В неделю шестнадцатую по Пятидесятнице. Об истинной вере. О Хананеянке
Мф. 15, 21–28
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
О жено! Велия вера твоя! Буди тебе, яко же хощеши.
Други мои! Из первого века входит в нашу современность живой голос Христа. Нам же надо услышать его и самой жизнью своей непременно подтвердить, что мы его не только слышим, но и слушаемся, и понимаем животворящую его силу.
Кратко ныне будет слово мое, кратко, как и само нынешнее слово Христово. Но смысл его поражает мое сердце, думаю, что и вы все не останетесь равнодушны и безучастны к нынешнему Божию откровению.
Бог есть любовь, и в очах Божиих только любовь и имеет цену. И об этом сегодняшнее Евангелие. Человек, не знающий истины, встретил на своем жизненном пути неведомого ему Бога. Язычница, Хананеянка, отвергаемая правоверными иудеями, по сути, неверующая, получает от Самого Бога свидетельство и оценку своей не осознаваемой ею веры. «О жено! велия вера твоя!» О какой вере говорит нам сегодня Христос? Конечно, не о той, что иногда потоками льется с кончика человеческого языка: «Господи, Господи!», но громче слов делами свидетельствуется об обратном: «имей мя отречена». Но о той вере, что тайно живет в сердце человека, но явной становится в делах любви.
Сам Сердцеведец, видя правду в глубине человеческого сердца Хананеянки, якобы не знающей Бога, свидетельствует пред всем миром о ее вере. И не просто свидетельствует, но и дает ей самую высокую оценку: «О, жено! велия вера твоя!» Милость Божия беспристрастна и судит о нас по делам и намерениям сердечным, Господь безошибочно избирает того, в ком бесценный спасительной дар веры возрастет и принесет плод в Царство Небесное. Он еще в неверующем прозревает возможность принять Божественный дар веры. Но как часто и мы, подобно правоверным иудеям, выносим свой приговор о людях, по нашему воззрению неверующих. Если не словом, то взглядом, своим отношением к нему, даже просто чувством своего превосходства верующего над тем, кто пока еще не знает Бога. Оценивая человека, мы даем оценку не ему, но себе и своим понятиям о вере. Мы возносимся мнением о себе и заведомо восхищаем право суда у Бога.
Так как же надо жить нам и что делать, чтобы и на нас призрел Господь драгоценными словами, признавая в нас чад Своих?
В чем проявлялась неведомая самой Хенанеянке ее вера? Неизвестно, сколько лет она несла боль за жестоко беснующуюся дщерь. Сколько долгих скорбных лет сопереживания и сердечной муки за дочь стали для Хананеянки тем невидимым крестным подвигом, которые готовили почву ее сердца к восприятию Божьего дара веры. Без слов ее любовь и сердечное соучастие в скорби молили Бога о помиловании. А терпение ее! Не оно ли и засвидетельствовало веру ее в покорности Промыслу. Смиренное осознание своего недостоинства не только пред Богом, но даже и перед людьми стало тоже молитвой и прошением о даровании благодати. Не Бога искала она помощником себе, она услышала, что есть человек, помогающий многим болящим. Просто человек. Да, Он иноверец, но, по слухам, для Него понятие о страдании самое верное побуждение помочь. Значит, Он сам знает, что такое страдание и состраждет всем страждущим. Не знала она, ища помощи от человека, встретить всемогущего Бога, для которого нет ни эллина, ни иудея, но есть человек, образ и подобие Божие, в сердце которого даже неведомо для него самого живет сострадание и милость. Милость, которая превозносится над судом.
И еще, други мои, она, эта Хананеянка, смирялась не пред величием Божиим, могущим в один миг все изменить в ее душе и в ее жизни. Она в смирении припадала к человеку, человека молила о помощи. Кто из нас потерпел бы такое о себе слово: «ты смердящий пес, а не чадо, не дщерь Творца Бога». И после столь жестоких слов: «несть добро отъяти хлеба чадом, и поврещи псом» она, кланяясь и признавая себя достойной такой участи, произносит: «Ей, Господи: ибо и пси ядят от крупиц, падающих от трапезы господей своих». Она продолжает молить и просить: «Помози ми».
Даже человек откликается на смиренное прошение, и мог ли не преклониться Бог, который неизменно «гордым противится, а смиренным дает благодать». И благодать пришла к просительнице в таком обилии, что и по сей день мир слышит ее в словах: «О жено! велия вера твоя!» Так, други мои, проявляет себя вера, и такие плоды вызревают в ее недрах.
И не без основания я надеюсь, что дал ей Господь самый драгоценный и нами вожделенный дар – живую веру. Вот, дорогие мои, как мало слов, но как много побуждений к делу. Заповедь Господня светла и ясна: «Возлюби Господа всем сердцем твоим, всем помышлением твоим и всею душою твоею, всею крепостью твоею и всем разумением твоим». Но это не всегда доступно нам, но вторую часть заповеди Божией: «возлюби ближнего своего, как самого себя» – ежедневно предлагает нам сама жизнь; и исполнение ее есть тот ключ, что открывает для нас двери Божьего милосердия. Святой отец Григорий Богослов говорил, что выше всех добродетелей есть любовь, а из дел любви выше всего деятельное сострадание и помощь нуждающимся.
Мы же, дорогие мои, на своем пути к спасению, забывая, что вера – это Божий дар человеку, простираясь как можно скорее узреть в себе проявления духовности, начинаем по святым отцам применять образцы православного подвижничества к себе. При этом по непониманию дерзко преступаем посылаемые от Бога испытательные трудности и научения. А ведь они-то и есть тот крест, по которому мы карабкаемся в Царство Небесное. И скорби – удел не только монашеской жизни, но неотъемлемая принадлежность и всех живущих в миру по слову Спасителя: «в мире скорбны будите, но радуйтесь, Я победил мир». Один из подвижников благочестия, наставляя на путь спасения духовного младенца, преподал хорошо запоминающийся урок: «детка, подвиги для нас лакомство, а смирение и послушание – пища. Без пищи жить нельзя, а без лакомства можно». Так, смирение, терпение и послушание пусть будут самой востребованной пищей нашей на пути к Богу.
Начнем же, други наши, прямо с сегодняшнего дня примером Хананеянки нащупывать верный путь к Богу, смиренно и терпеливо склоняя главу свою пред велениями Промысла Божия о себе, с уверенностью, что знает Господь, как и чем разбудить наши дремлющие души, ибо Он пришел грешников спасать. А мы и есть те самые грешники, которые без его милости не только спасаться, но и жить достойно не умеем. Будем отстранять помыслы пагубного самоцена о себе и мнение о других, прося у Бога только милости быть Ему верными, чтобы в преддверии жизни вечной и для нас прозвучали милостивые слова Спасителя нашего: «Велия вера твоя! Вера твоя спасла тебя; иди в мире в Царство Небесное!»
Аминь.