В Неделю по Воздвижении

Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа!

Кто хочет идти за Мною, отверг­нись себя, и возьми крест свой, и сле­дуй за Мною.

Доро­гие бра­тия и сестры! Нынеш­нее вос­кре­се­нье назы­ва­ется неде­лей по Воз­дви­же­нии кре­ста, и цер­ков­ным уста­вом за литур­гией поло­жено читать Еван­ге­лие о само­от­вер­же­нии и кре­сто­но­ше­нии, тре­бу­е­мых Еван­ге­лием от вся­кого чело­века, жела­ю­щего сле­до­вать за Христом.

Гос­подь никого насильно не при­нуж­дает идти за Ним, но остав­ляет на доб­рую волю каж­дого — сле­до­вать или не сле­до­вать за Ним, для Него ли жить, для правды и свя­тыни, для веч­ного с Ним соцар­ствия или для себя, для плоти и для уго­жде­ния своим стра­стям, греш­ному и пре­лю­бо­дей­ному миру и диа­волу, и для веч­ного посрам­ле­ния и муки. Гос­подь остав­ляет нашу сво­бод­ную волю непри­кос­но­вен­ной, ибо хочет, чтобы мы доб­ро­вольно, по убеж­де­нию сердца любили Его, испол­няли запо­веди Его и стра­ши­лись гре­хов и стра­стей. Кто после­дует за Гос­по­дом невоз­вратно и во всем будет верен Ему, тот уже и здесь, на земле, пред­вку­шает бла­жен­ство небес­ное и непре­менно насле­дует веч­ное бла­жен­ство на небесах.

За Хри­стом с радо­стью после­до­вали апо­столы, муче­ники, пре­по­доб­ные, пра­вед­ные, и все свя­тые древ­них и новых вре­мен охотно пожерт­во­вали для Гос­пода всеми бла­гами мира, самой жиз­нью своей и не посра­ми­лись в своем упо­ва­нии, не обма­ну­лись в своей надежде, уна­сле­до­вали непо­ко­ле­би­мое веч­ное Цар­ство и нас всех зовут к себе. Отчего же, доро­гие бра­тия и сестры, боль­шая часть людей не сле­дует за Хри­стом? По неве­рию или мало­ве­рию, по при­стра­стию к вре­мен­ной жизни и ее ско­ро­пре­хо­дя­щим бла­гам. Все горе нашей жизни состоит в том, что мы сами уда­ля­емся от неба, от незри­мого духов­ного мира, где в веко­веч­ной славе пре­бы­вают с Гос­по­дом все свя­тые Его, что мы сами рас­ши­ряем ту ужас­ную про­пасть, кото­рая, к ужасу нашему, может, нако­нец, стать неодолимой…

Наше вни­ма­ние все­цело при­ко­вано к этому зем­ному, внеш­нему миру, к его бла­гам, суете; наш дух мы пора­бо­тили плоти и ее вожде­ле­ниям и забыли, что у нас есть бес­смерт­ная душа, что есть дру­гой, незри­мый духов­ный мир, ради кото­рого и дана нам зем­ная жизнь.

Мы мало-помалу отвы­каем от живого обще­ния с этим миром в вере, любви, упо­ва­нии, молитве, таин­ствах, бла­го­го­вей­ных раз­мыш­ле­ниях, чте­нии слова Божия, в делах любви и в воздержании.

«Отвер­тись себя, - гово­рит Гос­подь, - и возьми крест свой, и сле­дуй за Мною». Отверг­нись себя - это зна­чит отверг­нись своей греш­ной воли, своих пороч­ных наклон­но­стей, пополз­но­ве­ний, стра­стей, вся­кого греха, гнез­дя­ще­гося в тебе, омра­ча­ю­щего, осквер­ня­ю­щего и пре­пят­ству­ю­щего тебе идти за Хри­стом на небо, стре­миться к истин­ному пока­я­нию, к чистой, доб­ро­де­тель­ной и совер­шен­ной хри­сти­ан­ской жизни. Мы должны исторг­нуть вся­кий грех, ибо он извра­щает нашу при­роду и нас, создан­ных по образу Божию, раз­лу­чает нас с Богом и уго­тов­ляет веч­ную муку. Во всех обсто­я­тель­ствах жизни мы должны искать, узна­вать волю Божию, угод­ную, бла­гую и совер­шен­ную, и согласно ей гово­рить, совер­шать дела и поступки. Гос­подь откры­вает нам Свою свя­тую волю через Еван­ге­лие, через Свя­тую Пра­во­слав­ную Цер­ковь - через ее бого­слу­же­ние, чте­ние и пение; через наших пас­ты­рей и духов­ных отцов (если мы бываем послушны и верны им); через наших роди­те­лей, и, нако­нец, Спа­си­тель откры­вает Свою волю непо­сред­ственно через наше сердце, нашу совесть. «Се, стою у двери и стучу, - гово­рит Он, - если кто услы­шит голос Мой и отво­рит дверь, войду к нему и буду вече­рять с ним, и он со Мною».

Если мы по чистой сове­сти вник­нем в самих себя, в наше сердце, в наши дела, в сует­ную нашу жизнь, то сразу же пой­мем, что мы боль­шей частью и мыс­лим, и желаем, и гово­рим, и делаем не по воле нашего Небес­ного Отца, а по своей пре­врат­ной, пороч­ной воле. Наши сердца заняты чаще всего собой, про­ник­нуты эго­из­мом. Сколько стра­стей - источ­ни­ков смерти исхо­дит из сердца. Ведь каж­дая страсть может убить чело­века, если он не рас­ка­ется и не пере­ме­нится, не изба­вится от нее.

Итак, чело­век дол­жен отверг­нуться себя. Но это тяжело: стра­сти сде­ла­лись его вто­рой при­ро­дой. Что же делать? Болез­ненно бывает и отсе­че­ние чле­нов тела, но когда это необ­хо­димо, то дают на отсе­че­ние и руку, и ногу, и даже глаз на истор­же­ние. То же надо делать со сво­ими стра­стями и гре­хами. Если пра­вая твоя рука соблаз­няет тебя, отсеки ее и брось от себя, то есть страсть, кото­рая в душе твоей сде­ла­лась как бы твоей рукой, как бы твоим при­род­ным чле­ном; это будет болез­ненно, сродни рас­пи­на­нию на кре­сте, но зато спа­си­тельно и при­ве­дет тебя к веч­ной жизни; ты изба­вишься от все­гу­би­тель­ного яда - греха, от вла­сти диа­вола, от огня адского. «Возьми крест свой и сле­дуй за Хри­стом». Куда? Разу­ме­ется, туда, куда шел Он сам, - на Гол­гофу! Да, на Гол­гофу. Сам без­греш­ный Спа­си­тель взял на Себя страш­ное бремя гре­хов всего мира и воз­нес его на крест. Возь­мем же каж­дый тяжесть своих гре­хов, и воз­не­сем их на Гол­гофу, и при­гвоз­дим ко кре­сту все свои стра­сти, пороч­ные наклон­но­сти, рас­пнем их, убьем! Если сердце наше будет исте­кать кро­вью, когда ста­нем отры­вать то, что пустило в нем глу­бо­кие корни, если испы­таем смерт­ные муки, уби­вая грех, будем тер­петь, как тер­пел наш Спа­си­тель, умерт­вив­ший Своей смер­тью грехи всего мира. Возь­мем крест свой - будем тер­пе­ливо нести скорби, горе, болезни, потери доро­гих сердцу людей, обиды и при­тес­не­ния - все это порож­де­ние того зла, в кото­ром мир лежит, все это создает каж­дому из нас свой крест. Поэтому мы не должны ста­раться сбро­сить с себя этот крест, изба­виться от него. Ведь «мно­гими скор­бями над­ле­жит нам войти в Цар­ство Божие». Если зем­ная жизнь есть школа, при­го­тов­ля­ю­щая к веч­но­сти, то мы должны не искать на земле бла­жен­ства, не раз­дра­жаться, не роп­тать, но идти за Хри­стом, нести бодро свой крест; жить, рабо­тать, тру­диться с напря­же­нием сил, с верой и само­от­ре­че­нием, с пол­ной пре­дан­но­стью воле Отца Небес­ного; испол­нять во всем Его волю, Его запо­веди, уставы, советы. Так воины на войне сле­дуют твердо ука­за­ниям пол­ко­водца и побеж­дают; побе­дишь и ты, если будешь сле­до­вать за своим все­мо­гу­щим Вождем - Хри­стом. «Ибо кто хочет душу свою сбе­речь, - гово­рит Гос­подь, - тот поте­ряет ее». «Сбе­речь душу» здесь зна­чит не тро­гать стра­стей и гре­хов своей души, а давать им про­рас­тать, укреп­ляться и вла­деть душой нашей и телом; это зна­чит жить нерас­ка­янно, не помыш­ляя о смерти и о веч­ном суде. Беречь себя таким обра­зом - зна­чит губить свою душу для веч­но­сти, терять ее. Ведь мно­гие из нас, чрез­мерно любя вре­мен­ную жизнь, ее блага, жизнь плот­скую, отре­ка­ются сле­до­вать за Хри­стом, испол­нять Его запо­веди, живут про­тивно обя­зан­но­стям сво­его высо­кого хри­сти­ан­ского зва­ния и не каются в том и, таким обра­зом, теряют свою душу для веч­но­сти. «А кто поте­ряет душу свою ради Меня, - гово­рит Спа­си­тель в сего­дняш­нем Еван­ге­лии, - тот сбе­ре­жет ее». То есть кто очи­стит свою душу от гре­хов, стра­стей, кто после­дует за Хри­стом, отка­зав­шись от при­стра­стия к зем­ным бла­гам, и, если потре­бу­ется, отдаст жизнь свою за веру и Хри­ста, тот сбе­ре­жет душу свою для веч­ной бла­жен­ной жизни. Ибо какая польза чело­веку, если он при­об­ре­тет весь мир, а душе своей повре­дит? Или какой выкуп даст чело­век за душу свою? Это ска­зано в пояс­не­ние преды­ду­щей мысли, то есть лучше лишиться всех богатств, поче­стей, род­ных, самой жизни по плоти, чем погу­бить навеки душу свою через отре­че­ние от Бога, для сохра­не­ния вре­мен­ной жизни и ее выгод. Душа несрав­ненно дороже всего мира, как создан­ная по образу Божию и пред­на­зна­чен­ная для бес­смер­тия, и ее нельзя иску­пить от веч­ных муче­ний, если здесь не иску­пим ее верою в заслуги Иску­пи­теля, пока­я­нием, муже­ствен­ным испо­ве­да­нием имени Гос­подня и доб­рой жизнью.

Итак, доро­гие бра­тия и сестры! Велик, тру­ден этот подвиг! Но смот­рите - впе­реди идет Все­мо­гу­щий Кре­сто­но­сец Хри­стос! Смот­рите на Него! Не отста­вайте, идите за Ним! Когда мы изне­мо­жем, когда упа­дем под бре­ме­нем кре­ста, Он Сам подой­дет к нам, под­ни­мет и облег­чит нам крест наш! Пой­дем за Ним и вой­дем в славу Его! При­дет час, и мы, кре­сто­носцы, как солнце, вос­си­яем в Цар­ствии Его. А если отста­нем, если попы­та­емся сбро­сить с себя крест, если пре­да­димся всей душой обман­чи­вым уте­хам земли - тогда что? Вот что: знайте, наста­нет день, когда еще раз осле­пи­тель­нее мол­нии забли­стает крест Хри­стов на небе, когда солнце померк­нет, и луна не даст света сво­его, и звезды спа­дут с неба, и силы небес­ные поко­леб­лются. Тогда явится зна­ме­ние Сына Чело­ве­че­ского на небе; и тогда вос­пла­чутся все пле­мена зем­ные и уви­дят Сына Чело­ве­че­ского, гря­ду­щего на обла­ках небес­ных с силою и сла­вою вели­кою. Вос­пла­чутся - почему? «Ибо кто посты­дится Меня и Моих слов, - гово­рит Гос­подь, - в роде сем пре­лю­бо­дей­ном и греш­ном, того посты­дится и Сын Чело­ве­че­ский, когда при­и­дет в славе Отца Сво­его со свя­тыми анге­лами». Ибо кто здесь почтет за стыд сле­до­вать Хри­сту, испол­нять Его запо­веди или посты­дится сле­до­вать поста­нов­ле­ниям Свя­той Церкви ради уго­жде­ния миру, плоти и диа­волу - того не при­знает Своим и Сын Божий во вто­рое при­ше­ствие Свое и на Страш­ном Суде Своем. Отбро­сим же лож­ный стыд и леность к бла­го­че­стию, к посе­ще­нию бого­слу­же­ния, леность к чте­нию слова Божия и поуче­нию в нем, отвер­жемся себя, отбро­сим уго­жде­ние мно­го­страст­ной плоти, во зле лежа­щему миру и диа­волу, возь­мем крест свой и после­дуем за Хри­стом, за нашим Спа­си­те­лем и Гос­по­дом, уго­то­вав­шим нам Цар­ство на Небе­сах от сло­же­ния мира. Аминь.

Наверх