В Неделю о мытаре и фарисее. Смирение и покаяние
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братия и сестры! С сегодняшнего дня Святая Церковь начинает приготовлять своих чад к подвигам Великого поста. Она поясняет, что напоминание о мытаре и фарисее, блудном сыне и Страшном Суде должно быть неким поощрением к соблюдению поста, научением, как приготовиться к духовным подвигам, оставив наши пагубные обычаи и привычки.
Как воеводы, обучая готовящихся к войне, понуждают их вычистить и навострить оружие, устранить все, что может им помешать, запастись всем необходимым и быть готовыми к подвигам, так и святые отцы провозглашают пощение как ополчение на демонов. Необходимо очистить души наши от накопленного в течение долгого времени яда, и если в нас нет ничего доброго, то обрести его и, вооружившись таким образом, подойти готовыми к совершению поста. Так как первое средство обретения добродетели есть покаяние и смирение, величайшее же препятствие к смирению — гордость, то святые отцы и положили притчу о мытаре и фарисее первой, поучая таким образом, как отложить гордость, надменность фарисея и обрести противоположное — смирение и покаяние мытаря… Эта притча поучает нас не возноситься в делании добра, а постоянно смиряться и молиться от души Богу.
На примере мытаря и фарисея Господь показывает, с каким расположением духа нужно молиться в церкви и где бы то ни было.
Молитва — великое дело, через нее человек сообщается с Богом, получает от Него дары благодати, благодарит Его как Благодетеля за непрестанные Его милости или славит Его как Всесовершенного Творца.
Фарисей и мытарь молились в церкви. Фарисей… молился… так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь молился совсем не так. Он говорил немного, но много скорбел о грехах своих; не поднимая головы, но, поникши лицом в землю, от сильной скорби ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Свою притчу Спаситель заключил словами, что мытарь пошел оправданным в дом свой более, нежели тот — фарисей, который и совершал дела законной правды.
Чем же угодна Господу молитва мытаря-грешника? Тем, что он был смирен и имел в молитве сердце сокрушенное; а давно уже сказано святым пророком Давидом, что сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.
А отчего молитва фарисея оказалась не угодной Богу? «Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!» — говорит Бог через пророка. Фарисей в слепом самомнении и гордости забыл, кто он и с Кем говорит: вообразил себя праведником, будучи грешником, он забыл, что говорит со Всевидящим и Всеправедным Богом.
Что значат наши добрые дела, которыми мы иногда смеем хвалиться перед людьми и даже перед Самим Господом Богом? Всякое доброе дело наше маловажно, потому что оно, проходя через нечистое сердце, заимствует от него большей частью какую-нибудь нечистоту, например нечистоту маловерия, неверия, самолюбия, притворства, тщеславия, гордости, нетерпения, раздражительности и так далее, к тому же, доброе дело делается нами с Божией же помощью, так что без Господа, по Его словам, мы не можем делать ничего. Несомненно, что у каждого из нас несравненно больше грехов, чем добрых дел. Как же мне помнить на молитве о своих немногих добрых делах и то с помощью Божией сделанных, когда у меня несравненно больше худых дел? Нет, я лучше пролью слезу сокрушения о грехах моих, лучше молитву теплую «пролию ко Господу, и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися, и живот [то есть жизнь] мой аду приближися», а о добрых делах моих, если какие я сделал, умолчу или совсем забуду пред лицом Божиим, чтобы не вообразить, что я праведник и заслуживаю от Него награды за свои добродетели. Мы должны помнить, дорогие братья и сестры, слова Господа, которые следует говорить после совершения всякого доброго дела: «…когда исполните всё поволенное вам, говорите: мы рабы ничего нестоящие, потому что сделали, что должны были сделать». Как мы будем перечислять чужие грехи, когда у нас своих без числа? Нет, не будем так безумно поступать, не станем так сильно обольщаться и видеть в себе только хорошее, оставляя без внимания худое; иначе легко овладеет нами страсть самолюбия и гордости. Чаще будем говорить Господу: «…даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего…» И наша молитва будет приятна Господу и послужит нам ко спасению. В молитве и во всей нашей жизни всегда нужно иметь смирение. Только смиренных Господь милует и спасает. Вот почему и сегодняшний воскресный день посвящен учению о том, что первым условием обращения к Богу и исправления своей жизни является преодоление в себе гордости и обретение смирения. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Гордость — самый тяжелый грех, порок, пучина и начало всех грехопадений человека. Гордость человека унижает его и погибели предшествует, потому что она не есть от Отца Небесного, а от диавола. «Гордость есть отвержение Бога, бесовское изобретение, презрение человеков… отгнание помощи Божией… виновница падений, причина беснования, источник гнева, дверь лицемерия…» — говорит преподобный Иоанн Лествичник.
Гордость — это враждебность, это немирное состояние. А немирное состояние свидетельствует об отсутствии любви, чем человек и отдаляет себя от любви Божией, хотящей всем грешникам спастись и достичь разумения истины. Только смирение способствует осознанию своих недостатков, своей греховности. Смиренное раскаяние и сокрушение перед Богом по поводу всего, что было сделано нами нехорошего, не остается безответным. Господь прощает грехи смиренно кающемуся и благодатью Своею вселяется в его сердце. «Я живу на высоте небес и во святилище, — говорит Господь, — и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных».
Покаяние — это не только сокрушение о грехах, но и обращение — перемена поведения, изменение всей жизни. Своими силами, без помощи Божией человек не может избавиться от рабства грехам, не может начать этот новый путь. И вот смирившийся, осознавший это молится о том, чтобы Бог дал ему Свою благодатную помощь. «Просите, и дано будет вам, — сказал Господь, — ищите, и найдете; стучите, и отворят вам».
Итак, дорогие братия и сестры, будем подражать фарисею в добрых делах, а мытарю во смирении — и спасемся, ибо, как учат святые отцы, Господу приятнее смиренно кающийся грешник, чем гордый человек с добрыми делами. Аминь.