В неделю девятую по Пятидесятнице. Уроки истинной веры и доверия Богу

В неделю девятую по Пятидесятнице. Уроки истинной веры и доверия Богу

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Плавно течет жизнь маленькой Христовой общинки, перетекая из одного события в другое. И каждое из них есть показательный урок человечеству на будущее. И на все случаи нашей жизни при желании мы можем найти ответ в Святом Евангелии, как по Божии поступать в той или иной ситуации, как относиться к тем или иным событиям и в нашей теперешней жизни.

Вот и сегодня Святое Евангелие говорит нам об истинной вере и доверии Богу, учит нас жизни в Боге. Только что проповедь Христа, сопровождавшаяся многими исцелениями болящих, завершилась великим чудом насыщения пяти тысяч людей пятью хлебами. И ели все, и насытились, и набрали остатков двенадцать корзин полных. С какими переживаниями отошел в свои пределы народ, открывается нам в Евангелии от Иоанна. Народ оказался глух к животворящему слову Спасителя, и только чудо насыщения поразило их. Они возмечтали о Христе как о царе Израильском. И Христос, прощаясь с людьми, с грустным укором обращается к ним, напоминая о главном в жизни, о вечности, ожидающей всех земнородных без исключения: «вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную».

Ученики же, исполненные впечатлениями от прошедшего дня, одни отправились на другую сторону моря. Но и они, как свидетельствует Евангелие от Марка, воспринимали Христа не как Мессию, ибо их сердца были еще вполне погружены в земные понятия. Таковы и все мы в своем естественном состоянии, трудно земнородным принять вторгающийся в нашу жизнь иной мир. Только Дух Святой силен и властен преобразовать наше сознание. Христос же постепенно словом и делом освещал для своих современников путь к вере, нам же все эти события дают уроки жизни по вере и близости Божией ко всем верующим в Него. И для нас в трудные моменты жизни должны звучать ободряющие слова Спасителя: «ободритесь, не бойтесь. Аз есть с вами во вся дни до скончания века». Можем ли мы сомневаться, забывать эти отеческие утешительные и обнадеживающие воззвания?

Для будущих апостолов следует очередной урок веры в Божество их Учителя. Ночью, среди моря, оставшись одни со стихией, ученики видят идущего к ним по воде Христа и в страхе принимают Его за призрак. «Ободритесь; это Я, не бойтесь», – успокаивает их Учитель. Убедившись, что ходящий по воде не призрак, но Христос, что переживают они? Чудо! Земнородный Человек идет по водам волнующегося моря. Идет как посуху, идет и не тонет. Кто Он? И дрогнули сердца, и ожили. Иначе осмыслилось и виденное днем насыщение пятью хлебами пяти тысяч человек. И уже к Богу обращена просьба Петра, чтобы ему пойти по волнующемуся морю навстречу Учителю. Благословение получено, и апостол бесстрашно устремляется по водам и уже почти дошел до Христа, когда в шум ветра врывается истошный вопль гибнущего человека: «Господи, спаси меня!» И Христос тотчас простер руку со словами: «Маловерный! Зачем ты усомнился?» (Мф. гл. 14, 31).

Такими словами упрека обращается Христос Спаситель и ко всем тем, кого житейские бури лишают благонадежия и доверия Богу. Тем, кто тонет при наплыве на них смущающих помыслов, кто теряет доверие и упование на Бога от страха пред житейскими невзгодами. Мы в моменты душевных бурь забываем о Господе, который близь и готов протянуть нам руку, чтобы поддержать нас, смущенных обстоятельствами. Для верующего человека получить упрек, заслуженный Петром, это значит, что он забыл и о Боге, и о своей вере. Ведь пока вера наша крепка и упование на Бога несомненно, нам нечего бояться. Но когда Бог забыт, тогда наши человеческие силы показывают истинные наши возможности, и тогда страх парализует все силы нашей души. Побеседуем ныне об этом предмете.

Никогда человек не наслаждается таким великим и блаженным спокойствием души, как тогда, когда он уверен, что Бог имеет благоволение к нему и Божия благодать сопутствует ему. Вспомните, дорогие мои, о своих переживаниях и душевном состоянии после надлежащей исповеди и приобщения святых Тайн. У каждого это происходит по-разному, но что всегда приходит обязательно, так это блаженное спокойствие души независимо от тех житейских трудностей, какие обуревают нас. Откуда же в нашу беспокойную душу пришло вдруг утешительное спокойствие? Знайте, други мои, это Господь вошел в вашу душу. Берегите это знание, и пусть оно перерастет в уверенность, что так посещение Божие открывается для человека. Бог вошел, и надо быть предельно осторожным, чтобы не изгнать Его греховным помыслом или делом. Знаем мы всё: и состояние богооставленности, тугу сердечную и мрак души, когда само солнце перестает светить и радовать нас. Человек тогда теряет всякое спокойствие и ни в чем не видит утешения. Для безбожного человека нет страха Божия, и нечестие его, ширясь, поглощает жизнь. И он при полном бездумном довольстве неожиданно для себя обретает смерть. Грех  поглощает данный ему запас жизненных сил, а восполнения нет для него, ибо нет для него источника жизни. Он не знает Господа единственного, неиссякаемого источника жизненных сил, он не знает слов Спасителя: «Я есть Путь, Истина и Жизнь». И не Бог наказывает грешника, но каждый грех, соделанный нами, поражает и отнимает в нас жизненные силы. Вспомним Ветхозаветную историю. Когда Каин убил брата своего Авеля, то душа его лишилась спокойствия. В отчаянии он блуждал по земле и страшился всего. Даже лист, падающий с дерева, приводил его в трепет. Нигде он не чувствовал себя безопасным, но всюду ожидая возмездия. Бог оставил его! (Суд 16, 20) Сам Господь через пророка Осию сказал: «Горе им [людям], когда Я удалюсь от них».

Житейское море редко бывает спокойно. Оно волнуется постоянно, и наше житейское плавание нередко подстерегают бури. И зададим себе вопрос, есть ли на нашем утлом кораблике надежный кормчий? Мы почти постоянно томимся сердцем и жалуемся то на нужду и бедность, то страдаем от болезней, то семейные неурядицы расстраивают нас, то гонят и презирают люди. И как часто невообразимо тяжелым крестом представляется для нас наша жизнь. И кажется нам, что нет помогающего, нет даже советника. Люди оставили, Бог не слышит молитв твоих. Ты иногда приходишь к мысли, что нет на земле более жалкого и несчастного человека, чем ты. А причина этой величайшей туги, дорогие мои, в том, что Бог оставил нас. Мы живем так, что становимся недостойными Его помощи. «Ваши злодеяния, – говорит Псалмопевец, – отделяют лице Его от вас, дабы Он не услышал вас». Как же вернуть нам Кормчего в нашу жизнь, чтобы быть спокойными и благонадежными всегда и даже при волнении в житейском море?

Поразмыслим о своем образе жизни, о грехах, тяготеющих на душах наших. Вспомним о нечистых помыслах и желаниях, которым мы позволяем иногда вторгаться в наше сознание и которыми услаждаемся. Вспомним о делах, которые, быть может, совершали тайно. Но есть ли тайны от Бога? Вспомним о лжи, обманах, несправедливостях, которыми оскорбляли ближнего, поразмыслим о своей гордости, о своем корыстолюбии, о своей скупости, о своем гневе и ненависти. Вспомним и зададим себе же вопрос: может ли Бог оставаться при нас и быть с нами? Может ли Он откликаться на наши молитвы и исполнять наши прошения? Может ли Он благословить нас спокойствием души и счастьем?

Что же делать нам, дорогие мои, чтобы вернуть в душу свою мир и Божие благословение? Нужно искренним покаянием изгнать из своих сердец причину богооставленности. Надо возыметь глубокое отвращение ко греху и вернуться на путь исполнения заповедей Божиих. Тогда Господь, видя наше стремление и произволение ко спасению, протянет нам руку помощи, и Божия благодать придет и укрепит нашу немощь. И благонадежие растворит печаль, и довольство придет к нам и в самой нужде. Позаботимся же, други наши, иметь чистую совесть, и тогда Господь не оставит нас, сколь бы велики и опасны ни были буря и волнение на нашем житейском море. Тогда сама смерть будет нам провозвестницей вечной радости.

Представьте, други наши, что все евангельские события совершаются и сейчас на наших глазах, и мы с вами участники их. И как Господь на протяжении трех лет учил вере Своих учеников, так учит Он теперь и нас ходить по водам житейского моря, учит на протяжении всей жизни нашей практически ощущать твердую руку Божию, ведущую нас. Для Своих современников Христос был еще просто человеком, для нас же Он известный всему миру Христос – Сын Божий – Спаситель мира. И какие же чувства и переживания должны владеть нами, знающими великую истину о том, что с нами Бог, Бог крепок, Властитель мира, Отец будущего века, Промыслитель и Правитель мира. Но это знание так часто остается в нас мертвой теорией и не одухотворяет нашу жизнь. И чтобы истинное знание о Боге пришло в наши души, в нашу жизнь, нам собственным жизненным опытом предстоит знакомиться с Христом, как знакомились с Ним Его современники. Нам предстоит, поверив в Него, принять на себя жертвенный подвиг, который Он предложил всем живущим, чтобы, верой утвердясь на жизненном пути, тем обрести путь спасения и Царствие Небесное в вечности.

И нам, утвержденным в двухтысячелетней истории христианства и в собственном опыте христианской жизни, надо и дальше безоговорочно следовать по пути, проложенном для нас Пастыреначальником Христом. И будем помнить и верить, что если мы воззовем, как апостол Петр: «Господи! Спаси меня, я погибаю», то Господь прострет руку свою и поддержит нас. Он запретит бурю и волнение, подаст нам мир душе и покой сердцу, проведет по жизни в покой и радость вечности.

Аминь.


Наверх