В Неделю сыропустную. Накануне Великого поста Святая Церковь предлагает нашему вниманию спасительное для души воспоминание изгнания Адама из рая

В Неделю сыропустную. Накануне Великого поста Святая Церковь предлагает нашему вниманию спасительное для души воспоминание изгнания Адама из рая

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры! Накануне Великого поста Святая Церковь предлагает нашему вниманию спасительное для души воспоминание изгнания Адама из рая. Стихиры, молитвословия, канон — все сегодняшнее богослужение отображает неизгладимую печаль в связи с этим изгнанием. Наш праотец Адам, глубоко опечаленный, сидит против дверей рая и проливает горькие слезы раскаяния. Но он не отчаялся. В его печали — сознательное, искреннее раскаяние в том, что он совершил. Человеколюбивый Господь милостиво призрел на Адамово покаяние, пришел на землю, избавил, очистил, обновил его душу и даровал в воскресении новый, лучший благодатный рай жизни. Такое глубокое и спасительное значение имело для Адама воспоминание о потерянном им рае и оплакивание греха. Такое же духовно-спасительное влияние может иметь на нас покаянное воспоминание о потерянной нами благодати, дарованной нам Господом в купели крещения и ниспосылаемой нам в таинстве святого причащения. Мы должны уяснить себе, что нас гонит от благодатной жизни во Христе, что приносит нам неисчислимые скорби, печали и самую смерть? Причина кроется в преступлении воли и заповедей Господних. Грех лишил праотца Адама рая, он же и нас с вами гонит от благодатной жизни Христовой, лишает вечного блаженства. И прежде всего это грех злопамятства, затем грехи тщеславия и гордости. Ничего нет более противнее злопамятства.

Царство Божие есть царство мира и смирения, царство единодушия и братской любви. Может ли быть принят в это Царство человек гордый и злопамятный? Конечно, нет. Вот почему накануне молитвенного и спасительного подвига Великого поста Спаситель в Евангелии еще раз настойчиво указывает, что отпущение грехов зависит от нас самих, что Суд Божий над нами — в нашей же власти; что все наши подвиги: частое хождение в храм для молитвы, усиленный пост, исповедь — только тогда будут угодны Господу Богу, тогда принесут от Всевышнего полное прощение, когда мы будем жить в мире и любви, когда изгоним из своего сердца всякую вражду, злобу и лукавство. Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, их проступки против вас, то простит и вам Отец ваш Небесный. «Таким образом, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — Спаситель тебя самого, виновного, делает судьею над самим собою и как бы так говорит: какой ты сам произнесешь о себе суд, такой же суд и Я произнесу о тебе. Если простишь своему собрату, то и от Меня получишь то же благодеяние, хотя Мое тебе благодеяние будет на самом деле несравненно важнее твоего. Ты прощаешь другому, потому что сам имеешь нужду в прощении, а Бог прощает, ни в чем не имея нужды, ты прощаешь брату, а Бог — рабу; ты виновен в бесчисленных грехах, а Бог — безгрешен». «А если не будете прощать людям согрешения их, — говорит Господь, — то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Ничто так не уподобляет нас Богу, как то, когда мы прощаем людей злых, которые обижают нас. Желая, чтобы мы освободились от многих и великих грехов, Бог и предложил нам путь краткий, легкий и удобный. Ибо какой труд простить оскорбившему? Не прощение, но хранение вражды составляет труд. Напротив, освободиться от гнева и легко и это же доставляет великое счастье и спокойствие».

И самое наше причащение святого тела и крови Христовых только тогда будет причащением «во оставление грехов, во исцеление и здравие души и тела и в жизнь вечную», когда мы будем приступать к святым тайнам с умиротворенным сердцем, исполненным любви к ближним. Послушайте, как наставлял однажды свою антиохийскую паству святитель Иоанн Златоуст: «Наперед говорю и объявляю громким голосом, взываю: никто из имеющих врагов да не приступает к священной трапезе и не принимает тела Господня, приступающий к святому таинству не должен иметь врага!.. Хочешь приступить — примирись и тогда приступай к святыне, к брату никогда не питай в сердце злобы, но, если случится какое огорчение, пусть будет оно разве до вечера и далее не продолжается. “Солнце, — сказано, — да не зайдет во гневе ваше”».

Не будем беспечны в деле нашего спасения, но постараемся и сделаем все, чтобы начать подвиг Великого поста и приступить к причащению, не имея врагов. Назидательный пример исполнения Христовой заповеди о примирении с ближним представляет нам житие преподобного Тита, пресвитера Печерского. У этого святого подвижника был в том же Киево-Печерском монастыре друг — инок Евагрий, саном диакон. Несколько лет жили они между собой так дружелюбно, что прочие иноки удивлялись их единодушию. Но враг рода человеческого посеял между ними вражду и так омрачил их ненавистью, что они не могли без досады даже взглянуть друг на друга. Такая взаимная злоба продолжалась довольно долго. Однажды пресвитер Тит тяжело заболел. Будучи при смерти, он начал горько плакать о своем согрешении и послал за недругом своим, чтобы попросить у него прощения. Но Евагрий не хотел даже слышать о том и начал жестоко проклинать брата. Иноки, соболезнуя о таком тяжком заблуждении Евагрия, насильно привели его к умирающему. Тит стал со слезами говорить ему: «Прости мя, отче, и благослови». Но Евагрий отвернулся от него и сказал, что не собирается примиряться с ним ни в этой, ни в будущей жизни. Сказав это, он вырвался из рук иноков и упал замертво, а умирающий Тит в это самое время встал с одра болезни совершенно здоровым. Он рассказал братии, что когда он поклонился Евагрию и когда тот отвернулся от него, ангел поразил его пламенным копьем, а его самого (то есть Тита) поднял с одра болезни.

Итак, «чтобы молитва наша легче и свободнее возносилась к Богу, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — дай ей крылья: одно крыло — это и есть милостыня, милосердие, любовь даже ко врагам; другое крыло — это пост». Кто искренно скорбит о грехах своих, тому не придет на ум и мысль о пище. Вот почему покаяние неразрывно связано с постом. Сама душа скорбящая, кающаяся требует поста. Господь наш Иисус Христос в Евангелии объясняет, как должно поститься, чтобы пост был угоден Богу и послужил во спасение. «Когда поститесь, — говорит Он, — не будьте унылы, как лицемеры». Всякое доброе дело можно исказить, сделать богопротивным. Тщеславие может и пост обесценить в очах Божиих. Так и было с лицемерными фарисеями. О своих грехах они и не думали, заботились лишь о том, чтобы все люди видели, какие они святые: для того они и ходили с унылыми и мрачными лицами, «ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися». Фарисеи, когда постились, не умывались, не расчесывали волос, ходили в разодранных и нечистых одеждах и посыпали голову пеплом. И все это — только для того, чтобы обмануть и Бога и людей. Конечно, люди иногда и обманывались, ублажали таковых лицемеров-постников, но Бога не обманешь. «Истинно говорю вам, — обличал их Сердцеведец, — … они уже получают награду свою», то есть получают награду от людей и потому нечего им ждать награды от Бога. С глубокой скорбью говорит святитель Иоанн Златоуст, что и между христианами бывают такие постники-лицемеры, и даже хуже. «Мы не только подражаем лицемерам, но и превзошли их. Я знаю, знаю многих, которые не только, когда постятся, обнаруживают это пред людьми, но и, совсем не постясь, принимают на себя вид постящихся и становятся хуже лицемеров! А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, старайся никому не показать вида, что ты постишься; ничем не отличайся по наружности от того, кто не постится, чтобы явиться постящимся не пред людьми, чтобы люди и не подозревали о тебе, что ты постишься, но являй себя постящимся только пред Отцом Твоим Небесным, Который втайне, Который видит все сокровенное, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. «Подумай: ты обижаешь и самую добродетель, — продолжает святитель Иоанн Златоуст, — когда исполняешь ее не для нее самой, но для толпы людской. И мы ставим себе в обиду, когда нас любят не для нас самих, но для других. Точно так же рассуждай и о добродетели: не для других люби ее, не для людей повинуйся Богу, но для Бога — людям. Если же поступаешь иначе, то, хотя бы, по-видимому, и любишь добродетель, раздражаешь Бога наравне с тем, кто совсем не следует ей».

Что сказано о посте, то же самое можно сказать и о всех добродетелях: их должно всячески прикрывать смирением. Преподобный Силуан говорил: «Горе человеку, имя которого знаменитее дел его».

Дорогие братия и сестры, вспоминая сегодня грехопадение первого человека и его слезное раскаяние, помня заповедь Спасителя и приведенный пример из отеческой жизни, будем стараться пребывать в мире и любви со своими ближними, со смирением будем проводить подвиг поста, молитвы и покаяния. Пойдем ныне к тем из них, с которыми поссорились и еще не примирились, попросим у них прощение, а те, что были оскорблены и обижены, пусть, в свою очередь, простят своих обидчиков, и милосердный Господь примет наш посильный подвиг молитвы, поста и покаяния, простит наши прегрешения и сподобит достойно и радостно встретить Светлое Христово Воскресение и нас воскресит для вечной блаженной жизни. Аминь.

Наверх