В Неделю о блудном сыне (…И там расточил имение свое, живя распутно)

В Неделю о блудном сыне (…И там расточил имение свое, живя распутно)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

…И там расточил имение свое, живя распутно. Дорогие братия и сестры! Думается, что выражением «живя распутно», «живый блудно» можно охарактеризовать переживаемый нами век. Бывают в истории человеческой какие-то особые роковые времена, когда блудные сыны, в буквальном смысле этих слов, заполняют жизнь, когда литература, искусство, нравы и обычаи, все помыслы и разговоры пропитаны духом разврата, бесстыдства и распущенности, не щадящей и тех, кто еще в нежном возрасте — отроков и юношей. Мы знаем и можем указать несколько таких моментов в истории.

Когда древние писатели греко-римского мира рассказывают о страшном разврате в мире перед временем христианства, когда, по словам Сенеки, «стыдливость и целомудрие улетели на небо, а невинности совсем нет», то мы себе не можем даже представить всего ужаса развращения общества той эпохи. Картина несколько оживляется, когда мы видим это общество и жизнь его в дошедших до нашего времени рисунках и художественных произведениях. В Италии есть города Геркуланум и Помпеи, некогда погребенные под лавой и пеплом огнедышащего вулкана Везувия. Почти через два тысячелетия, благодаря раскопкам, их открыли, и современные люди смогли увидеть в некоторых подробностях жизнь того времени. Картины, изображения, статуи, обстановка жилищ — все это, оказывается, пропитано там таким отвратительным развратом, охвачено таким блудным духом, так все животно-мерзко и чудовищно распутно, что, по выражению одного путешественника, достаточно взглянуть на все в этих погребенных городах, чтобы понять причину и неизбежность их гибели.

По какой-то непостижимой связи это время, когда все, очевидно, говорили и думали о любви, любви плотской, описывая ее в стихах, изображая в картинах и статуях, было временем несказанной и утонченной, невиданной в истории жестокости: то было время Тиверия, Нерона, Калигулы и Ирода, время кровавых зрелищ в цирках и театрах, время, когда христиан тысячами, десятками тысяч избивали, сжигали, травили зверями. Почему-то кровожадная жестокость оказывается рядом с общей разнузданностью и блудом.

Не наблюдается ли и ныне во всем мире то же печальное явление? Не заявляет ли об этом ныне сама жизнь сознательно и намеренно, под видом служения свободе и просвещения блудных сынов нашего времени? Не станем говорить о широком проявлении того блуда мысли, чувства, воли, который захватил стольких людей и обратил в смуту стройное и спокойное течение жизни. Будем помнить слово в его буквальном значении. Ранние годы в семье родителей уже отравлены у нынешних детей открытым развратом их отцов и матерей, их раздорами, часто разводами. В то время, когда родители, часто уже почтенного возраста, разрешают вопросы своей плотской любви, судятся, расходятся, предаются незаконным связям, вторично женятся и выходят замуж, — в каком положении и под каким влияниям оказываются не только их дети, но и дети их близких, родных, знакомых? Ведь они видят все и начинают с детства понимать суть тех отношений, от которых оградила их сама природа…

Учатся в школе молодые люди. Что они слышат, о чем они читают, что они видят в произведениях живописи, литературы, в кино? Опять все то же поклонение плоти, чувственности, толкающее их на путь блуда и распущенности. Снова можно сказать: «Стыдливость и целомудрие улетели на небо, а невинности совсем нет»…

Разврат из книг нагло вышел на сцену и на улицу, действие его неудержимо и не щадит, наконец, ни пола, ни возраста. Блуд идет торжествующий, наглый. Он заполняет разговоры, улицу, школу, семью, сцену, литературу… И вот его плоды: необузданная свобода, то есть все виды преступлений. «Все мне дозволено», — говорит современный человек словами апостола, но не желает знать его заключительного наставления: «Все мне позволительно… но ничто не должно обладать мною». Именно блуд и обращает человека в раба, как доказывает апостол в своем послании, прозвучавшем в нынешнем чтении. Иначе и быть не может: блуд расшатывает мысль, ослабляет волю, марает чувство; он поражает гноем и гнилью всю духовную жизнь человека, он уничтожает в душе человека вкус ко всему чистому, святому, благородному, возвышенному и отдает человека во власть диавола и дел его.

Все это — предвестие конца и гибели.

Голос Божий говорит нам: «Не предавайся распутству, которое вредно и для тела, а еще больше вредно для души твоей». А другой голос говорит нам: «Наслаждайся, пока жизнь в твоих руках, умрешь, все для тебя кончится», и мы повинуемся этому, не желая понять, чей же это голос, вроде бы такой заманчивый, а на деле вреднее всякого яда. Этот голос — диавольский. Но желает ли диавол нам спасения? Кроме погибели душевной, он ничего не желает нам; он радуется погибели душ человеческих, стараясь всяческими способами уловить их в свои сети. Послушалась праматерь наша Ева советов диавольских — и лишилась райского блаженства, и не только блаженства лишилась, но подверглась различным бедствиям, скорбям и самой смерти. Сколько и теперь гибнет душ человеческих, внимающих голосу диавола, творящих его волю, оказываясь тем самым вне щедрого и мудрого покровительства Отца Небесного!

Вот до какого ужасного состояния доходит человек, удаляющийся от Бога и расточающий свои духовные дарования.

Не всегда история блудного сына заканчивается так счастливо, как это изображено в притче Господней. Нередко мы видим иной конец — полную и безвозвратную гибель, которую приносит блуд и вызванные им разрушения в духовной жизни человека. То же самое можно и должно сказать и о целом народе. Если есть, особенно теперь, наука в области духовного воздействия на жизнь, то она, без всякого сомнения, прежде всего выражается в религиозном подъеме, с которым неизбежно всегда связано возвышение чистоты и целомудрия.

Но не забудем, дорогие братия и сестры, что не для погибели созданы мы Богом, а для вечной жизни. Поэтому пусть никто не отчаивается, хотя бы он и находился в тяжком греховном состоянии; милосердие Отца Небесного всегда готово принять под Свой покров всякого грешника, лишь бы он обратился к Нему с искренним раскаянием. Не великая ли грешница была преподобная Мария Египетская? Но искреннее покаяние вместе с подвигами благочестия возвели ее на равноангельскую степень чистоты. Забудет Господь и наши все грехи и поспешит к нам навстречу, если мы, по примеру блудного сына, искренно осознаем свои согрешения и твердо решимся исправить свою жизнь.

Опомнимся и покаемся, дорогие братия и сестры! Покайтесь вы, которые развращаете людей; покайтесь вы, которые идете на это развращение. Покайтесь, родители, приносящие детей своих в жертву современной Венере. Покайтесь и вы, молодое поколение. Помните слова, обращенные к вам: «Веселись, юноша, в юности твоей… ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд». Помни, молодость, этот неизбежный суд!

И все мы да убоимся Страшного Суда Божия. Не застиг бы он нас внезапно. Обратим внимание на современное состояние человечества. Чего еще недостает в нем, чтобы назвать дни наши днями Лотовыми или Ноевыми? Какого еще большего разврата ожидать нам, чтобы и нас постиг потоп, как современников Ноя? Вот проповедники предостерегают, но кто их слушает? Не смеются ли над ними, как некогда смеялись люди над проповедью Ноя? Но смех современников Ноя обратился в крики ужаса и рыданий, а пиры их кончились всеобщей гибелью. А что будет с нами? Скажем ли, что милостив Господь? Правда, милостив Он к кающимся. Но у Него есть гнев… на сынов противления.

Господи! Прежде даже не погибнем до конца, спаси нас! Господи и Владыко жизни нашей, дух целомудрия дай нам, рабам Твоим. Аминь.

Наверх