В неделю тридцать первую по Пятидесятнице. Исцеление Иерихонского слепца
В конце круга евангельских недель опять звучит для нас назидание о вере.
Нынешнее евангельское чтение повествует нам об исцелении Иисусом Христом слепца при входе в Иерихон. И тогда, как и теперь, люди, лишившиеся зрения и, следовательно, и возможности зарабатывать трудом кусок хлеба, садились у дорог и просили у проходящих милостыню. Однажды, когда Иисус Христос подходил к Иерихону, окруженный большим множеством народа, слепец услышал шум от движения людей и спросил зрячих: «Что это значит?» Ему отвечали, что «идет Иисус Назорянин». Слухи о новом пророке уже распространились повсюду, и слепец уже слышал о Нем как о всемогущем благом чудотворце, и решимость просить Его помощи овладела слепцом. «Иисус, сын Давидов! Помилуй меня», – закричал он. Те, кто был рядом со слепцом, не имеющие понятия о переживаниях несчастного, пытались воспретить слепцу кричать, требовали, чтобы он замолчал, так как за общим шумом надежды быть услышанным было мало. Но он не только не унимался, но без устали повторял свою мольбу о помощи, продолжал кричать все сильнее и сильнее: «Сын Давидов, помилуй меня!» И вопли сердечной мольбы его превозмогли все препятствия. И милостивое сердце Иисуса Христа услышало вопль страждущего сердца, и вот по зову Христа слепец уже перед Ним. «Чего ты хочешь от Меня?» – спросил Господь. Слепец отвечал: «Господи! Чтобы мне прозреть». Иисус Христос сказал ему: «Прозри! Вера твоя спасла тебя». И тотчас прозрел слепой и, следуя за своим Исцелителем, прославлял Бога. Люди, видевшие чудо исцеления слепого, также прославляли Бога, явившего ему такую милость.
Этот евангельский рассказ об исцелении слепоты телесной не перенесет ли нашу мысль к еще более тяжкой слепоте человека – к слепоте душевной, которая подстерегает нас на путях жизни. В прошлое воскресенье мы слышали, что Иисус Христос есть свет мира, что Рождество Его даровало человечеству свет познания, что на Иордане была открыта троичность лиц Божества – свет, не доступный для человеческого разумения без пособия веры, а потому и воскресенье, следовавшее за праздником Богоявления, называется Неделя по просвещении. Если же Иисус Христос и Его Божественное учение есть свет, то понятно, что все нуждающиеся в свете духовном должны обращаться к источнику этого света – Господу Иисусу Христу.
В прошлое воскресенье было показано, что свет веры, принесенной Иисусом Христом на землю, рассеял для умственного взора человека даже мрак смерти, сообщив, что телесной смертью не прекращается бытие человека, что за гробом есть другая, вечная жизнь для него. Но, стремясь проникнуть взором веры в жизнь загробную, мы не должны оставлять без внимания жизнь настоящую. Хотя земное знание для нас не только полезно, но и так же необходимо для человека, как и познание о божественном, то, что Сам Бог благоволил открыть людям о Себе, чтобы они знали Его и исполняли Его святую волю. Сам Иисус Христос говорит об этом так: се же есть воля пославшего Мя, да знают Тебе Единого Истиннаго Бога и Его же послал еси Иисуса Христа.
Итак, познание Бога и Его воли, сообщенной нам в учении Сына Божия, должно быть первою и главною заботой и даже обязанностью христианина – в этом и состоит средство достижения вечной блаженной жизни. Но обратимся каждый к своей совести и спросим себя: знаем ли мы Бога и Его волю, знаем ли Его закон? Если знаем, то благо нам. Но не ограничивается наше знание одной памятью, выражается ли это знание самой нашей жизнью? Если же кто чувствует свою духовную слепоту в деле религии, тот пусть обратится к свету – Христу, и его учение будет тем светом для души, который необходим каждому желающему идти прямо, смело, а не ощупью, с опасностью споткнуться и упасть. Пусть пример упоминаемого в нынешнем Евангелии слепца послужит для таких слепотствующих руководством. Взывай с верою к Сыну Божию: «Господи, желаю прозреть», и Отец скажет такому: «Прозри, вера твоя спасла тебя, иди с миром».
К сожалению, нужно признаться, что в наше время есть и такие христиане, которые ищут источника духовного просвещения не в религии, как бы следовало, а вне ее, в тех мутных источниках, которые открывает слепотствующий, но гордый даже в своем ослеплении разум наш. Скудные знаниями, особенно неискушенные опытами жизни, эти люди мечтают открыть такой источник ведения, какого не знало человечество до них, и, увлекаясь новизною взглядов, которые открывают широкий простор страстям человеческим, оставляют без внимания тот спасительный источник высшего ведения, который Сам Господь открыл нам в Своем Божественном слове, в Святом Писании и учении Святой Церкви. Разумеется, богооткровенная истина от этого не страдает нисколько, но нельзя не пожалеть заблуждающихся и напрасно потерянного времени и сил, которые могли бы быть употреблены с пользою и для них самих, ищущих знаний, и впоследствии для блага ближних.
К счастью, такое заблуждение, хотя не у всех, продолжается недолго; вступит человек в жизнь, настигнут его всякие невзгоды и злоключения, с которыми бороться нет у него сил, и, сокрушенный скорбями, гордый разум человека покорно склоняется пред божественною мудростию. И следует указаниям веры. Пусть искатели новых источников для вечных истин о Боге и человеке спросят у своих поживших достаточно предков: где самый чистый источник высшего ведения, и услышат от них в ответ: ни в чем ином, только в Божественном Откровении.
Если бы человек мог сам собою дойти до совершеннейшего знания о Боге, о мире и своей душе, то не было бы надобности и открывать человеку тайны Божественного Откровения. Но многовековой опыт учит нас, что, стремясь найти истину вне Божественного Откровения, вне истинной религии, человечество блуждало во тьме собственных измышлений и в своем ослеплении не могло отличить главного от неглавного, Творца от твари, считая за Бога все, что только не Бог, и только одного Бога не знало. Благодарение Богу, мы, братие и сестры, живем в такое время, когда свет веры Христовой ярко сияет на земле, и мы тотчас после рождения сподобляемся света веры в таинстве святого крещения, а затем и в других таинствах.
Будем же, братие и сестры, дорожить Богодарованным нам светом веры, этим истинным просвещением духовным, воспользуемся им в чистом виде, как он является нам в слове Божием, и не станем увлекаться новыми помышлениями в учении веры, не позволим примешивать, по человеческим соображениям, ничего, что может ослабить этот чистый небесный свет религии в умах и сердцах наших. Не станем смущаться, если бы враги духовного света говорили нам о превосходстве современного просвещения пред учением веры Христовой. Не отрицая большей или меньшей пользы знаний человеческих для жизни настоящей, мы должны быть твердо уверены, что свет религии есть свет истинный, просвещающий всякого человека, что его можно найти только у Отца Светов – Бога – и в Его Откровении, дарованном нам в Евангелии чрез Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа.
Пусть каждый, когда голос сомнений коснется его веры, пусть в своей душе повторяет мольбу иерихонского слепца – Господи, да прозрю. Неотступная смиренная и искренняя мольба непременно будет услышана. Господь и нам скажет так же, как упоминаемому в Евангелии слепцу: прозри, вера твоя – единственное спасение твое, спасая нас в этой жизни от мучительности сомнений и искушений, она спасет нас и в жизни будущей.