В неделю восемнадцатую по Пятидесятнице. Наука жизни по пути за Христом

В неделю восемнадцатую по Пятидесятнице. Наука жизни по пути за Христом

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

«Покайтесь, приблизилось Царство Небесное», – такими словами пророк Иоанн Креститель возвестил Израилю во всеуслышание о явлении Агнца Божия, Который берет на Себя грех мира. Одиноким стоял на берегу Иордана Посланник Божий в преддверии Своего вступления на великий подвиг. Только глас Отца Небесного: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Тебе Мое благоволение» и Святой Дух в виде голубином свидетельствовали миру о Божьем милосердии в явлении Мессии. Сам Христос с первых же дней вступления на Свое общественное служение избранным ученикам дал откровение о Себе: «истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». Он самой Своей жизнью, поступками и делами стал являть свое мессианское посланничество среди учеников, среди своих современников израильтян. Трудно давалось миру новое учение, новая закваска для жизни. Человечество уже почти утратило и извратило ранее данный Богом Завет. Для немногих, знающих Христа тридцать лет, Он долго еще оставался просто Сыном древодела, и говорили о нем: «не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем?» Израильтянам же, да и всему человечеству, только еще предстояло знакомство с Ним как с Сыном Божиим.

Двенадцати первым избранникам Иисуса, которые впоследствии будут названы апостолами, предстояло стать не только свидетелями величайшего исторического события-явления Нового Завета Бога с миром, но и провозвестниками Христова учения, ближайшими учениками и сподвижниками. И когда они пойдут с проповедью, мир услышит слова: «Что мы слышали, что мы видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши о Слове жизни; ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь». «Мы видели и свидетельствуем!»

Свидетельство очевидцев и переданные нам заповеди Божии не могут подвергаться критическому переосмысливанию и кривотолкам согласно запросам сиюминутного момента. Ибо в них залог вечной жизни для каждого человека навсегда. Самовидцы, ученики и апостолы Христовы, кто они, как начиналось их обращение, через какие искушения и испытания прошли они по пути к полному доверию Учителю и вере в Него? Об этом без утайки повествует нам Святое Евангелие. Ведь и они, современники Христа, начинали свой путь за Христом подобно тому, как и многие из нас начинают его. Всмотримся внимательно в то, как зарождалась первая христианская община и через какие трудности пролегает путь к вере.

Первые последователи Христа, первые ученики! Верующие ли они? Почему именно в них прозрел Господь возможность принять веру и последовать за Ним? И как это произошло? Кто-то услышал глас Божий: «Следуй за Мной!», кому-то Господь открылся делом, которого смертный человек совершить не может. И вера и доверие учеников долгое время утверждались и испытывались сомнениями и ошибками в понимании Божьего пути, вплоть до сошествия на них Святого Духа, когда человеческая немощь растворилась в силе Божией благодати и премудрости, преобразив учеников в апостолов Христовых. Дорогие мои, и это путь всех последователей Христа: услышав зов Божий, надо пойти на него и твердо проходить все этапы ученичества за Учителем нашим Иисусом Христом. Пример учеников Христовых должен стать для нас самым верным путеводителем на этом пути. Они были первыми и прошли за Христом в тогда еще неведомый для мира Новый  Завет.

Первый Андрей, так и назван первозванным. По тому немногому, что сохранилось о нем в Писании, видно, что он был беспокойный человек, ищущий глубин богопознания. Не случайно он оказался учеником пророка-мученика Иоанна Предтечи. На Иордане Креститель, прозревая свою близкую мученическую кончину, указывая на Христа – «Сей Агнец Божий», передает Ему своего ученика. Проведя с Иисусом день, Андрей, не колеблясь, известил своего брата Симона-Петра, что нашел Мессию.

На пути в Галилею Иисус встретил Филиппа и позвал его: «Иди за Мной». Филипп спешит о своей встрече сообщить Нафанаилу: «мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки…» Подошедшего Нафанаила Христос приветствовал похвалой: «вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства». Какая важная черта для всякого последователя за Христом – «нет лукавства». А Иисус, открыв Нафанаилу его сокровенную тайну, услышал от него возглас несомненной, только что обретенной веры: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израиля». Так понимали и безоговорочно откликались на действие Божией благодати первые призванные Христом ученики.

Постепенно на дорогах жизни Христос призвал к Себе простецов, уже познавших тягостный труд и превратности человеческой жизни. Самым молодым среди них оказался юный Иоанн, но и он уже приобщился к труду рыбаря. И его обращение к Христу произошло на берегу Галилейского озера явлением силы Божией в чудесном улове рыб. Сегодняшнее Евангелие повествует нам о призвании к апостольству рыбарей прямо от их трудной рабочей доли. И все это было не случайно, ибо впереди их ждал еще более тяжкий труд и подвиг, ибо им, укоренившимся в вере, предстояло стать ловцами человеческих душ. Без раздумий и колебаний пошли за Христом двенадцать учеников, еще не подозревая, что ждет их на этом пути.  Позднее, только когда они духовно возмужали, посылая их в мир на проповедь, Христос скажет им: «Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков» (Лк. 10 : 3). Не сказано ли этими словами, что всем последователям Христа предстоит жить во враждебном окружении? И  слово Христа тому подтверждение: «Не мир пришел Я принести, но разделение» (Лк. 12 : 51). Вера и неверие борются в мире, и мы все участники в этой борьбе.

Пока это еще раннее утро христианства. На берегу Генисаретского озера и тишь и гладь и Божья благодать. Идиллию дополняют две рыбацкие лодки, покачивающиеся на воде. Рыбаки после ночной ловли на берегу вымывали сети. Общее настроение тишины и покоя нарушила собравшаяся на пустынном ранее берегу большая толпа, теснящаяся вокруг Христа, каждому хочется пробраться поближе к проповеднику. Христос обращается к рыбакам с просьбой отплыть от берега, чтобы учить народ из лодки. Апостолов четверо: Симон и брат его Андрей, Иаков и брат его Иоанн; они беспрекословно оставляют свою работу, исполняют просьбу и сами присоединяются к собравшемуся на берегу народу слушать Проповедника.

Слово Божие звучит над озером, врачуя человеческие души. Но вот Христос умолк, для народа проповедь кончилась, а для рыбарей она продолжается уже делом. Христос предлагает им отплыть на глубину и закинуть сети для лова. Рыбаки в замешательстве, они трудились всю ночь и ничего не поймали. Им, опытным рыболовам, закидывать сети средь бела дня, когда заведомо не бывает лова, не стыдно ли? Но то ли слышанная ими проповедь, то ли интонации, с какими сказано предложение, но горячий Симон, старший из всех, не давая места возражениям, с решимостью произносит: «Наставник! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть». Что это? Как явилось у опытных мужей, казалось бы, такое безрассудное послушание? А вот явилось же и получило воздаяние великим множеством пойманных рыб, так что и лодки начинали тонуть, и сети их прорывались.

Что творилось в душах всех участников этого лова? С ужасом, в трепете Симон-Петр припал к коленям Иисуса с воплем: «Выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный!» Страх – это первая реакция человека на святыню при остром чувстве своей греховности. Но любовь Божия ласкает грешника словами: «не бойся», ничего не бойся, ибо Я твой Господь с тобою и готов прощать тебя, и не только прощать, но и вести тебя по жизни к чистоте и святости. И в подтверждение Своего Божества Христос открывает Симону конечную цель Промысла Божия о нем: «отныне будешь ловить человеков» (Лк. 5 : 10). Так послушанием уловились души самих рыбаков, начиналось ученичество их у Христа, чтобы в свое время стать и Его апостолами. Подумайте, други наши, какой шаг в жизни делали эти люди. Как в таком возрасте, молодым среди них был только Иоанн, решиться начинать новый путь в жизни, оставив прежний жизненный опыт как невостребованный?

Чудесный улов рыб не есть ли символическое изображение грядущего уловления мира Словом Божиим, которое понесут апостолы Христовы даже до конца земли.

Но восхождение их к апостольскому служению начиналось скромно, как у всех людей, с обретения веры и укоренения в ней. Чудесным уловом для рыбаков Симона, Андрея, Иакова и Иоанна открылись новые, ранее неведомые для них истины, они прозрели божественность Учителя и восчувствовали действие Божией благодати. Но со временем первое воздействие Божией благодати слабеет и отступает, и человеку предстоит великий труд со скорбью переживать утрату, но одновременно с радостью помнить, что этот опыт реального общения с благодатью у него был. А дальше – труд и труд упорный, труд до изнеможения, в котором и познается немощь человека, и придет осознание своей беспомощности. Человек получит реальный опыт благодатной веры, познает, как сила Божия в немощи совершается. Рыболовы познали это сразу в момент чудесного улова. Ночь трудов и человеческих усилий оказалась бесплодна. Но вот Христос обращается к ним, и оживают слова завета Господня: «если ты будешь слушать гласа Господа Бога твоего, откроет тебе Господь добрую сокровищницу Свою, небо, чтоб оно давало дождь земле твоей во время свое, и чтобы благословлять все дела рук твоих» (Втор. 28, 12). Не Господь ли открыл сокровенные недра морские и благословил апостолов обильнейшим уловом рыбы?

И опыт воздействия слова Божия постепенно открывает ученикам и всем последователям Христа копилку сокровенного религиозного опыта. Эта копилка пополняется из житейского опыта, в котором вся полнота жизни нашей. В ней и наши победы духовные, и наши поражения, и даже падения. Ученики – апостолы – тоже прошли школу науки жизни в Боге, ту школу, в которой сегодня учимся мы с вами. Не вдруг и от них отступали немощи человеческие. Не наблюдаем ли мы на страницах Евангелия, через какие испытания и искушения проходила и их вера?  И это притом что они повседневно имели перед глазами безупречный пример жизни Самого Сына Божьего. Так остро проходила борьба между верой, неверием и сомнениями при Христе, не исчезла она и поныне. И не о душевных ли страстях и смущениях говорит нам возникающий иногда между учениками дух соперничества, недовольства и раздражения.

Вспомним, как Иаков и брат его Иоанн домогались первенства, как прочие на них вознегодовали. Был даже такой момент, когда многие из учеников отошли от Христа, и Он задал вопрос двенадцати: «не хотите ли и вы отойти?» Симон-Петр, который однажды за всех и перед всеми уже засвидетельствовал их веру словами: «Ты Христос, Сын Бога живаго». Отвечая на вопрос, он же еще более категорично свидетельствует о вере от лица всех: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни; и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго». Но как согласовать его слова о вере с отсутствием веры, в моменты, когда к душе подступает страх. Морская пучина угрожает жизни апостолов, и отчаянный вопль: «Спаси нас, погибаем!» – пробуждает спящего Христа; доверием слову Христа Петр идет к Нему по водам, но силен ветер, и бурно море, и вера Петра поглощена страхом, он тонет. И опять Христос слышит вопль: «Господи! Спаси меня!» Вопли и стоны нашего неверия, нашего недоверия, нашего маловерия слышит Христос и от нас сейчас, и ответом на них звучит кроткое: «Маловерный! зачем ты усомнился?»

Так Промысл Божий предлагает всем от первого века и нам по сей день самую важную из всех наук – науку жизни. Преподается эта наука в школе жизни, где только верою, надеждой и терпением может быть жив ученик – последователь Христа. В школе жизни, как и во всякой школе, радости успехов и слезы поражений рядом, на то она и школа, чтобы научить нас всему полезному и заложить основы для будущей вечной жизни, где не будет ни слез, ни воздыхания.

Наставник и Учитель в этой школе Сам Отец Небесный. Главное же и основополагающее в этой науке – признание воли Божией над собой. Покорность и смирение пред этой волей, исключающие всякие толки ума и ропот страждущего сердца. Промысл Божий, взяв нас за руку, ведет по жизненному пути в землю обетованную, к вере. Верьте же, дорогие наши, верьте, и ответом на живую веру будет реальное присутствие Господа в нашей жизни.

Не так-то и много требуется от нас, дорогие мои, чтобы стать истинно учениками Христовыми. «Сыне, даждь Мне твое сердце!» Сердце, свободное от пристрастий, сердце, полное доверия только Богу, сердце неустанного и постоянного труженика в исполнении воли Божией на пути к спасению.

Аминь.

 


Наверх