Проповеди на праздники:


Семена слова для нивы Божией. Поучения с амвона. Поучения на святую Четыредесятницу. В неделю о блудном сыне.

Поучение шестьдесят третье

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В сегодняшний день, возлюбленные братия и сестры, в чтенном Евангелии вы слышали притчу о блудном сыне.

Святая Православная Церковь уже готовит нас к спасительным дням Великого поста. В предыдущую неделю читалось Евангелие о мытаре и фарисее; там раскрывалась нам истина о том, как надо правильно молиться, а эта неделя называется о блудном сыне. Здесь раскрывается нам истина о том, как нам надо каяться и как надо верить в милосердие Божие.

Вы слышали из Евангелия, как один человек имел двух сыновей и младший сын захотел отделиться, чтобы не подчиняться отцу. Он попросил у отца свою часть имения и ушел в страну далече... Жил он там нечестиво и быстро расточил имение, которое получил от отца. Когда у него не стало средств к жизни, тогда только он понял, чего он лишил себя.

Говорится: «Имеем - не ценим; потерявши - плачем». Вот и он стал плакать и сокрушаться. Говорит:

-  Что я сделал? Как мне там было хорошо! А теперь я голодаю. Пойду к отцу и покаюсь, скажу, что я недостоин быть твоим сыном, а буду как наемник.

Приходит... Отец заплакал от радости и говорит:

-  Принесите лучшую одежду и оденьте ему на руку перстень (знак того, что он принимает его как наследника, то есть все прощает ему), заколите упитанного тельца... будем веселиться! Погибал сын, а теперь нашелся!

Большой радостью и весельем исполнились все, ликованием наполнился отеческий дом: и отец радуется, и приближенные радуются!

Когда старший сын возвращался с поля, он услышал возгласы веселья и с недоумением спрашивал у слуг:

-  Что за причина этого веселья?

-   Вернулся твой младший брат, - говорят ему, - и отец твой, по этому случаю, от радости устроил пир.

Обида и зависть старшего сына были так велики, что он не захотел даже войти в дом. Отец ему говорит:

-  Зайди же в дом и раздели общую радость! А он говорит отцу:

-   Вот видишь, я тружусь, а ты мне даже козленка не заколол, чтобы я повеселился с друзьями моими, а тут ты упитанного тельца заколол. За что? За то, что он промотал все наследие?

Вот видите, возлюбленные, какая зависть! Надо радоваться о возвращении погибающей души, а здесь нечестивая зависть.

Вот и мы с вами, возлюбленные, тоже живем иногда не совсем благочестиво.

Наша мать - это Церковь Святая!

Много сектантов удаляются от Церкви, стремятся жить по своей воле, свободно; им в тягость пребывать в ограде Православной Церкви, но эта свобода служит к тому, что они удаляются от истины и начинают блуждать на распутьях; и на этих путях, вдали от Отца Небесного, объемлет их духовный голод.

Когда мы испытываем телесный голод, то нам бывает очень трудно, а духовный голод переживать бывает еще страшнее и мучительнее.

Святая Церковь питает нас и дает нам подкрепление, зовет нас, чтобы все пришли в ее ограду. Она никого не оставит, она всех простит, лишь бы только было искреннее сокрушение сердца. Надо опомниться рано или поздно! Как бы мы ни согрешали, а опомниться надо.

Есть такой рассказ.

Один человек поистине был блудный сын. Он жил нечестиво, потому что злая сила его так опутала сетями, что он не мог ничего сделать; он пил вино и проводил свою жизнь блудно. А каждый раз приходит в церковь, падает на колени, даже иногда в нетрезвом виде, падает перед иконой Спасителя и Божией Матери и просит:

-  Простите, я согрешил! Я не хотел этого сделать, а снова согрешил. Ну на следующий раз я не буду этого делать.

Выходит из церкви и опять повторяет эти же грехи. Но однажды, когда он пришел опять в церковь и стал плакать и просить прощенья, он вдруг видит видимым образом около него стоит сатана и говорит с упреком Господу Иисусу Христу:

-  Ты Правосудный, душа этого грешника мне принадлежит, потому что он Тебя обманывает. Он все время говорит Тебе, дает Тебе обеты и опять согрешает, поэтому душа принадлежит мне. Почему Ты ему прощаешь?

А Матерь Божия умоляет Спасителя и говорит:

-   Сыне и Боже Мой! Посрами сатану и оправдай этого несчастного грешника. Ведь он по принуждению сатаны делает это все.

И тогда Господь Иисус Христос говорит сатане:

-  Ты, злая сила, могу ли Я сделать то, что ты говоришь? Ведь когда он от Меня уходит, ты его опять принимаешь в свои объятия, желаешь опять его взять к себе! Так как же Я не прощу грешника, который обращается ко Мне? За которого Я пролил Кровь Свою! По твоему злому произволению ты опутал его сетями. Я разрываю эти сети и проклинаю тебя, сатана!

И видение кончилось. Обрадовался этот грешник и говорит:

-  Поистине Господь правду сказал: Не хочу смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему.

Возлюбленные, сейчас мы слышали, как хор исполнил «Объятия Отчи». Мы, монахи, уйдя из мира, воистину предали себя в объятия Небесного Отца.

Человек чувствует, как трудно жить в миру и не согрешать. Очень трудно в миру спасаться, поэтому некоторые ушли в монастырь и дали обеты: отсечение своей воли, то есть полного послушания; нестяжания и чистого девства - целомудрия.

Стихира «Объятия Отчи» поется во время пострижения. В ней говорится, что Святая Церковь принимает вступающего в обитель через пострижение, как блудного сына, и приводит к Отцу Небесному, чтобы спасти его душу.

Многие из монахов тяготятся монастырским уставом, монастырским трудным подвигом, но когда уходят из монастыря, потом сожалеют. Как жалко уйти от благодати!

Вот, возлюбленные, Господь Своею благодатию призывает всех нас ко спасению!

Но вы скажете: «Да! Вы - монахи! Вам хорошо... вы живете в монастыре, вам спасаться легко, а вот попробуйте в миру...»

На это я приведу вам пример, как во всяком звании и во всяком месте можно спастись.

Сегодняшний день празднуется святой мученик Трифон. Он был поселянин, пастух, жил в деревне, но он твердо знал, что нужно сокрушаться сердцем и, самое главное, идти Христовым путем. Эта добродетель дала ему великую благодатную силу исцелять болезни.

У правителя заболела дочь одержимостью и никто не мог избавить ее от этого страдания. И был голос, что может исцелить ее только Трифон. А Трифон был и не священник, и не монах, а простой поселянин, живший в деревне.

Правитель направил лучших гонцов, чтобы разыскать Трифона. Нашли его. Трифон еще далеко, еще только приближается, а бес уже оставил эту девицу, она получила исцеление. И когда пришел Трифон, правитель попросил его, чтобы он видимым образом показал, что такое одержимость, что это за злая сила, которая так мучила его дочь. Святой Трифон помолился, попостился, а потом пришел и сказал:

-  Темная, нечистая сила, явися и покажи себя видимым образом перед этими людьми.

И все увидели ужасное зрелище: перед ними стоял необычайно огромный, ужасно противный пес (как он мог вместиться в этой девице!?). Все с отвращением отошли от этой нечистой силы и сказали: «Слава Богу! Господь Своей благодатью посылает нам великие чудеса!»

Вот, возлюбленные, помолимся Господу, Божией Матери и мученику Трифону, да избавят нас от всяких таких мудрствований, что нам тягостно, что нам трудно жить, что у нас непосильный крест.

Где бы вы ни были, только старайтесь, возлюбленные, с терпением, смирением, безропотно, с подвигом нести свой крест внутренний и наружный. И как блудного сына, Господь и нас всех примет, только не оставляйте Церковь, идите, кайтесь, просите и вы получите прощение, и Господь не лишит нас Царства Небесного! Аминь.  

Источник:  Схиигумен Савва. Опыт построения истинного миросозерцания. Москва, "Паломник", 2004, стр. 318 - 322


Проповеди на праздники:

Наверх