В Неделю пред Рождеством Христовым, Святых отец. О вере
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Все сии умерли в вере, не получив обетовании, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле!
Дорогие братия и сестры! Приближается великий праздник Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа от Пречистой и Безневестной Девы Марии, праздник величайшего и всеспасительного события, много раз предреченного пророками Ветхого Завета.
Подготовляя своих чад к достойной встрече великого праздника, Святая Церковь этот воскресный день, предшествующий Рождеству Христову, назвала Неделей святых отец, потому что в этот день вспоминаются ветхозаветные праведники — от праотца Адама до святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, которые с великой верой ждали светлого дня пришествия обетованного Мессии.
Имена святых ветхозаветных отцов сегодня мы слышали в евангельском чтении, в родословии Иисуса Христа по плоти. Эти святые и великие мужи преемственно передавали в течение более чем пяти тысяч лет обетование об Искупителе, бережно охраняя его от языческих заблуждений. Праведный Ной в течение своей жизни сберегал его в своем сердце и жил среди развращенного и отпавшего от Бога народа, в ковчеге носимый несколько месяцев в безбрежном океане вод, потопивших беззаконный мир. Патриарх Авраам пронес это обетование через пустыни от Ура Халдейского до Египта, от Египта до Палестины и передал его своим потомкам-патриархам. И прекрасный Иосиф сохранил это обетование. Будучи низринут братьями в ров, а затем проданный ими же в Египет, сохранил его, будучи в темнице, а также пребывая в должности самого первого из приближенных фараона, тем самым и спас от голода жизнь отца, патриарха Иакова, и тех же своих одиннадцати братьев. Это обетование хранил в своем сердце весь Израиль, передвигаясь по пустыням в течение сорока лет во главе с Моисеем. Хранили обетование судьи израильские и цари: Давид, Соломон и другие; хранили, напоминали и яснее о нем пророчествовали своему народу и святые пророки.
Его возвестил святой пророк Даниил, «муж желаний», и он видел Обетованного, Который, как «камень без руки отсечен», отпал от горы и наполнил Собою мир, разрушив язычество. Божественное обетование мужественно хранили три отрока, ввергнутые в вавилонскую печь и оставшиеся неопалимыми. «Во источнике пламене, яко на воде упокоения, святии трие отроцы радовахуся», — поет сегодня Святая Церковь. Да радуются ныне святые отцы и все праведники ветхозаветной Церкви и ликуют в Царстве своего Мессии. О причине радости святых отцов, дорогие братия и сестры, мы вчера вечером слышали в каноне, где говорится: «Потому что из их семени воссиял Христос». С какой же великой верой они ждали этой великой радости! Эту веру, это чаяние их святой апостол Павел поставил в пример всем членам земной воинствующей Церкви. Этому он и посвятил часть своего послания к Евреям. Чтение этого фрагмента мы слышали сегодня в литургийном апостольском чтении. Оно является как бы продолжением сегодняшнего евангельского чтения, его дополнением и объяснением. Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин. Верою Енох и великий пророк Божий Илия взяты живыми на небо. А о глубине веры патриарха Авраама свидетельствует то, что он готов был принести в жертву Богу единственного сына, «ибо… думал, что Бог силен и из мертвых воскресить», — уже возложил Исаака на жертвенник и вознес нож, но ангел Господень остановил его. Это было достаточно, чтобы испытать глубокую веру праведника. Верой все великие дела творили и другие ветхозаветные праведники. Они силой своей веры в грядущего Спасителя мира, Господа Иисуса Христа, побеждали царства… заграждали уста львов… угашали силу огня, воскрешали умерших. Своей твердой верой они сделались праведниками. Многие из них за веру в Бога были замучены, другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. В заключение святой апостол Павел, сравнивая их преданность, и веру, и страдания с неверием остального мира, говорит, что те, которых весь мир не был достоин, чтобы сохранить истинную веру в Бога и грядущего Спасителя, в особо тяжелые времена удалялись от отступивших от Бога и упорных в этом отступлении людей, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
Дорогие братия и сестры, вот какое свидетельство мы имеем в святых отцах для укрепления нашей веры. Святой апостол Павел повелевает не только поминать тех, которые проповедывали нам слово Божие, но, взирая на кончину их жизни, подражать их вере. Ветхозаветные праведники в жизни своей были водимы, спасались верой в грядущего Мессию-Христа. А чем же мы водимы? Верой ли руководствуемся в своей жизни? Нет. Нередко нас влекут страсти, мы порабощены ими. Для всеянного в нас семени веры мы уготовили каменистую дорогу и тернистую почву. Подчас мы не оставляем места вере, вытесняем ее из сердца страхом, стыдом показать себя верующими, пристрастием к богатству, славе, чести, земным благам и удовольствиям. Да не будет более этого в нас, но будем, братия и сестры, укреплять в себе веру. Святые отцы говорят, что вера является живой и крепкой в человеке тогда, когда он очистит свое сердце от греховных наклонностей, чувствований и помыслов, от всего нечистого и скверного.
Епископ Игнатий (Брянчанинов) пишет, что вера укрепляется в человеке покаянием и исполнением евангельских заповедей, ибо и то и другое способствуют очищению нашего сердца. Он замечает, что «покаяние необходимо не только для того, чтобы уверовать во Христа, но и для поддержания в себе живой веры». Покаяние должно быть постоянным спутником нашим в продолжение всей земной жизни. Тот же подвижник продолжает: «Вера является в человеке от исполнения евангельских заповедей, возрастает по мере исполнения их, увядает и уничтожается по мере пренебрежения ими, поэтому слушай слово Божие и святых отцов, объясняющих его, и мало-помалу вселится в тебя живая вера». Преподобный Серафим Саровский говорит, что «…от чтения слова Божия Господь не оставляет человека Своею милостию, но исполняет его дара разумения». Преподобный сам постоянно читал святое Евангелие, за неделю он прочитывал весь Новый Завет. Подвижник прошлого века киевский иеросхимонах Парфений также прочитывал за неделю весь Новый Завет и каждодневно прочитывал всю Псалтирь. Конечно, такие подвиги нам не под силу, но нужно читать хотя бы понемногу: прочитывать каждый день одну главу Евангелия и одну из Апостола. Это займет не более 10 минут и принесет огромную душевную пользу. Перед началом чтения слова Божия святые отцы советуют кратко помолиться Господу: «Господи, вразуми меня, просвети меня Твоими святыми словами», а потом с благоговением и вниманием приступать к чтению. Преподобный Ефрем Сирин учит, что читать слово Божие нужно с усердием и вниманием, не спешить, а если какой стих не понял, не поленись вернуться к нему еще раз. Постоянное чтение слова Божия постепенно будет очищать наше сердце от греховных страстей и исправлять нашу жизнь. Тогда у нас укрепится живая вера. Тогда для нас станет понятен смысл нашей жизни. Веру истинного христианина не может поколебать ничто: ни болезни, ни скорби, ни лишения. Ибо он, имея крепкую веру, упование на милость Божию, все переносит без ропота, молитвой испрашивая себе силы для несения житейского креста. И такая горячая, дерзновенная молитва непременно бывает услышана Господом.
Итак, дорогие братия и сестры! Будем подражать вере святых ветхозаветных отцов. Они сегодня приносят радость свою рождающемуся Сыну Божию. Какие же дары принесем мы, православные христиане, своему Господу. Подобно волхвам, принесшим Богомладенцу злато, ладан и смирну, приготовим и мы Предвечному Младенцу злато — нашу твердую веру, благовонный ладан — нашу надежду на Его божественную помощь и ароматную смирну — нашу горячую любовь к Богу и всем людям, подтверждающую нашу веру. Не будем подражать жестоковыйному иудейскому народу, приготовившему своему Мессии крест, гвозди, копие, смерть. А уготовим Господу Богу украшенные чертоги своих сердец, очистив себя искренним покаянием, чтобы в таинстве причащения принять Господа Иисуса Христа в свое сердце и разделить радость рождества Христова со всеми святыми ветхозаветными отцами. Аминь.