Семена слова для нивы Божией. Поучения с амвона. Поучения на святую Четыредесятницу. В неделю о Закхее

Поучение шестидесятое

Во имя Отца и Сына Святаго Духа!

Сегодня, возлюбленные братия и сестры, Православная Церковь уже начинает нас готовить к Великому посту, то есть к полноценному покаянию. Она предлагает нам в пример Закхея мытаря. В Евангелии об этом повествуется так.

Закхей был мал ростом, но умом очень сообразительный, так что нажил себе большое состояние сбором податей с народа, затем возвысился и стал начальником над мытарями. Мытарей считали грешными людьми за то, что они обижали народ - брали подати незаконно, то есть больше, чем положено, и наживали за счет этого себе большое богатство.

У Закхея пробудилась совесть к покаянию тем, что он услышал, как Иисус Христос ходит и проповедует народу о Царствии Небесном. Закхей очень желал увидеть этого Проповедника и послушать Его речей. Он увидел однажды, как Иисус Христос идет среди народа, но он был мал ростом и не мог видеть Его, поэтому он взобрался на дерево и смотрел сверху на Иисуса Христа. Иисус Христос, когда проходил мимо дерева, читал мысли и желания Закхея и, взглянув на него, сказал:

-  Закхей, Мне нужно быть сегодня в твоем доме.

Закхей спрыгнул с дерева, чтобы принять дорогого Гостя.

Книжники и фарисеи, считавшие себя праведниками и презиравшие мытарей, осудили Господа Иисуса Христа за то, что Он зашел к такому великому грешнику. А Закхей, когда Господь Иисус Христос пришел в его дом, с радостью сказал:

-   Господи! Я недостоин Твоего посещения, сознаю себя большим грешником и готов вчетверо воздать тому, кого обидел. Половину имения моего отдам в пользу бедных людей.

Господь на это сказал ему:

-  И ты - сын Авраама, ныне пришло спасение дому сему!

Вот нам образ полноценного покаяния, то есть нужно каяться не языком только, но и делами. Покаяние состоит не в том, чтобы перечислить свои грехи и остаться таким же. Нет! Это пустое, формальное, неполноценное покаяние. Господь от нас требует полноценного, искреннего, сердечного покаяния, то есть нужно прочувствовать все свои грехи, осознать тяжесть каждого их них и загладить их добрыми делами, в корне измениться, стать новым, другим человеком, не делать больше таких грехов и уже жить с чистой совестью для Бога. Если кого обидели чем, то вознаградить ущерб, принесенный этой обидой; если кого оклеветали, унизили, а сами себя возвысили, нужно смириться и стараться загладить эту обиду своему ближнему каким-либо добрым делом и уже больше этого не повторять, а вести добродетельную жизнь по заповедям Божиим.

Некоторые на исповеди говорят:

-  Я согрешила против общества, бесплатно ездила на поезде, на трамвае, как загладить этот грех?

Это сделать очень просто: подсчитать, сколько ущерба принесла государству, например на 10 рублей; подойти к постовому и попросить выписать штрафную квитанцию, сначала на 5 рублей, а потом еще на 5 рублей - уплатить штраф в два или три раза и, таким образом, можно рассчитаться с государством и больше этого не повторять.

Грех - это великое зло, тяжесть. Если грех положить на одну чашу весов, а на другую чашу собрать наши добрые дела, то грех перетянет их. Вот почему нам так необходимо покаяние.

Святые есть ходатаи за нас перед Богом. А Господь Бог имеет власть совершенно очистить нас от всех грехов. Грех томит всего человека, не только душу он томит, но и сердце, и мозг, и все тело томится, болеет через грехи.

Наука даже при современной технике не может постичь действие греха на человека. Мы вокруг себя все замечаем, а внутрь себя часто не вникаем и не видим, как прилагаем грех ко греху и увеличиваем тяжесть для себя.

Например, в наш храм пришли жених и невеста. Невеста прекрасно одетая, с цветами. Мы восхищаемся ее красотой. Но вдруг какой-нибудь озорник вошел бы в храм и вылил бы помои на эту невесту... Она, безусловно, будет в смущении и все окружающие возмущены.

Вот и мы выливаем помои на себя, на свою душу, загрязняем ее и не замечаем этого, а потом страдаем.

Мы должны совершенно очиститься от грехов, одеть свою душу светлой, брачной одеждой, приготовить ее прекрасной, чистой Жениху Христу искренним покаянием.

Скоро нам будет содействовать в покаянии наша Православная Церковь. Уже в следующую субботу запоют в церкви: «Покаяния двери отверзи ми, Жизнодавче», а потом: «На реках Вавилонских...» и прочие трогательные песнопения и чтения, что может располагать сердце наше к покаянию.

Когда душа наша очистится от грехов, тогда легко будет нам: и ум просветится, и сердце очистится, и всему телу будет легко.

Да поможет нам Господь! Аминь.  

Источник:  Схиигумен Савва. Опыт построения истинного миросозерцания. Москва, "Паломник", 2004, стр. 310 - 313



Наверх