В Неделю пред Рождеством Христовым, Святых отец. О вере

В Неделю пред Рождеством Христовым, Святых отец. О вере

Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа!

Все сии умерли в вере, не полу­чив обе­то­ва­нии, а только издали видели оные, и радо­ва­лись, и гово­рили о себе, что они стран­ники и пришельцы на земле!

Доро­гие бра­тия и сестры! При­бли­жа­ется вели­кий празд­ник Рож­де­ства Гос­пода и Спаса нашего Иисуса Хри­ста от Пре­чи­стой и Без­не­вест­ной Девы Марии, празд­ник вели­чай­шего и все­с­па­си­тель­ного собы­тия, много раз пред­ре­чен­ного про­ро­ками Вет­хого Завета.

Под­го­тов­ляя своих чад к достой­ной встрече вели­кого празд­ника, Свя­тая Цер­ковь этот вос­крес­ный день, пред­ше­ству­ю­щий Рож­де­ству Хри­стову, назвала Неде­лей свя­тых отец, потому что в этот день вспо­ми­на­ются вет­хо­за­вет­ные пра­вед­ники — от пра­отца Адама до свя­того Про­рока, Пред­течи и Кре­сти­теля Иоанна, кото­рые с вели­кой верой ждали свет­лого дня при­ше­ствия обе­то­ван­ного Мессии.

Имена свя­тых вет­хо­за­вет­ных отцов сего­дня мы слы­шали в еван­гель­ском чте­нии, в родо­сло­вии Иисуса Хри­ста по плоти. Эти свя­тые и вели­кие мужи пре­ем­ственно пере­да­вали в тече­ние более чем пяти тысяч лет обе­то­ва­ние об Иску­пи­теле, бережно охра­няя его от язы­че­ских заблуж­де­ний. Пра­вед­ный Ной в тече­ние своей жизни сбе­ре­гал его в своем сердце и жил среди раз­вра­щен­ного и отпав­шего от Бога народа, в ков­чеге носи­мый несколько меся­цев в без­бреж­ном оке­ане вод, пото­пив­ших без­за­кон­ный мир. Пат­ри­арх Авраам про­нес это обе­то­ва­ние через пустыни от Ура Хал­дей­ского до Египта, от Египта до Пале­стины и пере­дал его своим потом­кам-пат­ри­ар­хам. И пре­крас­ный Иосиф сохра­нил это обе­то­ва­ние. Будучи низ­ри­нут бра­тьями в ров, а затем про­дан­ный ими же в Еги­пет, сохра­нил его, будучи в тем­нице, а также пре­бы­вая в долж­но­сти самого пер­вого из при­бли­жен­ных фара­она, тем самым и спас от голода жизнь отца, пат­ри­арха Иакова, и тех же своих один­на­дцати бра­тьев. Это обе­то­ва­ние хра­нил в своем сердце весь Изра­иль, пере­дви­га­ясь по пусты­ням в тече­ние сорока лет во главе с Мои­сеем. Хра­нили обе­то­ва­ние судьи изра­иль­ские и цари: Давид, Соло­мон и дру­гие; хра­нили, напо­ми­нали и яснее о нем про­ро­че­ство­вали сво­ему народу и свя­тые пророки.

Его воз­ве­стил свя­той про­рок Даниил, «муж жела­ний», и он видел Обе­то­ван­ного, Кото­рый, как «камень без руки отсе­чен», отпал от горы и напол­нил Собою мир, раз­ру­шив язы­че­ство. Боже­ствен­ное обе­то­ва­ние муже­ственно хра­нили три отрока, вверг­ну­тые в вави­лон­скую печь и остав­ши­еся неопа­ли­мыми. «Во источ­нике пла­мене, яко на воде упо­ко­е­ния, свя­тии трие отроцы радо­ва­х­уся», — поет сего­дня Свя­тая Цер­ковь. Да раду­ются ныне свя­тые отцы и все пра­вед­ники вет­хо­за­вет­ной Церкви и ликуют в Цар­стве сво­его Мес­сии. О при­чине радо­сти свя­тых отцов, доро­гие бра­тия и сестры, мы вчера вече­ром слы­шали в каноне, где гово­рится: «Потому что из их семени вос­сиял Хри­стос». С какой же вели­кой верой они ждали этой вели­кой радо­сти! Эту веру, это чая­ние их свя­той апо­стол Павел поста­вил в при­мер всем чле­нам зем­ной воин­ству­ю­щей Церкви. Этому он и посвя­тил часть сво­его посла­ния к Евреям. Чте­ние этого фраг­мента мы слы­шали сего­дня в литур­гий­ном апо­столь­ском чте­нии. Оно явля­ется как бы про­дол­же­нием сего­дняш­него еван­гель­ского чте­ния, его допол­не­нием и объ­яс­не­нием. Верою Авель при­нес Богу жертву луч­шую, нежели Каин. Верою Енох и вели­кий про­рок Божий Илия взяты живыми на небо. А о глу­бине веры пат­ри­арха Авра­ама сви­де­тель­ствует то, что он готов был при­не­сти в жертву Богу един­ствен­ного сына, «ибо… думал, что Бог силен и из мерт­вых вос­кре­сить», — уже воз­ло­жил Иса­ака на жерт­вен­ник и воз­нес нож, но ангел Гос­по­день оста­но­вил его. Это было доста­точно, чтобы испы­тать глу­бо­кую веру пра­вед­ника. Верой все вели­кие дела тво­рили и дру­гие вет­хо­за­вет­ные пра­вед­ники. Они силой своей веры в гря­ду­щего Спа­си­теля мира, Гос­пода Иисуса Хри­ста, побеж­дали цар­ства… заграж­дали уста львов… уга­шали силу огня, вос­кре­шали умер­ших. Своей твер­дой верой они сде­ла­лись пра­вед­ни­ками. Мно­гие из них за веру в Бога были заму­чены, дру­гие испы­тали пору­га­ния и побои, а также узы и тем­ницу, были поби­ва­емы кам­нями, пере­пи­ли­ва­емы, под­вер­га­емы пытке, уми­рали от меча, ски­та­лись в мило­тях и козьих кожах, терпя недо­статки, скорби, озлоб­ле­ния. В заклю­че­ние свя­той апо­стол Павел, срав­ни­вая их пре­дан­ность, и веру, и стра­да­ния с неве­рием осталь­ного мира, гово­рит, что те, кото­рых весь мир не был достоин, чтобы сохра­нить истин­ную веру в Бога и гря­ду­щего Спа­си­теля, в особо тяже­лые вре­мена уда­ля­лись от отсту­пив­ших от Бога и упор­ных в этом отступ­ле­нии людей, ски­та­лись по пусты­ням и горам, по пеще­рам и уще­льям земли.

Доро­гие бра­тия и сестры, вот какое сви­де­тель­ство мы имеем в свя­тых отцах для укреп­ле­ния нашей веры. Свя­той апо­стол Павел пове­ле­вает не только поми­нать тех, кото­рые про­по­ве­ды­вали нам слово Божие, но, взи­рая на кон­чину их жизни, под­ра­жать их вере. Вет­хо­за­вет­ные пра­вед­ники в жизни своей были водимы, спа­са­лись верой в гря­ду­щего Мес­сию-Хри­ста. А чем же мы водимы? Верой ли руко­вод­ству­емся в своей жизни? Нет. Нередко нас вле­кут стра­сти, мы пора­бо­щены ими. Для все­ян­ного в нас семени веры мы уго­то­вили каме­ни­стую дорогу и тер­ни­стую почву. Под­час мы не остав­ляем места вере, вытес­няем ее из сердца стра­хом, сты­дом пока­зать себя веру­ю­щими, при­стра­стием к богат­ству, славе, чести, зем­ным бла­гам и удо­воль­ствиям. Да не будет более этого в нас, но будем, бра­тия и сестры, укреп­лять в себе веру. Свя­тые отцы гово­рят, что вера явля­ется живой и креп­кой в чело­веке тогда, когда он очи­стит свое сердце от гре­хов­ных наклон­но­стей, чув­ство­ва­ний и помыс­лов, от всего нечи­стого и скверного.

Епи­скоп Игнатий (Брянчанинов) пишет, что вера укреп­ля­ется в чело­веке пока­я­нием и испол­не­нием еван­гель­ских запо­ве­дей, ибо и то и дру­гое спо­соб­ствуют очи­ще­нию нашего сердца. Он заме­чает, что «пока­я­ние необ­хо­димо не только для того, чтобы уве­ро­вать во Хри­ста, но и для под­дер­жа­ния в себе живой веры». Пока­я­ние должно быть посто­ян­ным спут­ни­ком нашим в про­дол­же­ние всей зем­ной жизни. Тот же подвиж­ник про­дол­жает: «Вера явля­ется в чело­веке от испол­не­ния еван­гель­ских запо­ве­дей, воз­рас­тает по мере испол­не­ния их, увя­дает и уни­что­жа­ется по мере пре­не­бре­же­ния ими, поэтому слу­шай слово Божие и свя­тых отцов, объ­яс­ня­ю­щих его, и мало-помалу все­лится в тебя живая вера». Пре­по­доб­ный Сера­фим Саров­ский гово­рит, что «…от чте­ния слова Божия Гос­подь не остав­ляет чело­века Своею мило­стию, но испол­няет его дара разу­ме­ния». Пре­по­доб­ный сам посто­янно читал свя­тое Еван­ге­лие, за неделю он про­чи­ты­вал весь Новый Завет. Подвиж­ник про­шлого века киев­ский иерос­хи­мо­нах Пар­фе­ний также про­чи­ты­вал за неделю весь Новый Завет и каж­до­дневно про­чи­ты­вал всю Псал­тирь. Конечно, такие подвиги нам не под силу, но нужно читать хотя бы поне­многу: про­чи­ты­вать каж­дый день одну главу Еван­ге­лия и одну из Апо­стола. Это зай­мет не более 10 минут и при­не­сет огром­ную душев­ную пользу. Перед нача­лом чте­ния слова Божия свя­тые отцы сове­туют кратко помо­литься Гос­поду: «Гос­поди, вра­зуми меня, про­свети меня Тво­ими свя­тыми сло­вами», а потом с бла­го­го­ве­нием и вни­ма­нием при­сту­пать к чте­нию. Пре­по­доб­ный Ефрем Сирин учит, что читать слово Божие нужно с усер­дием и вни­ма­нием, не спе­шить, а если какой стих не понял, не поле­нись вер­нуться к нему еще раз. Посто­ян­ное чте­ние слова Божия посте­пенно будет очи­щать наше сердце от гре­хов­ных стра­стей и исправ­лять нашу жизнь. Тогда у нас укре­пится живая вера. Тогда для нас ста­нет поня­тен смысл нашей жизни. Веру истин­ного хри­сти­а­нина не может поко­ле­бать ничто: ни болезни, ни скорби, ни лише­ния. Ибо он, имея креп­кую веру, упо­ва­ние на милость Божию, все пере­но­сит без ропота, молит­вой испра­ши­вая себе силы для несе­ния житей­ского кре­ста. И такая горя­чая, дерз­но­вен­ная молитва непре­менно бывает услы­шана Господом.

Итак, доро­гие бра­тия и сестры! Будем под­ра­жать вере свя­тых вет­хо­за­вет­ных отцов. Они сего­дня при­но­сят радость свою рож­да­ю­ще­муся Сыну Божию. Какие же дары при­не­сем мы, пра­во­слав­ные хри­сти­ане, сво­ему Гос­поду. Подобно волх­вам, при­нес­шим Богом­ла­денцу злато, ладан и смирну, при­го­то­вим и мы Пред­веч­ному Мла­денцу злато — нашу твер­дую веру, бла­го­вон­ный ладан — нашу надежду на Его боже­ствен­ную помощь и аро­мат­ную смирну — нашу горя­чую любовь к Богу и всем людям, под­твер­жда­ю­щую нашу веру. Не будем под­ра­жать жесто­ко­вый­ному иудей­скому народу, при­го­то­вив­шему сво­ему Мес­сии крест, гвозди, копие, смерть. А уго­то­вим Гос­поду Богу укра­шен­ные чер­тоги своих сер­дец, очи­стив себя искрен­ним пока­я­нием, чтобы в таин­стве при­ча­ще­ния при­нять Гос­пода Иисуса Хри­ста в свое сердце и раз­де­лить радость рож­де­ства Хри­стова со всеми свя­тыми вет­хо­за­вет­ными отцами. Аминь.

Наверх