В Неделю по Богоявлении
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
После крещения в реке Иордан от Иоанна и после искушения в пустыне от диавола Господь наш Иисус Христос торжественно явил Себя миру, начав проповедовать Евангелие Царствия Божия и творить бесчисленные благодеяния и чудеса бедствующим людям. Первое его слово грешным людям было слово о покаянии и приближении Царства Небесного. Ибо какое могло быть первое слово Спасителя к грешникам, как не слово о покаянии и строгом, искреннем самоосуждении и признании полнейшей виновности перед Всесвятым Богом? И какое слово прежде всего могло быть обращено к безмерно удалившимся от Бога и жизни Его, правды Его, как не радостная весть о приближении к этим удалившимся Царствия Божия? Ибо что такое Царство Божие? Это то же, что Царство Христово или Сам Христос, пришедший во плоти, Царство правды и святости, мира и радости в Духе Святом; прощение грехов, усыновление нас, грешных, через веру, крещение и другие таинства Богу; дерзновение перед Богом; удаление от всех земных пристрастий; горячая любовь к Богу и ближним; сила и власть над страстями и демонами, строящими непрестанно козни над людьми и ищущими ввергнуть их во всякие грехи и погубить их. Царство Божие есть непрестанное восхождение от добродетели к добродетели, от земли на небо, от смерти к бессмертию, от временной и исчезающей жизни к жизни, конца не имеющей. Так как мы и вначале были созданы бессмертными по душе, со способностью к бессмертию и по телу, но уклонились в смерть по своей вине - через грех, через множество грехов, - то ясно само по себе, что, когда нам дана опять возможность к оправданию, освящению и бессмертию во Христе, наше оправдание должно совершаться через непрестанное покаяние во грехах, через море покаяния, если можно так выразиться. «Сколько раз падешь в грехи, столько и восстань через покаяние - и спасешься», - говорит пророк.
Покайтесь! Без покаяния невозможно удостоиться Царствия Божия, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром.У. «Грехи ваши отвращают лице Его от вас…» - говорит пророк Исайя. Подобное соединяется с подобным. И весь чин природы так устроен: однородное стремится к однородному. Так и в людях! Грешник, пока он коснеет во грехе, есть сын диавола, ибо через грех носит в своей душе его подобие и стремится на всякий грех. Так, лукавый человек есть подобие лукавого диавола; злой - подобие его же, начальника злобы; завистливый — подобие исконного завистника, по зависти погубившего первых людей; нечистый - подобие нечистого и всескверного диавола, научившего и научающего людей всякой нечистоте плотской и мерзости; своенравный и противник добра есть подобие первого противника Божия. Нельзя служить Богу и маммоне.
Надо искренно осудить в себе все худое, противное Богу; искренно возненавидеть всякий грех, всякую страсть, всякую злобу, всякое земное пристрастие и тщательно удалиться от зла! Тогда Господь, видя в нас борьбу со злом и любовь к добру, поспешит к нам, воссоздаст в нас подобие Свое и с благоволением вселится в сердце наше: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим». Так приближается к нам Царство Божие! Оно приходит к нам, вселяется в нас чрез искреннее покаяние и исполнение воли Божией. Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
Царство Небесное, или благодать Христа, Спасителя нашего, во время нашей земной жизни повсюду тайно и явно следует за нами и готово вселиться в нас, в наше сердце, если найдет в нас самих расположение и готовность к нему. «Се, стою у двери [сердца] и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною», — говорит Господь. Благодать везде во всякое время ищет спасения грешника, ибо дорогою ценою куплено спасение наше. Она с тобою и дома в уединении тайно озаряет твой ум, твое сердце, по временам располагая его к покаянию или к благодарности за бесчисленные благодеяния Божий; она беседует с тобою и в пути; стучится к тебе и в общественных собраниях, и при твоих трудах, умственных и физических, и везде готова открыть тебе свои святые матерние объятия, только бы ты опомнился, пришел в себя, уверовал, смягчился, просветился. И многих, многих спасает тайно и явно благодать Божия, извлекая из множества грехов различными, одному Богу известными, способами. Так близко к нам всегда Царствие Божие и так удобно нам везде спасение, если только мы желаем жить по вере и дорожить своим спасением.
Господь наш Иисус Христос чрез Свое воплощение, чрез Свою жизнь на земле, чрез Свое учение, чудеса, страдание, смерть, воскресение и вознесение на небо излиял на землю, или, лучше сказать, на Церковь, всю полноту Своей благодати: просвещающей, милующей, очищающей, освящающей, обновляющей, утверждающей, руководствующей и спасающей; излиял целое море благодати; приходи всякий и черпай воду спасения сколько хочешь. «Почерпните воду с веселием из источника спасения», - вопиет пророк. «У верующего в Меня, - говорит Господь, - из чрева потекут реки воды живой». Таковы были святители Афанасий Великий, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов и другие, которые источили реки учения благодатного. Теперь и видимые знаки, и вместилища Царствия Божия, храмы Божий, находятся везде и повсюду. Царствие Божие водворяется и под кровлей домов наших, в семьях благочестивых православных христиан. Чего удобнее? Приходи и черпай благодать спасения, обильно текущую в Церкви. Пользуйся благодатью покаяния, приступай с умилением и дерзновением к святым тайнам Христовым, поучайся в храме и дома догматам и таинствам веры; слушай и постоянно читай Священное Писание; пой, славословь, благодари Господа; удаляйся от всего греховного - и вот ты в Царствии Божием, и в тебе Царствие Божие. «Я с вами во все дни до скончания века», - говорит Господь. И Он действительно с нами всегда, на всяком месте слышит, милует, спасает нас, очищает от грехов, освящает, оживотворяет, исцеляет недуги, избавляет от козней диавольских, помогает в трудах, утешает бедных, скорбящих, болящих или Сам невидимо, или через святых Своих и через добрых людей - всех милует, но и всех обличает и наказует, как Бог и Судия Праведный.
Итак, дорогие братия и сестры, близко Царствие Божие, Царствие Небесное на земле; оно с нами живет, в двери наши стучится, к желающим и кающимся входит и приносит свои чистые, нетленные блага правды, мира и блаженства духовного.
Но если к нам так близко Царство Небесное и так готово всегда нас объять, в нас вселиться, то мы безответны будем перед Богом, если удалимся сами от Царствия Божия своими грехами и не будем каяться, если дерзкою рукою отринем его от себя. Бог поругаем не бывает. Что посеет человек в жизни земной, то и будет пожинать в вечности по своим заслугам. Пока милосердный Господь еще долготерпит нас, призывает к исправлению, к Царству Своему, покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Аминь.