В Неделю пред Рождеством Христовым, Святых отец
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братия и сестры! Евангелист Ветхого Завета, славный пророк Исайя, возвещая о страданиях грядущего в мир Христа, с благоговением помышляет: «Кто Этот грядущий Спаситель? Откуда и куда Он нисходит?» И, пораженный мыслью о божественном Его достоинстве, пророк вопрошает: Но род Его кто изъяснит? Кто изъяснит нам, земным, Его предвечное рождение от Бога Отца? Оно непостижимо не только для ума человеческого, но и ангельского. И вот Этот Бог, неприступный, неизреченный, непостижимый и равный Отцу, пришел к нам на землю, не возгнушался родиться от Жены, иметь предками Давида и Авраама. Предвечный Бог рождается, как человек, становится во всем, кроме греха, подобным, сродным нам Человеком, и первый евангелист Нового Завета святой апостол Матфей, раскрывая перед нами написанное им Евангелие, благовествует нам, что его книга есть родословие Иисуса Христа, свиток, в котором записаны предки по плоти, вся жизнь и деяния обетованного Мессии. Подобно тому как ветхозаветный бытописатель Моисей, начиная историю падшего человечества, выражается: «Вот родословие Адама», и святой Матфей, начиная историю восстановления падшего человека, говорит: «Родословие Иисуса Христа». От первого земного человека пошло расстройство, но вот - новый Человек, новый Адам, Господь с неба, начальник нового поколения людей, рождаемых духовно и составляющих народ святой… Древнее прошло, и стало все новое… О каком родословии говорит святой апостол? Кто и кому сродный?
Бог, Творец неба и земли, преискренне приобщился нашей плоти и крови и не возгнушался называть подобных нам людей Своими предками, а нас - братьями Своими. Это ли не радость? Это ли не благовестие?
Но эта благая весть особенно была радостна для уверовавших иудеев: они заявили, что Давиду и Аврааму было обещано Богом рождение от их семени Христа Спасителя; и вот святой евангелист Матфей, писавший свое Евангелие для уверовавших из иудеев, в самом начале своей книги показывает им, что эти обетования исполнились на Иисусе Христе: Он - Сын Давида, Сын Авраама, Он - Сын Безначального Отца, сияние славы и образ Ипостаси Его, благоволил называться Сыном Человеческим, потомком Давидовым, чтобы тебя, человек, соделать сыном Божиим.
Земной царь иногда одевается в одежду простого воина, чтобы не привлечь к себе внимание неприятеля, так и Царь Небесный скрывается под образом раба, чтобы не заставить врага-диавола бежать прежде сражения. Он пришел, чтобы нас спасти, потому и принял имя Иисус, что значит «Спаситель». Он был Царь, потому что воцарился для истребления греха. Он был Первосвященником, ибо Сам Себя принес в жертву за наши грехи. А в Ветхом Завете и цари, и первосвященники были помазываемы святым елеем и потому назывались христами, и Господь наш помазан был истинным елеем - Духом Святым - и потому называется Христом, что в переводе с греческого значит «Помазанник». Но Авраам жил еще до Давида, почему же евангелист называет Иисуса Христа сначала Сыном Давидовым, а потом уже Авраамовым? Потому что Давид особенно славился у иудеев. К тому же, Давид жил спустя тысячу лет после Авраама, и обетование, данное Богом Давиду, было недавнее, оно было у всех иудеев на устах. Обетование Аврааму можно было относить ко всем коленам еврейского народа, а обетование Давиду прямо указывало не только колено Иудово, но и род Давидов, из которого и надлежало ожидать обетованного Спасителя. Сам Давид был прообразом Христа, и он сам сказал, что Бог с клятвой обещал от чресл его посадить на престоле его. Потому и никто не называл Христа Сыном Авраама, а все называли Его Сыном Давида. Христос придет от семени Давидова, сказано в Писании, и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид… И веровавшие во Христа иудеи любили называть Его Сыном Давидовым: «Помилуй нас, Иисус, Сын Давидов!», «Осанна Сыну Давидову!»
Но Христос родился от безмужней Девы, а родословия Пресвятой Девы у евангелиста нет, почему же можно сказать, что Христос есть потомок Давида? Потому, что Пресвятая Дева была действительно от рода и племени Давида. Бог повелевает архангелу Гавриилу идти к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова. Родословие Иосифа показывает, что и он был потомком Давида. По иудейскому закону нельзя было брать жену не только из другого колена, но и из другого рода в том же колене. Святой евангелист поместил родословие Иосифа, а не Марии потому, что иудеи вели родословие только по мужской линии. Если бы евангелист представил родословие Девы Марии, то читатели из иудеев почли бы это нововведением, а если бы умолчал о родословии Иосифа, то мы не знали бы предков Девы. А по изъяснению святых отцов и святителя Иоанна Златоуста, святой Матфей не хотел в самых первых строках Евангелия открывать читателю из неверующих иудеев тайну рождения Христа от Девы, чтобы не оттолкнуть их от чтения святой книги. Если и после стольких чудес неверующие иудеи называли Иисуса Христа Сыном Иосифовым, то как бы поверили, еще не зная о Его чудесах, что Он родился от Девы? Сам праведный Иосиф для такой веры имел нужду в откровении от Бога и свидетельстве пророков. Да и Пречистая Дева, Матерь Христова, не смела до времени открывать эту тайну. Вот что говорила Она Своему Сыну-Отроку: «Вот, отец Твой и Я… искали Тебя».
Читая родословие Иисуса Христа, мы видим, что святой Матфей начинает его не от Адама, а от Авраама, потому что он писал свое Евангелие для евреев. А Аврааму первому Бог вменил веру в праведность: он первый получает от Бога обетование, что в семени его, то есть через его Потомка, будут Богом благословлены все народы земли. Христос и есть это семя Авраамово, в котором получили благословение все мы, бывшие прежде язычниками. Евангелист далее не упоминает о всех детях Авраама, потому что евреи произошли только от Исаака. А из двенадцати сыновей Иакова упоминает лишь Иуду, потому что от колена Иудова произошел Христос. «Не отойдет скипетр от Иуды, - пророчески возвестил патриарх Иаков, - и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов», то есть не прекратится царская власть из колена Иудова, пока не придет обетованный Примиритель - ожидание всех земных народов - Спаситель Христос. Это и сбылось во время рождества Христова: у иудеев уже не было своего царя, царь Ирод был иноплеменник, и их царство принадлежало римлянам.
Знаменательно, что в родословие Иисуса Христа евангелист вводит и имена грешниц-блудниц: Фамари, Раави, Вирсавии и язычницы Руфи. Святитель Иоанн Златоуст поэтому говорит, что в родословии воплотившегося Бога не должно не только умолчать, но еще и велегласно надо возвестить об этом, чтобы показать Его промышление и могущество. Ибо Он пришел не для того, чтобы избежать позора нашего, но чтобы уничтожить этот позор. Христу должно удивляться не только потому, что Он сделался человеком, но и потому еще, что Он порочных людей удостоил быть Своими сродниками, не стыдясь нимало наших пороков. Он не гнушался ничем нашим, научая этим и нас не стыдиться злонравия предков (или низкого происхождения), но искать только одного - добродетели. Ибо добродетельный, хотя бы происходил от иноплеменника, хотя бы родился от блудницы, не может получить от этого вреда.
Воистину здесь слава Иисуса Христа проявляется не через величие, но через низость и греховность Его предков земных: Фамарь и Раав - блудницы, Руфь - язычница, Вирсавия - прелюбодейка - и все они удостоились великой чести быть написанными в числе предков Спасителя мира. Как не удивляться Его крайнему снисхождению? Поистине, пред Богом нет разницы - иудей ты или язычник, мужчина или женщина, но всех приходящих к Нему с покаянием Он с любовью принимает. Воистину Он пришел призвать грешников к покаянию, пришел уничтожить все наши грехи, пришел, как Врач, а не Судия. Пойдем же, дорогие братия и сестры, за Господом и будем верны Ему до конца жизни нашей, и Он не только удостоит нас называться Его сродниками и братьями, но дарует нам и вечное блаженное Царство в Его обителях небесных. Аминь.