В неделю двадцатую по Пятидесятнице. "Где твое, смерти, жало, где твоя, аде, победа?"
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Первое пришествие Христа, други наши, продолжается и по сей день. Спаситель с нами с тех пор, как любовь и благость Божия, видя «гиблема человека», преклонила небеса к земле и известила, что к ней приблизилось Царство Небесное; идет Он и по нашей земле, чтобы взыскать и спасти бедствующих от насилия вражия россиян. Но тогда, в первом веке, Ему, Сыну Божию, чтобы стать еще и Сыном человеческим, предлежало пройти по земле путь человека от самого начала и до конца, от рождения и до смерти. До тридцати трех лет, живя среди людей, Он скрывал в дебелости человеческого тела всю полноту Своего Божества, и только выйдя на служение, начал проявлять сокровенные в Нем дотоле и Божественное ведение, и Божественную силу, и Божественную премудрость. Люди, современники Христа, в смущении и сердечном недоумении пред Его столь необычными для человека делами и дерзновенной проповедью мучили себя вопросами: кто Он? Какою властью и кто дал Ему власть делать то, что трудно понять, осмыслить и невозможно принять? Кто дал право покушаться на законную устоявшуюся непререкаемую власть? «Мы Моисеевы ученики; Сего же не знаем, откуда Он», – волновались духовные вожди Израиля, взявшие Божий Закон в свою власть, кичащиеся своим знанием закона и своей властью над народом. И даже ученики, которые сопровождали Учителя, видели Его жизнь и деяния как Чудотворца и Целителя, в недоумении вопрошали друг друга: «Кто это, что и ветры и море повинуются Ему?» А народ в недоумении размышлял: «Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего». Своим простодушием и чистым сердцем он чувствовал в Христе посланника Божия и нового великого Пророка, но, боясь ошибки своего неведения и непонимания, в замешательстве ждал определения о Христе своих духовных наставников – левитов и первосвященника. И только по их знаку и одобрению готов был закричать или «осанна», или «распни».
Дорогие, представьте себе, каких трудов стоило Христу и позднее апостолам насаждение нового божественного закона на земле, где господствовало язычество и только один Израиль сохранял еще память о данном им через Моисея законе. Но и сам этот закон человеческая самость и произвол исказили в угоду своим потребностям. И как было пережить все знающим и все ведающим слова Христовы: «горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения; сами не вошли и входящим воспрепятствовали» (Лк. 11 : 52).
Христос же сопровождал Свою проповедь такими делами, которых никто из смертных сотворить не может: слепые прозревали, расслабленные исцелялись, прокаженные очищались. Делами Он свидетельствовал о Своем Божественном посланничестве: если не верите словам Моим, то поверьте делам. Шел второй год Его служения, и обстановка вокруг Христа накалялась. Синедрион зрел опасность в самом учении Христа, видел покушение на их власть. Дела Божии стали называть вражьими, началось шельмование и преследование Пророка. В недрах смущенных умов вождей израильских зарождалась мысль об устранении Того, Кто будто бы покушался нарушить вековые традиции богоизбранного народа. И Спаситель, жалея даже и сознательно упорствующих очевидному, самым убедительным образом, как властитель жизни и смерти, совершает первое воскрешение умершего. Сегодняшнее Евангелие кратко описывает это великое событие. Христос, исцелив в Капернауме слугу сотника, бывшего при смерти, в сопровождении учеников и многочисленной толпы народа подходит к городу Наину. На входе в город их встречает похоронное шествие, хоронят безвременно умершего юношу – сына вдовы. И память смертная властно коснулась каждого присутствующего. Чье-то сострадательное сердце прониклось скорбью к вдове, в душе которой со смертью сына умерла и радость жизни, и любовь, и надежда. Кто-то задумался о собственной смерти и о превратностях жизни. Всегда и во все времена смерть производит на душу человека неотразимое впечатление, обыденная жизнь отступает, и перед умом приоткрываются неведомые бесконечные дали, и дыхание вечности устрашает неизбежностью и неизвестностью будущего. Наша душа, предназначенная для вечной жизни, при виде смерти приходит в смущение. Так было и на сей раз. Юноша, молодой человек, во гробе! Мысли о смерти пришли даже и к тем, кто за минуту до встречи похоронной процессии разве что размышлял о чуде исцеления бывшего при смерти слуги сотника, свидетелем которого многим пришлось быть. Но вот она, смерть, скосившая молодую жизнь! Скорбную тишину нарушил голос Христа, который раздался над толпой: «Не плачь!» Возглас был обращен к убитой горем матери. Что значили эти слова, какой смысл был сокрыт в них, никто не успел подумать. За словом утешения последовало поистине божественное дело.
Христос прикоснулся к одру и, обращаясь уже к умершему, властно произнес: «Юноша! Тебе говорю, встань!» Тотчас умерший сел и стал говорить. Не сохранило Евангелие произнесенных юношей слов. Некому было их запомнить. Все были в шоке. Страх, только страх охватил все множество людей, присутствующих при возвращении жизни умершему. Дорогие мои, представьте на мгновение себя среди этой толпы и впечатление от всего там происходящего. Когда первое потрясшее всех впечатление отступило, толпа загудела славословием Бога, признав в происшедшем Божию силу и власть, а совершителя чуда Христа – великим Пророком. «Бог посетил народ Свой. Такое мнение о Нем [о Христе] распространилось по всей Иудее и по всей окрестности» (Лк. 7 : 16–17).
Так, самой жизнью отвечал Христос на вопросы, которые стояли пред людьми и свидетельствовали о вере или неверии их в Бога. За время своего служения трижды Христос являл истинность Своего Божества, силы и могущества не только над человеческими недугами, но и над смертью – воскрешением мертвых. Воскресил юношу сына вдовы Наинской; двенадцатилетнюю отроковицу дочь Иаира; четверодневного мертвеца Лазаря. Чудесные проявления Его власти были проникнуты духом деятельной любви к человеку. «Не плачь!» – слышит безутешная вдова слово утешения. «Не бойся, только веруй», – сказано отцу, удрученному вестью о смерти дочери, а людям, собравшимся в доме умершей отроковицы, Христос говорит: «Не умерла девица, но спит». Марии, сестре Лазаря, Иисус прямо сказал: «Воскреснет брат твой». И мало кто мог и предположить тогда, что все эти слова – не просто сочувствие к скорбящим, но для всего человечества свидетельство о смерти как начале новой жизни, жизни вечной. А воскрешение четверодневного Лазаря стало последней каплей для духовного выбора в отношении Израиля к Богу. И по слову Самого Христа эти исключительные дела делались, чтобы поверили в Него как в посланника Божия и Его учение, дарующее миру жизнь. Но тогда-то Синедрион и явил свое полное отступление от Закона Божия. Он осуждает на смерть Бога, Саму жизнь и Источник жизни для всякого человека. И народ, отрекшись от Бога, вовлекается в пучину падения.
Последний раз Христос явил миру собственное самовластное воскресение из мертвых, утверждая на земле непоколебимое основание для веры. И это нам говорит Христос: «Не бойтесь, только веруйте, ибо Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет – оживет. Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 40). «Верующий перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5 : 24).
Други мои! Мы с вами Новый Израиль! Не устрашимся ли страшного падения первого? Еще и еще повторю вам то, о чем говорил уже много раз, видите, что бездумно жить нельзя во все времена. И выбор: жить по заповедям Божиим и идти по пути жизни к спасению или жить по стихиям мира сего, – предлежит каждому.
Смута в душах людей бродит по миру и в наши дни. Вера и неверие! Какая тонкая невидимая грань между ними. Мы верующие! Но есть ли, други наши, в душе и сердце нашем память и живое ощущение вечности? А ведь это и есть показатель нашей веры слову Божию. И не стоит ли задуматься и нам о том, как и в чем является в жизни наша вера? Христос признает нас Своими последователями только тогда, когда слово Божие будет не только в сознании, но явится в самой нашей жизни, в делах, чувствованиях. Только соединившись воедино, они засвидетельствуют пред Богом нашу истинную веру и любовь к Богу. Надо ежедневно жить нам в присутствии Господа.
Христос и сегодня всем верующим в Него говорит: «Не плачьте», только веруйте: «верующий в Меня жив будет и не увидит смерти вовек». И теперь, когда правда этих слов засвидетельствована для нас еще и очевидностью опыта жизни многих, будем несомненно верить слову Божию и жить по нему, ибо жизнь коротка, и все мы стоим в преддверии вечности, когда лично познаем опыт воскресения в жизнь вечную. И когда для верующих будет воскресение души в радость встречи с Христом в вечности, а для неверующих то же воскресение, когда Тайна беззакония, при жизни владеющая человеком, предъявит на него свои права.
Аминь.