В Неделю пред Рождеством Христовым, Святых отец

В Неделю пред Рождеством Христовым, Святых отец

Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа!

Доро­гие бра­тия и сестры! Еван­ге­лист Вет­хого Завета, слав­ный про­рок Исайя, воз­ве­щая о стра­да­ниях гря­ду­щего в мир Хри­ста, с бла­го­го­ве­нием помыш­ляет: «Кто Этот гря­ду­щий Спа­си­тель? Откуда и куда Он нис­хо­дит?» И, пора­жен­ный мыс­лью о боже­ствен­ном Его досто­ин­стве, про­рок вопро­шает: Но род Его кто изъ­яс­нит? Кто изъ­яс­нит нам, зем­ным, Его пред­веч­ное рож­де­ние от Бога Отца? Оно непо­сти­жимо не только для ума чело­ве­че­ского, но и ангель­ского. И вот Этот Бог, непри­ступ­ный, неиз­ре­чен­ный, непо­сти­жи­мый и рав­ный Отцу, при­шел к нам на землю, не возг­ну­шался родиться от Жены, иметь пред­ками Давида и Авра­ама. Пред­веч­ный Бог рож­да­ется, как чело­век, ста­но­вится во всем, кроме греха, подоб­ным, срод­ным нам Чело­ве­ком, и пер­вый еван­ге­лист Нового Завета свя­той апо­стол Мат­фей, рас­кры­вая перед нами напи­сан­ное им Еван­ге­лие, бла­го­вест­вует нам, что его книга есть родо­сло­вие Иисуса Хри­ста, сви­ток, в кото­ром запи­саны предки по плоти, вся жизнь и дея­ния обе­то­ван­ного Мес­сии. Подобно тому как вет­хо­за­вет­ный быто­пи­са­тель Мои­сей, начи­ная исто­рию пад­шего чело­ве­че­ства, выра­жа­ется: «Вот родо­сло­вие Адама», и свя­той Мат­фей, начи­ная исто­рию вос­ста­нов­ле­ния пад­шего чело­века, гово­рит: «Родо­сло­вие Иисуса Хри­ста». От пер­вого зем­ного чело­века пошло рас­строй­ство, но вот - новый Чело­век, новый Адам, Гос­подь с неба, началь­ник нового поко­ле­ния людей, рож­да­е­мых духовно и состав­ля­ю­щих народ свя­той… Древ­нее про­шло, и стало все новое… О каком родо­сло­вии гово­рит свя­той апо­стол? Кто и кому сродный?

Бог, Тво­рец неба и земли, пре­ис­кренне при­об­щился нашей плоти и крови и не возг­ну­шался назы­вать подоб­ных нам людей Сво­ими пред­ками, а нас - бра­тьями Сво­ими. Это ли не радость? Это ли не благовестие?

Но эта бла­гая весть осо­бенно была радостна для уве­ро­вав­ших иудеев: они заявили, что Давиду и Авра­аму было обе­щано Богом рож­де­ние от их семени Хри­ста Спа­си­теля; и вот свя­той еван­ге­лист Мат­фей, писав­ший свое Еван­ге­лие для уве­ро­вав­ших из иудеев, в самом начале своей книги пока­зы­вает им, что эти обе­то­ва­ния испол­ни­лись на Иисусе Хри­сте: Он - Сын Давида, Сын Авра­ама, Он - Сын Без­на­чаль­ного Отца, сия­ние славы и образ Ипо­стаси Его, бла­го­во­лил назы­ваться Сыном Чело­ве­че­ским, потом­ком Дави­до­вым, чтобы тебя, чело­век, соде­лать сыном Божиим.

Зем­ной царь ино­гда оде­ва­ется в одежду про­стого воина, чтобы не при­влечь к себе вни­ма­ние непри­я­теля, так и Царь Небес­ный скры­ва­ется под обра­зом раба, чтобы не заста­вить врага-диа­вола бежать прежде сра­же­ния. Он при­шел, чтобы нас спа­сти, потому и при­нял имя Иисус, что зна­чит «Спа­си­тель». Он был Царь, потому что воца­рился для истреб­ле­ния греха. Он был Пер­во­свя­щен­ни­ком, ибо Сам Себя при­нес в жертву за наши грехи. А в Вет­хом Завете и цари, и пер­во­свя­щен­ники были пома­зы­ва­емы свя­тым елеем и потому назы­ва­лись хри­стами, и Гос­подь наш пома­зан был истин­ным елеем - Духом Свя­тым - и потому назы­ва­ется Хри­стом, что в пере­воде с гре­че­ского зна­чит «Пома­зан­ник». Но Авраам жил еще до Давида, почему же еван­ге­лист назы­вает Иисуса Хри­ста сна­чала Сыном Дави­до­вым, а потом уже Авра­амо­вым? Потому что Давид осо­бенно сла­вился у иудеев. К тому же, Давид жил спу­стя тысячу лет после Авра­ама, и обе­то­ва­ние, дан­ное Богом Давиду, было недав­нее, оно было у всех иудеев на устах. Обе­то­ва­ние Авра­аму можно было отно­сить ко всем коле­нам еврей­ского народа, а обе­то­ва­ние Давиду прямо ука­зы­вало не только колено Иудово, но и род Дави­дов, из кото­рого и над­ле­жало ожи­дать обе­то­ван­ного Спа­си­теля. Сам Давид был про­об­ра­зом Хри­ста, и он сам ска­зал, что Бог с клят­вой обе­щал от чресл его поса­дить на пре­столе его. Потому и никто не назы­вал Хри­ста Сыном Авра­ама, а все назы­вали Его Сыном Давида. Хри­стос при­дет от семени Дави­дова, ска­зано в Писа­нии, и из Виф­ле­ема, из того места, откуда был Давид… И веро­вав­шие во Хри­ста иудеи любили назы­вать Его Сыном Дави­до­вым: «Поми­луй нас, Иисус, Сын Давидов!», «Осанна Сыну Давидову!»

Но Хри­стос родился от без­муж­ней Девы, а родо­сло­вия Пре­свя­той Девы у еван­ге­ли­ста нет, почему же можно ска­зать, что Хри­стос есть пото­мок Давида? Потому, что Пре­свя­тая Дева была дей­стви­тельно от рода и пле­мени Давида. Бог пове­ле­вает архан­гелу Гав­ри­илу идти к Деве, обру­чен­ной мужу, име­нем Иосифу, из дома Дави­дова. Родо­сло­вие Иосифа пока­зы­вает, что и он был потом­ком Давида. По иудей­скому закону нельзя было брать жену не только из дру­гого колена, но и из дру­гого рода в том же колене. Свя­той еван­ге­лист поме­стил родо­сло­вие Иосифа, а не Марии потому, что иудеи вели родо­сло­вие только по муж­ской линии. Если бы еван­ге­лист пред­ста­вил родо­сло­вие Девы Марии, то чита­тели из иудеев почли бы это ново­вве­де­нием, а если бы умол­чал о родо­сло­вии Иосифа, то мы не знали бы пред­ков Девы. А по изъ­яс­не­нию свя­тых отцов и свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста, свя­той Мат­фей не хотел в самых пер­вых стро­ках Еван­ге­лия откры­вать чита­телю из неве­ру­ю­щих иудеев тайну рож­де­ния Хри­ста от Девы, чтобы не оттолк­нуть их от чте­ния свя­той книги. Если и после столь­ких чудес неве­ру­ю­щие иудеи назы­вали Иисуса Хри­ста Сыном Иоси­фо­вым, то как бы пове­рили, еще не зная о Его чуде­сах, что Он родился от Девы? Сам пра­вед­ный Иосиф для такой веры имел нужду в откро­ве­нии от Бога и сви­де­тель­стве про­ро­ков. Да и Пре­чи­стая Дева, Матерь Хри­стова, не смела до вре­мени откры­вать эту тайну. Вот что гово­рила Она Сво­ему Сыну-Отроку: «Вот, отец Твой и Я… искали Тебя».

Читая родо­сло­вие Иисуса Хри­ста, мы видим, что свя­той Мат­фей начи­нает его не от Адама, а от Авра­ама, потому что он писал свое Еван­ге­лие для евреев. А Авра­аму пер­вому Бог вме­нил веру в пра­вед­ность: он пер­вый полу­чает от Бога обе­то­ва­ние, что в семени его, то есть через его Потомка, будут Богом бла­го­слов­лены все народы земли. Хри­стос и есть это семя Авра­амово, в кото­ром полу­чили бла­го­сло­ве­ние все мы, быв­шие прежде языч­ни­ками. Еван­ге­лист далее не упо­ми­нает о всех детях Авра­ама, потому что евреи про­изо­шли только от Иса­ака. А из две­на­дцати сыно­вей Иакова упо­ми­нает лишь Иуду, потому что от колена Иудова про­изо­шел Хри­стос. «Не отой­дет ски­петр от Иуды, - про­ро­че­ски воз­ве­стил пат­ри­арх Иаков, - и зако­но­да­тель от чресл его, доколе не при­и­дет При­ми­ри­тель, и Ему покор­ность наро­дов», то есть не пре­кра­тится цар­ская власть из колена Иудова, пока не при­дет обе­то­ван­ный При­ми­ри­тель - ожи­да­ние всех зем­ных наро­дов - Спа­си­тель Хри­стос. Это и сбы­лось во время рож­де­ства Хри­стова: у иудеев уже не было сво­его царя, царь Ирод был ино­пле­мен­ник, и их цар­ство при­над­ле­жало римлянам.

Зна­ме­на­тельно, что в родо­сло­вие Иисуса Хри­ста еван­ге­лист вво­дит и имена греш­ниц-блуд­ниц: Фамари, Раави, Вир­са­вии и языч­ницы Руфи. Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст поэтому гово­рит, что в родо­сло­вии вопло­тив­ше­гося Бога не должно не только умол­чать, но еще и велег­ласно надо воз­ве­стить об этом, чтобы пока­зать Его про­мыш­ле­ние и могу­ще­ство. Ибо Он при­шел не для того, чтобы избе­жать позора нашего, но чтобы уни­что­жить этот позор. Хри­сту должно удив­ляться не только потому, что Он сде­лался чело­ве­ком, но и потому еще, что Он пороч­ных людей удо­стоил быть Сво­ими срод­ни­ками, не сты­дясь нимало наших поро­ков. Он не гну­шался ничем нашим, научая этим и нас не сты­диться зло­нра­вия пред­ков (или низ­кого про­ис­хож­де­ния), но искать только одного - доб­ро­де­тели. Ибо доб­ро­де­тель­ный, хотя бы про­ис­хо­дил от ино­пле­мен­ника, хотя бы родился от блуд­ницы, не может полу­чить от этого вреда.

Воис­тину здесь слава Иисуса Хри­ста про­яв­ля­ется не через вели­чие, но через низость и гре­хов­ность Его пред­ков зем­ных: Фамарь и Раав - блуд­ницы, Руфь - языч­ница, Вир­са­вия - пре­лю­бо­дейка - и все они удо­сто­и­лись вели­кой чести быть напи­сан­ными в числе пред­ков Спа­си­теля мира. Как не удив­ляться Его край­нему снис­хож­де­нию? Поис­тине, пред Богом нет раз­ницы - иудей ты или языч­ник, муж­чина или жен­щина, но всех при­хо­дя­щих к Нему с пока­я­нием Он с любо­вью при­ни­мает. Воис­тину Он при­шел при­звать греш­ни­ков к пока­я­нию, при­шел уни­что­жить все наши грехи, при­шел, как Врач, а не Судия. Пой­дем же, доро­гие бра­тия и сестры, за Гос­по­дом и будем верны Ему до конца жизни нашей, и Он не только удо­стоит нас назы­ваться Его срод­ни­ками и бра­тьями, но дарует нам и веч­ное бла­жен­ное Цар­ство в Его оби­те­лях небес­ных. Аминь.

Наверх