – это любовь Ее к нам, которая укрепляет нас в бедах и трудностях, отирает наши слезы, помогает совершать нелегкое путешествие по пути к спасению. И воспевает Ей Церковь наша: Радуйся, единая от земнородных воссиявшая, Звезда Утренняя, с востока текущая, Солнце правды нам являющая.

Наша Псковская земля, возлюбленные други мои, неоднократно испытала на себе всесильную помощь Царицы Небесной. Летопись сохранила для нас утешительные воспоминания. Так, во время нашествия на Псков в 1581 году польских войск под предводительством Стефана Батория, Матерь Божия встала на защиту этого древнего города. Благочестивый старец Псковского Покровского монастыря, молитвенник и печальник за Псковскую землю Дорофей ясно увидел большой свет в виде столпа от земли к небу, освещающий путь от Печерской обители, мимо Мирожского монастыря к Пскову. Под этим светом отчетливо увидел он идущую по воздуху Пречистую Богородицу, сопровождаемую преподобными Антонием Киево-Печерским и Корнилием Псково-Печерским. Божия Матерь вошла в храм, посвященный Ее покрову, и затем, выйдя из него, стала на стене города. По Ее зову явились к Ней псковские святые: князья Всеволод-Гавриил, Довмонт-Тимофей, блаженный Николай Христа ради юродивый, Евфросин и Савва, равноапостольный князь Владимир. Как истая Взбранная Воевода и Царственная Защитница православных, Божия Матерь на стене города держала необычный военный совет. Упрекала Она жителей Пскова, что навлекли они на себя бедствия, живя в грехах. Слезно молили Царицу Небесную Николай юродивый и преподобный Корнилий за жителей Пскова. Матерь Божия обещала Свою помощь. Повелела принести и поставить на стене образ Ее Успения печерский, а все жители города должны непрестанно пред ним молиться, принося покаяние в своих беззакониях. Весть об этом распространилась по городу, и все устремились к Троицкому собору, где непрестанно совершались молебствия. По сказанию летописцев, весь пол церковный буквально был залит слезами молящихся. Враг, державший пять месяцев город в изнурительной блокаде, отступил.

Подобное же чудо совершила наша Взбранная Воевода и в Псково-Печерском монастыре. Была пробита крепостная стена, и враг уже мыслил себя победителем. Но Матерь Божия, призвав воинство небесное, защитила обитель. С удивлением смотрели враги на воющих с ними с неба святых угодников Божиих и полки ангельских сил. Силой этого Небесного воинства все приступы вражеских войск были отбиты. Заступничество Матери Божией известно издревле. Мы благодарим Ее за бесчисленные Ее благодеяния нашей стране, воспевая победные гимны в честь Нее.

Но не только во время великих бедствий, постигающих православную страну, помогают Матерь Божия и наши русские святые. Они являются помощниками для каждого, ведущего борьбу с невидимыми врагами нашего спасения. Лишь бы крепка и тверда была наша вера. Берегите веру! – постоянно напоминают нам русские святые. Не забудем, дорогие мои, завещания тех, кто познал на нашей земле всю полноту истинного счастья веры в Бога.

Православная вера, заповеданная нам нашими святыми сродниками, – это самое ценное наше сокровище на земле, жемчужина души человека, опора жизни, радость и свет бытия! Если в превратностях жизни сбережем в себе веру, с дерзновением донесем до Христа свидетельство своей верности и доверия Ему, примет Он и нас к Себе как наследников жизни вечной.

Други мои! Будем учиться вере и жизни  у наших предков, вознося из глубины наших верующих сердец искренние молитвы  к прославляемым ныне святым, чтобы их молитвами Господь укрепил нас в вере и на пути к вечной жизни. Будем надеяться, что услышаны будут эти молитвы.

Так будем хранить как зеницу ока в душе и сердце своем призыв наших святых соотечественников: «Берегите, берегите в себе веру!» И пусть каждый из нас уже сегодня отзовется на этот призыв и в душе своей скажет: да, молитвами вашими я буду стараться хранить в себе нашу православную веру, а вы, ныне прославляемые святые нашей земли, помогите мне в этом!

Аминь.


Проповеди на праздники:

Наверх