В неделю третью по Пятидесятнице III. Светильник для нас – учение Христово

В неделю третью по Пятидесятнице III. Светильник для нас – учение Христово

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно.

Такими словами начинает Христос сегодняшнюю Свою беседу с нами. И это, други наши, очень важное условие, при котором только и могут быть восприняты нами истины Божия учения, предлагаемого нам. Светильник, освещающий для нас учение Христово, есть чистота нашего ума и сердца. Свет и тьма – это два противоположных духа жизни. И власть тьмы над нами, рабство духу греха искажает для нас все понятия о жизни. А мы начинаем раздваиваться, прилежа одновременно и добру и злу. Но зло коварно, оно растворяется в добре, низлагая его силу. По слову же Божию, «никто не может служить двум господам; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и мамоне». И мы постоянно и почти бессознательно пытаемся совместить это несовместимое служение, делая выбор между светом и тьмой согласно своему желанию и произволу.

Слово Божие зовет нас к истине и правде, зовет на путь к Богу, в котором кроется смысл и радость земной жизни. И надо бы принять слово Его, ибо не мерой даст Господь нам не только понятие об истине, но еще даст и умение воплотить ее в жизни своей. Память и доверие слову Божию должны для нас стать постоянной ежедневной заботой. Но как туманны в нас и эти понятия, и наши желания. Наша воля и наша самость непреодолимой преградой встают между нами и Промыслом Божиим о нас. Мы почти постоянно оспариваем действия Промысла о нас. Заботы века сего и всяческие чувственные обольщения заглушают в нас и саму память о Боге, да и веру Его слову.

Господь, зная нашу немощь и поползновение на грех, постоянно напоминает всем нам: «Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?» Как подробно изложен в Писании круг наших житейских обычных забот и дум. Утром, наскоро перекрестив лоб, а многие и об этом забывают, мы торопливо устремляемся к ежедневным заботам о земном. А перед нами на чаше весов совсем неравноценные вещи: с одной стороны, спасение души, с другой – житейское, земное благополучие. Услышим ли мы сегодня слова Христа: «Душа не больше ли пищи и тело одежды»? И опять нам становится страшно довериться обещанию Божию. Как не заботиться о насущном для семьи, для детей: о пропитании, о воспитании, о всестороннем образовании молодого поколения? И радости жизни, и даже развлечения тоже важны и нужны для нас. Для всякого возраста они свои, и это тоже немалая ежедневная забота и очень ответственная тревога для взрослых. Во всем этом нам предлежит не просто участвовать, но быть руководителями и воспитателями. Нам надо этим и в этом жить повседневно.

Слова Спасителя «не пецитеся», если не протестом отзываются в нашем сердце, то все же некоторым смущением и непониманием. Вот истинная мера нашей веры Богу. Но нет ли в призыве «не пецитеся» явного противоречия со словами того же писания: «в поте лица твоего снеси хлеб твой» (Быт. 3, 19), сказанных нашему прародителю? Или еще определеннее: «кто не работает, да не ест» (2 Сол. 3, 10). Так в чем же здесь дело?  Поразмыслим над этим кажущимся недоразумением.

Дорогие мои, если Спаситель возвестил в слух всего мира и для всех времен эти слова, то не значит ли это, что истина их сильна разрешить для нас все вопросы нашей жизни и духовной, и житейской. Это при полном доверии и несомненной вере Богу. Но есть ли у человечества такая вера Промыслу Божию о нас?

Не видим ли мы, как на протяжении всей истории и во все времена бытия мира лучшие умы человечества работают над разрешением проблемы, как создать на земле рай земного счастья, как с наименьшими усилиями со стороны человека достичь благоденствия, радости бытия и блаженного покоя. Забот много, трудов не меньше, но все они без дум о Боге. Человечество все продолжает строить свою Вавилонскую башню. А Бог и Его животворящее слово забываются за нашей деловитостью житейской и суетой. Сама идея создания рая на земле заранее не обречена ли на неудачу? Очень много и во всех областях знаний достигли люди, живя и трудясь на земле. И Господь не мешает беспокойному человеческому уму делать открытия из сокрытых до времени Божиих Законов бытия мира. Он не препятствует труженикам, но иногда неудачами и бесплодностью трудов напоминает, что без Меня не можете творити ничесоже. Ищите же прежде Царствия Божия. Но нам нужен праздник жизни, только праздник и только сейчас, и мы забываем и не хотим признавать, что здесь, на земле, мы все изгнанники рая, и в поте лица своего, в труде заповедано нам жить.

Споря с заповедью Божией, человечество пытается ухитриться обойти Богом определенную ему долю, но сама жизнь свидетельствует о бесплодности и этих дум, и общих усилий. Земное довольство относительно, спокойствие и тишина удаляются из мира и из наших сердец, и не без причины всеобщее беспокойство за завтрашний день теперь поселилось в сознании живущих. Почему это происходит? В чем наша ошибка: трудов и усилий много, а результатов нет как нет?

Калейдоскоп современной жизни порождает в нас массу мимолетных желаний, и мы, не успев осознать и обдумать пришедшее на ум, стремительно ускоряем свой бег по жизни. Мы стремимся к исполнению своих сиюминутных желаний и часто прихотей: к довольству, развлечениям, праздному отдыху. При этом не даем себе покоя, боимся опоздать, чего-то не сделать, что-то пропустить. Мы как запрограммированные машины, подчиненные чьей-то воле, бездумно увлекаемые потоком современных приманок, мечемся по жизни. Греховная суета и желание все в жизни устроить по своему хотению и разумению совсем вытеснила думы о Том, Кто знает о всех наших заботах и Кто всегда хочет и готов помочь нам, но говорит: не пецитеся, дайте место Моей любви и заботам о вас. Господь, пытаясь оградить нас от бесплодного делания и пустоделания, напоминает нам: «Не пецытеся… Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его… и все приложится вам». Вот обещание Господа.

И не вспомним ли слова Спасителя: Кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть (Мф. VI–27). Постоянно в школе жизни человечеству преподается наглядный урок, что оно бессильно пред властью и силой Божией, бессильно изменить Божии законы в природе. Вспомним наш гордостный богоборческий призыв: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача». Но кто поспорит с Богом? Заключит Бог небо, и оно не даст дождя жаждущей земле, откроет хляби небесные, и вода сметет все надежды на урожай, заключит землю, и она произрастит волчцы и терния. Пошлет ветры, и они разметут достояние человека, как бы дорого оно ему ни стоило. Повелит грому гнева Своего, и разрушится вавилонская башня наших современных изысканий счастья, сожжет все дела горделивых и самонадеянных рук человека. Небо и земля восстанут, являя славу и силу Божию, за отвержение человечеством Божией любви и правды. Отметает мир вековой опыт Божиих воспитательных мер в борьбе за душу человеческую и опять, и опять устремляется к несбыточной мечте: будем как боги. А слова Божии, трогательные в своей заботе о нас, мало кого отрезвляют и заставляют задуматься. Господь же не устает миловать нас, посылая наглядные примеры Своей любви и устрашающие опыты при наших заблуждениях и отступлении от веры Его обетованиям.

Други мои, если бы мы с вами вполне доверяли Господу, то чувствовали бы, как легко, сами собой разрешались для нас самые трудные, гнетущие нас проблемы. Нет-нет, не подумайте, что Господь хочет освободить нас от трудов и будет Сам делать то, что должны и обязаны делать мы. Речь идет только о том, чтобы мы, не расставаясь с богатством благостей Божиих, даруемых нам в разнообразии жизни, жили во всем по-евангельски. Чтобы сердце наше в первую очередь устремлялось за помощью к Тому, кто Один только и может дать нам главное – духовное понимание всего происходящего в нашей жизни и силы и разумение для решения жизненных задач. О значении для нас живой веры в слово Божие – в Священное Писание –напоминает нам святой учитель вселенский Иоанн Златоуст: «Если чего-либо не понимаешь в Писании, то не печалься об этом, а просто прими на веру, без рассуждения, ведь это же есть Божие слово, а Бог говорит одну истину… Принимай же ее со всею несомненностью по одному тому, что она есть слово Бога». Не дадим места сомнениям или ослаблению веры при скорбях, будем без предубеждения обращаться к чтению Святого Евангелия. Услышим сегодня сердцем слова Господа нашего Иисуса Христа, прозвучавшие для нас в сегодняшнем евангельском чтении: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его… и все приложится вам!»

Аминь.


Наверх