В Неделю по Рождестве Христовом. Урок из евангельского повествования об избиении младенцев

В Неделю по Рождестве Христовом. Урок из евангельского повествования об избиении младенцев

Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа!

Два собы­тия, совер­шив­ши­еся почти одно­вре­менно, но совер­шенно про­ти­во­по­лож­ные: рож­де­ство Хри­ста-Богом­ла­денца и непо­вин­ная смерть виф­ле­ем­ских мла­ден­цев! Одно - в выс­шей сте­пени радост­ное, дру­гое - пора­зи­тельно при­скорб­ное. Одно пока­зы­вает всю бес­пре­дель­ную любовь и бла­гость вели­кого Бога, дру­гое - всю злобу и жесто­кость человека.

Трудно было бы пове­рить, доро­гие бра­тия и сестры, что Ирод, царь иудей­ский, совер­шил такое страш­ное зло­де­я­ние, если бы оно не под­твер­жда­лось не только еван­гель­ской, но и язы­че­ской исто­рией. Как он мог решиться на такой посту­пок? Волхвы, или муд­рецы Востока, руко­во­ди­мые чуд­ной звез­дой, при­хо­дят в Иеру­са­лим и спра­ши­вают: «Где есть рож­дейся Царь Иудей­ский, виде­хом бо звезду Его на востоце?» Вопрос сму­щает Ирода и весь Иеру­са­лим, ожи­дав­ший при­ше­ствия Мес­сии. Пер­во­свя­щен­ники и книж­ники иудей­ские, к кото­рым обра­тился Ирод с вопро­сом о месте рож­де­ния Хри­ста, отве­чали, что по пред­ска­за­нию одного из про­ро­ков Хри­стос дол­жен родиться в Виф­ле­еме. Если бы Ирод мог рас­суж­дать сколько-нибудь здраво, он понял бы, что тут совер­ша­ется нечто сверхъ­есте­ствен­ное. Эта звезда, ука­зы­ва­ю­щая на родив­ше­гося Мла­денца, это древ­нее про­ро­че­ство о месте рож­де­ния Его ясно сви­де­тель­ство­вали, что таким обра­зом дей­ствует Сам Бог. А что можно сде­лать про­тив Все­мо­гу­щего Бога? Но Ирод не рас­суж­дает, он сле­пот­ствует: он реша­ется на борьбу с Богом, реша­ется погу­бить Богом­ла­денца. Из-за чего же все это? Из одного опа­се­ния, что родив­шийся Хри­стос может лишить его, Ирода, цар­ского пре­стола в Иудеи. Но Хри­стос еще Мла­де­нец, и много прой­дет вре­мени, пока Он воз­рас­тет, а Ирод уже стар и может уме­реть гораздо раньше, как и слу­чи­лось в дей­стви­тель­но­сти. Да при том Иудея нахо­ди­лась тогда под вла­ды­че­ством рим­лян. Ирод цар­ство­вал в ней как намест­ник рим­ского импе­ра­тора. Чего же было опа­саться Ироду, если бы даже вся Иудея вос­стала про­тив него, объ­явив новым царем Мла­денца-Хри­ста? Что могла сде­лать горсть иудеев про­тив непо­бе­ди­мых тогда рим­лян? Но Ирод не рас­суж­дает, а сле­пот­ствует: он реша­ется погу­бить Богом­ла­денца. Как же он замыш­ляет испол­нить свое наме­ре­ние? Сна­чала он соби­ра­ется совер­шить это обма­ном, тайно: он про­сит волх­вов на обрат­ном пути из Виф­ле­ема прийти к нему в Иеру­са­лим и рас­ска­зать, где они най­дут Хри­ста, обе­ща­ясь схо­дить как будто бы на покло­не­ние Ново­рож­ден­ному царю иудей­скому. Но когда волхвы, вра­зум­лен­ные свыше, не вер­ну­лись в Иеру­са­лим, тогда Ирод без коле­ба­ния дей­ствует открыто. Он пове­ле­вает умерт­вить всех мла­ден­цев, воз­рас­том до двух лет, в Виф­ле­еме и его окрест­но­стях, наде­ясь таким обра­зом умерт­вить Хри­ста-Мла­денца. Страш­ное пре­ступ­ле­ние совер­шено, четыр­на­дцать тысяч невин­ных жертв пало, а цель Ирода не достиг­нута. Богом­ла­де­нец спа­сен чудес­ным бег­ством в Египет.

Итак, доро­гие бра­тия и сестры, видите, как ослеп­ляют чело­века стра­сти и делают его без­рас­суд­ным, а ино­гда и бес­че­ло­веч­ным. Научимся же побеж­дать свои стра­сти, по сло­вам свя­того апо­стола Павла, рас­пи­нать свою плоть со страстьми и похотьми. Не дадим им уси­ли­ваться в нас так, чтобы они воз­об­ла­дали над нами и увлекли нас по сво­ему сле­пому про­из­волу. Будем забо­титься, чтобы даже в минуты тяж­ких иску­ше­ний сохра­нить рас­су­док, осве­ща­ю­щий нам ту про­пасть, в кото­рую мы можем устре­миться: от мно­гих паде­ний и гре­хов мы удер­жа­лись бы, если бы после иску­ше­ний умели воз­вы­шаться мыс­лью, могли опом­ниться и осмотреться.

Много лет про­шло с того несчаст­ного вре­мени, когда земля Изра­и­лева огла­си­лась воп­лем и оро­си­лась сле­зами несчаст­ных мате­рей, однако нужно при­знаться, что и теперь есть ироды с их пре­ступ­ными замыс­лами и зло­де­я­ни­ями, и вопли Рахили не умол­кают, слезы ее не высы­хают. Рахиль - это Цер­ковь Божия, а ироды - враги ее. Гос­подь осно­вал на земле Свою Цер­ковь для спа­се­ния людей, для чего даро­вал Церкви все спа­си­тель­ные сред­ства, как-то: Свое уче­ние, бла­го­дат­ные таин­ства и совер­ши­те­лей их - духов­ных пас­ты­рей. В тече­ние всей исто­рии Церкви и поныне про­яв­ля­ются и умно­жа­ются ироды и враж­дуют про­тив спа­си­тель­ного для людей дела Божия. Это раз­лич­ные рас­коль­ники, сек­танты и все те, кто не при­знает ни Бога, ни бес­смер­тия души, ни веч­ной жизни. Они самим делом отвер­гают все запо­веди Божий, поста­нов­ле­ния Все­лен­ских собо­ров и все уче­ния Свя­той Пра­во­слав­ной Церкви - уче­ния Духа Свя­того и сво­ими соблаз­нами губят сла­бых после­до­ва­те­лей Гос­пода Иисуса Хри­ста. Не явля­ются ли новыми мла­ден­цами Рахили те, кото­рые пали и падают от рук ново­яв­лен­ных иро­дов - мате­рей-дето­убийц, падают через аборты или, что еще хуже, сами ста­но­вятся иро­дами?.. И пла­чет, горько пла­чет новая Рахиль, Свя­тая Цер­ковь Пра­во­слав­ная, о страш­ной поги­бели ее чад и не может уте­шиться, ибо мно­гие поги­бают вре­менно и вечно.

Но какие бы уси­лия не упо­треб­ляли новые ироды к явному и тай­ному погуб­ле­нию немощ­ных чад новой Рахили - Свя­той Церкви, им нико­гда не удастся раз­ру­шить то дело Божие, кото­рое пору­чено Церкви ее боже­ствен­ным Осно­ва­те­лем и кото­рое она тво­рила, тво­рит и будет тво­рить до скон­ча­ния века. Однако ковар­ство совре­мен­ных иро­дов погуб­ляет души мно­гих сла­бых чад Церкви и при­чи­няет глу­бо­кую скорбь ее мате­рин­скому сердцу. Не допу­стим же, доро­гие бра­тия и сестры, облечь нас или детей наших в их про­пи­тан­ную ядом одежду. Не огор­чим нашу люб­ве­обиль­ную Мать - Свя­тую Цер­ковь Пра­во­слав­ную сво­ими гре­хами, без­за­ко­ни­ями, рав­но­ду­шием к вере и спа­се­нию или сле­до­ва­нием по сто­пам новых иро­дов. Будем вер­ными чадами Свя­той Церкви и, согре­шая по немощи, будем поспе­шать к нашему Хода­таю и Спа­си­телю, чтобы полу­чить через духов­ни­ков от Него про­ще­ние наших гре­хов и очи­ще­ние. Тогда зло не воз­об­ла­дает над нами, не дове­дет нас до того, до чего довело Ирода. И мы в состо­я­нии будем, при помощи Божией, отра­зить нападки и лукав­ства новых иро­дов, духовно испра­виться и всту­пить на путь бла­го­че­стия, чтобы достиг­нуть веч­ной жизни. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх