В неделю первую по Пятидесятнице II. Всех святых. Другого пути в вечную радость, кроме крестного, нет
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Верх святости и совершенства – не в совершении чудес, но в чистоте любви.
Исаак Сирин
Дорогие мои! Ежедневно Церковь поминает подвиг жизни многих святых. В один ряд встают священнослужители, полководцы и воины, монашествующие и миряне. Сегодня же мы вспоминаем великое множество святых, которые явились на земле во все времена ее бытия. Меняются на земле политические системы, меняется взгляд на жизнь, но в каждое время остается особый, светящийся, след царства добра от жизни праведников Божиих.
Други наши, заглянем в историю, чтобы уяснить для себя, чем жили праведники, проходя сквозь дебри разномыслий и волнений, что они стремились хранить паче зеницы ока? Как и чем на земле прокладывался святой путь для уязвленного грехом смертного человека? И все времена дают нам один и тот же ответ на этот вопрос: только вера Богу и верность Божественной любви созидают святых и саму жизнь. Бог есть любовь! Искореняя в себе любовь, человек убивает в самом себе и жизнь. Мрак и сердечное томление пожирают радости бытия. Верой с великими усилиями, трудом и терпением сквозь мрак богоборчества и нелюбви идут за Богом люди, становясь праведниками. Так начинались в мире отношения с Богом и к Богу, так продолжаются они и по сей день.
Вспомним ветхозаветную историю. Изменив Божественной любви, «седе Адам прямо рая», и оплакивал память о былом блаженстве райской жизни, оплакивал свой грех, ставший причиной трагедии всего человечества. И с тех пор пред каждым живущим на земле предстал выбор: идти за Богом или против Бога. Уже в первом поколении потомства Адама в его сыновьях явились – один праведник, воскуривающий пред Богом фимиам любви в молитвах и благодарении, а другой, убивший в себе братолюбие, стал живым мертвецом, трясясь и стеная шел по жизни до врат вечной смерти.
Ветхозаветные праведники! Это они подвигом своей веры выстрадали путь христианству. Ныне Церковь поминает пророков, отцов и праотцев Ветхого Завета. И этот род свят, люди, избранные Богом в Свой удел. Подвиг их трудов вознагражден рождением Спасителя. Мир идет за Богом по пути, ими намеченному, для нас же – проторенному и утвержденному праведниками новозаветными.
В Ветхом Завете Сам Господь вещал истины пророкам, и они доносили голос Бога последующим поколениям. Многие не видели Бога, но веровали пророкам. Не буду поминать всех поименно, их много, тех, кто в Ветхом Завете сохранил верность Богу. Я назову лишь некоторых. Истинный отец всех верующих во все времена – Авраам. Не он ли первый явил нам пример хождения по водам, уйдя в неведомую Обетованную землю, оставив привычное довольство жизнью среди родных. Доверие зову Божию и вменилось ему в праведность. Проповедь пророка Исайи об обетованном Спасителе мира запечатлелась его мученичеством. Царь – пророк Давид. Тот, кому Бог еще непосредственно отвечал на вопросы. Помазанник Божий, но и сын своего времени. Острием меча, сквозь кровь отстаивал он свое право быть вождем богоизбранного народа. Первый предощутил он в себе непреодолимую силу греха и тосковал по безгрешности. Богодухновенную книгу Псалтырь – дневник своих страданий и борений за чистоту души и сердца – Царь-пророк оставил в наследство христианству. Кто из нас не приникал к Богу покаянным воплем пятидесятого псалма, оплакивая утраченную чистоту? За тысячу лет до Нагорной проповеди Христа Давид возгласил, что только «кроткие наследуют землю», что только «чистые сердцем Бога узрят», что «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». Он один в его время предчувствовал веяние Нового Завета.
Праведные Богоотцы Иоаким и Анна – образ целожизненных молений и терпения в страдании. Призрел Бог на смирение раб Своих. Их святость вознаграждена изобилующей святостью их дщери, которая стала Лествицей для сошествия на землю Сына Божия Христа. Дорогие мои, нельзя нам забывать о них, ибо каждый из них наметил какую-то важную черту будущего христианства Всех родов – от Авраама до Давида четырнадцать и еще двадцать восемь родов до рождения Христа. И в каждом роде есть плоды святости, передающие своим потомкам завет веры и верности Богу и примеры служения Ему. Святой Иоанн Креститель – последний пророк Ветхого Завета и первый святой и мученик Нового времени. Ветхозаветные праведники жили верой пророческим вещаниям, жили ожиданием обетованного Спасителя.
И Христос пришел! Христос – Путь, Истина и Жизнь! Им открылся Новый Завет людей с Богом. Спаситель – Сын Божий – явился, и зазвучал в святом Евангелии для всех живущих во все времена голос Самого Бога! И опять встал пред людьми выбор: надо принять и уверовать словам и делам Небесного Посланника. Но страшно, увидев, не уверовать. Бог и диавол борются за души человеческие, а поле битвы – сердца людей.
Двенадцать учеников Христа, двенадцать самовидцев, преображенных Святым Духом, претворились в святых апостолов, восприняли слово Его и своей любовью ответили на Его любовь. Они понесли по миру неоспоримые доказательства того, что слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки (1 Ин. 1, 1), просвещая верою невидевших. Они силой Божией явили и чудеса. Но опять, дорогие мои, важное для нас напоминание: все ли видевшие и услышавшие уверовали? Старый мир не восклонился от земли, чтобы принять законы Неба, ощетинился и устремился убить то, что убить невозможно. Многие апостолы засвидетельствовали верность Христову учению и свою святость кровью.
Первые века христианства – время мученическое. С первого по четвертый век лилась кровь уверовавших: взрослые мужи и жены, юноши и девы, дети, воспламеняясь огнем веры, «ей гряди, Господи Иисусе», устремлялись к свету Христовой Истины, навстречу страданиям, которыми обретали новое небо и новую землю. Кресты, кресты и кресты! Орудие страданий стало древом жизни на все времена.
«Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12, 24). Несть предела и видов человеческим страданиям, нет и числа святым мученикам. Святые, на их крови воздвигалась и подрастала Церковь. Особенным отличием святых первых веков стало то, что воля Божия для них была единственным путеводителем по жизни. И слова апостола «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20) мог с полным правом произнести каждый из мучеников первых веков христианства. В век апостольский, по донесению императору Трояну, христианство проникло, как зараза, не только в города, но даже и в села и деревни, так что опустели языческие храмы.
В 313 году христианская религия, до этого времени гонимая, была объявлена государственной, наравне с языческой. Константин Великий, первый император, хотя и не принял еще тогда крещения, но многое уже делал для блага Церкви. Память его и матери его Елены, как святых, вошла в святцы Православной Церкви.
Непосредственными учениками и последователями святых апостолов стали Учители Церкви, самовидцы апостолов. Их тоже немало. Назову лишь величайших: Климент, епископ Римский; Игнатий богоносец, епископ Антиохийский; Ириней, епископ Лионский; Поликарп Смирнский.
Самовидцы самовидцев Христа – Николай Мирликийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Всмотримся в жизнь хотя бы святого Иоанна Златоуста. С детства, желая пустынного уединения, он самоотвержением по просьбе матери оставался при ней. Только по смерти родительницы исполнилась его мечта. Господь, оценив верность произволения Иоанна и его самоотверженность, сотворил его Вселенским Учителем Церкви. В водовороте современной ему жизни звучали его проповеди, звучат они и для нас. Мученическая жизнь Златоуста, сопровождаемая клеветой, гонениями, болезнями и окончившаяся смертью в изгнании, стала для христиан всех времен живым и самым убедительным примером пути в Царство Небесное. Слова: «Слава Богу за все» засвидетельствовали святость страдальца. Пример жизни буквально всех праведников Божиих и всех святых убедительно говорит, что другого пути в вечную радость, кроме крестного, нет.
В первые века христианства мученичество одних порождало последователей их подвигов. По сей день сохраняется в веках память об их жизни. Свет вечности, проникший в их земные деяния, умереть и исчезнуть не может. Для нас даны эти живые примеры того, что вечность зарождается и вызревает на земле! Кратко, но предельно ясно обозначается христианский путь жизни в святых: это самоотвержение, послушание воле Божией, терпение в крестоношении и, главное, любовь к Богу и к людям, оживотворяющая жизнь.
Жизнь не стоит на месте, каждое время предлагает живущим свои трудности, и борьба за вечность в Царстве Небесном продолжается во все времена. Наши сродники, русские святые, шли сквозь исторические условия той жизни, что диктовало время. Кого только нет в сонме русских святых! Патриархи, святители, князья и княгини, цари и царицы, полководцы и воины, монахи и монахини, святые новомученики и исповедники двадцатого столетия. Они своим примером осудят наши ропот, нетерпение, нелюбовь, ибо сквозь условия современной жизни мужественным стоянием в Истине пронесли идеалы Святой Руси.
Так нам ли сетовать на невзгоды жизни нашей! А вот задать себе вопрос и ответить на него, начинали ли мы жить по-христиански, принимая от руки Божией без ропота спасительные невзгоды и те малые кресты, что ведут нас по спасительному пути? Не все мы дойдем до Голгофы, это удел избранных. Но всем, желающим спасения надо взять крест свой и с ним идти вослед Христа. «Молите Бога о нас вси святии, яко мы усердно к вам прибегаем, скорым помощникам и молитвенникам о душах наших».
Аминь.