В Неделю по Богоявлении

В Неделю по Богоявлении

Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа!

С того вре­мени Иисус начал про­по­ве­ды­вать и гово­рить: покай­тесь, ибо при­бли­зи­лось Цар­ство Небесное.

После кре­ще­ния в реке Иор­дан от Иоанна и после иску­ше­ния в пустыне от диа­вола Гос­подь наш Иисус Хри­стос тор­же­ственно явил Себя миру, начав про­по­ве­до­вать Еван­ге­лие Цар­ствия Божия и тво­рить бес­чис­лен­ные бла­го­де­я­ния и чудеса бед­ству­ю­щим людям. Пер­вое его слово греш­ным людям было слово о пока­я­нии и при­бли­же­нии Цар­ства Небес­ного. Ибо какое могло быть пер­вое слово Спа­си­теля к греш­ни­кам, как не слово о пока­я­нии и стро­гом, искрен­нем само­осуж­де­нии и при­зна­нии пол­ней­шей винов­но­сти перед Все­свя­тым Богом? И какое слово прежде всего могло быть обра­щено к без­мерно уда­лив­шимся от Бога и жизни Его, правды Его, как не радост­ная весть о при­бли­же­нии к этим уда­лив­шимся Цар­ствия Божия? Ибо что такое Цар­ство Божие? Это то же, что Цар­ство Хри­стово или Сам Хри­стос, при­шед­ший во плоти, Цар­ство правды и свя­то­сти, мира и радо­сти в Духе Свя­том; про­ще­ние гре­хов, усы­нов­ле­ние нас, греш­ных, через веру, кре­ще­ние и дру­гие таин­ства Богу; дерз­но­ве­ние перед Богом; уда­ле­ние от всех зем­ных при­стра­стий; горя­чая любовь к Богу и ближ­ним; сила и власть над стра­стями и демо­нами, стро­я­щими непре­станно козни над людьми и ищу­щими вверг­нуть их во вся­кие грехи и погу­бить их. Цар­ство Божие есть непре­стан­ное вос­хож­де­ние от доб­ро­де­тели к доб­ро­де­тели, от земли на небо, от смерти к бес­смер­тию, от вре­мен­ной и исче­за­ю­щей жизни к жизни, конца не имеющей. Так как мы и вна­чале были созданы бес­смерт­ными по душе, со спо­соб­но­стью к бес­смер­тию и по телу, но укло­ни­лись в смерть по своей вине - через грех, через мно­же­ство гре­хов, - то ясно само по себе, что, когда нам дана опять воз­мож­ность к оправ­да­нию, освя­ще­нию и бес­смер­тию во Хри­сте, наше оправ­да­ние должно совер­шаться через непре­стан­ное пока­я­ние во гре­хах, через море пока­я­ния, если можно так выра­зиться. «Сколько раз падешь в грехи, столько и вос­стань через пока­я­ние - и спа­сешься», - гово­рит пророк.

Покай­тесь! Без пока­я­ния невоз­можно удо­сто­иться Цар­ствия Божия, ибо какое обще­ние пра­вед­но­сти с без­за­ко­нием? Что общего у света с тьмою? Какое согла­сие между Хри­стом и Велиаром.У. «Грехи ваши отвра­щают лице Его от вас…» - гово­рит про­рок Исайя. Подоб­ное соеди­ня­ется с подоб­ным. И весь чин при­роды так устроен: одно­род­ное стре­мится к одно­род­ному. Так и в людях! Греш­ник, пока он кос­неет во грехе, есть сын диа­вола, ибо через грех носит в своей душе его подо­бие и стре­мится на вся­кий грех. Так, лука­вый чело­век есть подо­бие лука­вого диа­вола; злой - подо­бие его же, началь­ника злобы; завист­ли­вый — подо­бие искон­ного завист­ника, по зави­сти погу­бив­шего пер­вых людей; нечи­стый - подо­бие нечи­стого и все­сквер­ного диа­вола, научив­шего и науча­ю­щего людей вся­кой нечи­стоте плот­ской и мер­зо­сти; свое­нрав­ный и про­тив­ник добра есть подо­бие пер­вого про­тив­ника Божия. Нельзя слу­жить Богу и маммоне.

Надо искренно осу­дить в себе все худое, про­тив­ное Богу; искренно воз­не­на­ви­деть вся­кий грех, вся­кую страсть, вся­кую злобу, вся­кое зем­ное при­стра­стие и тща­тельно уда­литься от зла! Тогда Гос­подь, видя в нас борьбу со злом и любовь к добру, поспе­шит к нам, вос­со­здаст в нас подо­бие Свое и с бла­го­во­ле­нием все­лится в сердце наше: «Кто любит Меня, тот соблю­дет слово Мое; и Отец Мой воз­лю­бит его, и Мы при­дем к нему и оби­тель у него сотво­рим». Так при­бли­жа­ется к нам Цар­ство Божие! Оно при­хо­дит к нам, все­ля­ется в нас чрез искрен­нее пока­я­ние и испол­не­ние воли Божией. Покай­тесь, ибо при­бли­зи­лось Цар­ство Небесное.

Цар­ство Небес­ное, или бла­го­дать Хри­ста, Спа­си­теля нашего, во время нашей зем­ной жизни повсюду тайно и явно сле­дует за нами и готово все­литься в нас, в наше сердце, если най­дет в нас самих рас­по­ло­же­ние и готов­ность к нему. «Се, стою у двери [сердца] и стучу: если кто услы­шит голос Мой и отво­рит дверь, войду к нему, и буду вече­рять с ним, и он со Мною», — гово­рит Гос­подь. Бла­го­дать везде во вся­кое время ищет спа­се­ния греш­ника, ибо доро­гою ценою куп­лено спа­се­ние наше. Она с тобою и дома в уеди­не­нии тайно оза­ряет твой ум, твое сердце, по вре­ме­нам рас­по­ла­гая его к пока­я­нию или к бла­го­дар­но­сти за бес­чис­лен­ные бла­го­де­я­ния Божий; она бесе­дует с тобою и в пути; сту­чится к тебе и в обще­ствен­ных собра­ниях, и при твоих тру­дах, умствен­ных и физи­че­ских, и везде готова открыть тебе свои свя­тые матер­ние объ­я­тия, только бы ты опом­нился, при­шел в себя, уве­ро­вал, смяг­чился, про­све­тился. И мно­гих, мно­гих спа­сает тайно и явно бла­го­дать Божия, извле­кая из мно­же­ства гре­хов раз­лич­ными, одному Богу извест­ными, спо­со­бами. Так близко к нам все­гда Цар­ствие Божие и так удобно нам везде спа­се­ние, если только мы желаем жить по вере и доро­жить своим спасением.

Гос­подь наш Иисус Хри­стос чрез Свое вопло­ще­ние, чрез Свою жизнь на земле, чрез Свое уче­ние, чудеса, стра­да­ние, смерть, вос­кре­се­ние и воз­не­се­ние на небо излиял на землю, или, лучше ска­зать, на Цер­ковь, всю пол­ноту Своей бла­го­дати: про­све­ща­ю­щей, милу­ю­щей, очи­ща­ю­щей, освя­ща­ю­щей, обнов­ля­ю­щей, утвер­жда­ю­щей, руко­вод­ству­ю­щей и спа­са­ю­щей; излиял целое море бла­го­дати; при­ходи вся­кий и чер­пай воду спа­се­ния сколько хочешь. «Почерп­ните воду с весе­лием из источ­ника спа­се­ния», - вопиет про­рок. «У веру­ю­щего в Меня, - гово­рит Гос­подь, - из чрева поте­кут реки воды живой». Таковы были свя­ти­тели Афанасий Великий, Иоанн Зла­то­уст, Васи­лий Вели­кий, Григорий Богослов и дру­гие, кото­рые исто­чили реки уче­ния бла­го­дат­ного. Теперь и види­мые знаки, и вме­сти­лища Цар­ствия Божия, храмы Божий, нахо­дятся везде и повсюду. Цар­ствие Божие водво­ря­ется и под кров­лей домов наших, в семьях бла­го­че­сти­вых пра­во­слав­ных хри­стиан. Чего удоб­нее? При­ходи и чер­пай бла­го­дать спа­се­ния, обильно теку­щую в Церкви. Поль­зуйся бла­го­да­тью пока­я­ния, при­сту­пай с уми­ле­нием и дерз­но­ве­нием к свя­тым тай­нам Хри­сто­вым, поучайся в храме и дома дог­ма­там и таин­ствам веры; слу­шай и посто­янно читай Свя­щен­ное Писа­ние; пой, сла­во­словь, бла­го­дари Гос­пода; уда­ляйся от всего гре­хов­ного - и вот ты в Цар­ствии Божием, и в тебе Цар­ствие Божие. «Я с вами во все дни до скон­ча­ния века», - гово­рит Гос­подь. И Он дей­стви­тельно с нами все­гда, на вся­ком месте слы­шит, милует, спа­сает нас, очи­щает от гре­хов, освя­щает, ожи­во­тво­ряет, исце­ляет недуги, избав­ляет от коз­ней диа­воль­ских, помо­гает в тру­дах, уте­шает бед­ных, скор­бя­щих, боля­щих или Сам неви­димо, или через свя­тых Своих и через доб­рых людей - всех милует, но и всех обли­чает и нака­зует, как Бог и Судия Праведный.

Итак, доро­гие бра­тия и сестры, близко Цар­ствие Божие, Цар­ствие Небес­ное на земле; оно с нами живет, в двери наши сту­чится, к жела­ю­щим и каю­щимся вхо­дит и при­но­сит свои чистые, нетлен­ные блага правды, мира и бла­жен­ства духовного.

Но если к нам так близко Цар­ство Небес­ное и так готово все­гда нас объ­ять, в нас все­литься, то мы без­от­ветны будем перед Богом, если уда­лимся сами от Цар­ствия Божия сво­ими гре­хами и не будем каяться, если дерз­кою рукою отри­нем его от себя. Бог пору­гаем не бывает. Что посеет чело­век в жизни зем­ной, то и будет пожи­нать в веч­но­сти по своим заслу­гам. Пока мило­серд­ный Гос­подь еще дол­го­тер­пит нас, при­зы­вает к исправ­ле­нию, к Цар­ству Сво­ему, покай­тесь, ибо при­бли­зи­лось Цар­ство Небес­ное. Аминь.

Наверх