В Неделю пред Воздвижением (Ин., III, 13-17)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.
Дорогие братия и сестры! Нынешнее воскресенье называется неделей пред Воздвижением, и сегодня положено читать Евангелие о бесконечной любви Божией к погибающему миру, к роду человеческому и о ниспослании ему Спасителя - Сына Божия Единородного.
«Никто не восходил на небо, - говорит Господь, - как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него».
До пришествия в мир Христа Спасителя, Его страданий, смерти и воскресения, никто из людей не восходил на небо, кроме сшедшего с небес Иисуса Христа, Который Своим божеством всегда был на небесах. Грех не допускал никому из людей взойти на пречистое, святое и праведное небо, на котором - престол Господа Бога Вседержителя, а за грех еще не была принесена с начала мира до пришествия на землю Сына Божия крестная жертва для искупления мира от греха, для примирения людей с Богом, для очищения и освящения верующих в Него и для отверстия праведным судом Божиим заключенного грехами человеческими неба. Небо было недоступно никому из людей ветхозаветных, даже праведных. Оно сделалось доступным для праведников и покаявшихся грешников только со времени крестной смерти за нас, за наши грехи Сына Божия. Об этом сказал Сам Господь: «Отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». Эта тайна, эта радостная весть, что небо теперь для нас открыто, ежедневно возвещается нам открытием царских врат на великой вечерне, всенощной и особенно на литургии - на малом и великом входах и при выносе святых даров для причащения. Небесное Царство, рай, снова стал доступен, открыт для всех верующих, и в него невозбранно входят после смерти все оправданные пречистою кровью и благодатью Сына Божия.
Старайтесь же, дорогие братия и сестры, войти в него верой, покаянием и добрыми делами. Теперь уже не стоит у дверей рая херувим с пламенньш мечом, возбраняя вход в него. И сколько людей вошло в рай со времени смерти и воскресения Сына Божия и доныне! Бесчисленное множество. И мы по примеру их туда же пойдем. А необходимо идти, пробиваться всеми силами; если не пойдем, то в ад попадем - никуда больше. Идите, идите спешно, бодро и твердо, не оглядываясь назад, «дорожа временем, потому что дни лукавы, - говорит апостол. - Теперь время благоприятное… теперь день спасения». Далее в нынешнем Евангелии мы слышали, что как Моисей, вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Здесь указывает Господь на действие пророка Моисея в Аравийской пустыне, именно на вознесение медного змия на древо по повелению Божию, дабы смертельно ужаленные змеями евреи взирали на этого медного змия и исцелялись. Это вознесение Моисеем медного змия на древо прообразовало вознесение, воздвижение на кресте Искупителя мира Иисуса Христа и победу Его над змием искусителем, или диаволом, и наше избавление крестом Спасителя от вечной смерти.
«Смотри, грешник, - говорит нам Святая Церковь, - какая ужасная, кровавая жертва потребовалась правосудием Божиим для искупления твоего от греха и вечной погибели: мучительнейшая, позорная смерть на кресте Единородного Сына Божия. А ты и доныне беззаботно, нераскаянно живешь, без страха грешишь, не льешь слез покаяния, не заботишься о добрых делах, распинаешь в себе Сына Божия?.. Опомнись, покайся, ибо для поправших кровь Сына Божия нет больше жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников».
Так возлюбил Бог мир, то есть бесконечной, превосходящей всякий разум, любовью, что дал бесконечную жертву за грехи - Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную, то есть спасся. Если бы в жертву за наши грехи не дал Бог Сына Своего, то весь мир пошел бы в муку вечную и никто бы не спасся. Все спасающиеся ныне спасаются только кровью Сына Божия или водой и кровью, ибо из прободенного ребра Его истекла кровь и вода, что означает два таинства: крещение и причащение; а без крещения и причащения и без покаяния, конечно, и других таинств никто не спасется. Сам Господь говорит: «Покайтесь; но, если не покаетесь, все… погибнете; если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Идущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет».
«Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, - говорится далее в Евангелии, - чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него». Но как же мы читаем в Символе веры: верую в Господа, «паки грядущаго со славою судити живым и мертвым», а в Евангелии тоже говорится, что Бог Отец весь суд отдал Сыну? В нынешнем Евангелии говорится о первом пришествии Сына Божия — для спасения мира, а в Символе веры говорится о втором Его пришествии, чтобы судить мир. И действительно, всякий желающий спасения может быть спасен Сыном Божиим, если только будет веровать, каяться, молиться и творить добрые дела. А если во время земной жизни, при таком изобилии благодати, при таких верных и всесильных средствах к спасению, человек вознерадит о спасении и будет жить нераскаянно и бесстрашно, то после смерти и на Страшном Суде Христовом — горе ему, ибо ему будет суд без милости.
Спасайтесь, дорогие братия и сестры, пока есть время. Время потеряем - и спасение погубим. Юродивым девам сказано: «Истинно говорю вам: не знаю вас», хотя они и стучали и просили: «Господи! Господи! отвори нам». Бодрствуйте же, ибо не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий. Аминь.