В неделю четвертую Великого поста
Во имя Отца , и Сына, и Святого Духа!
Сей род ничим же может изыти,
токмо молитвою и постом (Мр. 9, 29)
Священник, который в нынешние святые дни принимает исповедание грехов от чад своих духовных, с болезнью сердца видит, что приходящие врачевать свои душевные недуги почти постоянно исповедуют одни и те же грехи, и мало оказывается таких, которые оставили хотя бы одну из своих губительных привычек. Может, то же самое замечает он и в себе. И недоуменный вопрос, как изжить это бесчувственное состояние души, оживает во многих сердцах, особенно перед исповедью. Сегодняшнее евангельское чтение дает нам ответ, почему это происходит с нами и каким образом может измениться достойная горького плача ситуация.
Отец душевно больного отрока, мучимого темной силой припадками беснования, как к последней надежде на помощь идет к Христу. Ученики же, которым уже была дана власть над нечистыми духами, попытались помочь горю, но и они оказались бессильны и в недоумении отступили.
Представьте, други наши, что это мы с вами подходим к Христу вместе с отцом бесноватого отрока и подаем Ему жалобу: он – на апостолов, не смогших помочь его беде, мы пожалуемся на священников, да и на сами таинства, не освобождающие нас от бесчувствия и от укоренившихся в душе нашей пороков. Почему, почему при вере нашей в исцеляющую силу благодати Святых Таинств, при видимом нашем раскаянии в грехах и немощах мы не получаем исцеления? Почему нет избавления от обладающего нами враждебного духа, который вопреки нашей воле наводит на нас забвение и омрачение ума, и мы совершаем такие поступки, которые будут мучить нашу совесть?
И в ответ на наши жалобы мы слышим слова Христа: «О, род неверный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?» Так вот, оказывается, в чем причина бед человечества, все мы – род неверный, род одержимый сомнениями, а временами и зачастую даже и неверием. А на вопрос Христа, как давно приразилась болезнь к страдающему сыну, отец твердо отвечает: «С детства!» С раннего младенчества и мы наблюдаем, как просыпаются в наших еще несмысленных детях сначала умиляющая нас хитроватая ласковость, желание настоять на своем, проявления упрямства, да и многое другое. Взрослея вместе с ребенком, они становятся страстями, омрачающими жизнь. Нашими страстями! И к кому только не обращаемся мы при томлении духа с тугой своего сердца! К врачам, к психологам, к народным целителям, но нет облегчения болящей душе. И многие, как в последней надежде, приходят в Церковь к ученикам Христовым, а в Таинствах – к Самому Христу, может быть, Он поможет. Мы не произносим вслух Господа слов очаявшегося отца: «но если что можешь, сжалься над нами, помоги нам», но они таятся в душе нашей немым укором Всемогущему Богу.
Приступая к таинству духовного врачевания и прося у Господа исцеления, думаем: «Хоть бы нам несколько исправиться». Но насколько мы веруем, настолько и получаем просимое. Господь же мягко напоминает нам о нашем маловерии: «Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему».
О, если бы нам чувствовать, подобно отцу отрока, чего лишает нас наше маловерие, мы возопили бы со слезами: верую, Господи, что Ты, страдая на Кресте, молился к Отцу о моем исцелении, Ты силен избавить меня от всех страстей, помоги моему неверию. Я знаю, что сердце мое холодно к вере, мысли мои далеко от подножия Креста Твоего, на котором страдал Ты за мои грехи, и молитва моя формальна, не согрета любовью сердца к Тебе, пост – только соблюдение обрядового предписания.
Но как же надо веровать, чтобы быть услышанным? Дорогие наши, веровать – это не только помнить, что есть Бог на небесах, Который видит расположение нашей души, знает помышления сердечные, любит праведников и милует грешников кающихся. Что есть Христос – Спаситель, «нас ради человек и нашего ради спасения» пострадавший и ниспославший нам от Отца Святого Духа. Все это и бесы знают и трепещут (Иак. 11, 19). А нам надо веровать так, чтобы ежедневно мысль наша с первой минуты пробуждения обращалась с благодарностью к Отцу Небесному, еще раз показавшему нам свет дневной. В течение дня, что бы мы ни предпринимали, по службе ли, по домашнему ли хозяйству, все делать как дело Божие, обращаясь пред началом мыслию и сердцем с тайной молитвой о помощи к Святому Духу, Которым «всяка душа живится» (Антиф. Гл. 4).
Веровать – это постоянно памятовать о Боге, жить пред Богом, жить Богом. Жить «Господеви работать, непрестанно молиться, о всем благодарить» (Рим. 12, 2. Сол. 5, 18). Вот что значит истинно веровать.
И в нынешнем Евангелии Христос отвечает на наш недоуменный вопрос: «Почему великая сила Таинств мало действенна в нас?» – «Вся возможна верующему», – говорит Спаситель. Ученикам же наедине поясняет: «Сей род ничим же может изыти, токмо молитвою и постом» (Мк. 9, 29). Как же согласовать оба эти, казалось бы, противоречивые друг другу изречения Спасителя?
Вера, молитва и пост! Молитва и пост – это очень существенное проявление нашей веры. Молитва – это непосредственное обращение к Богу, пост – проявление души, скорбящей о разлучении от Господа средостением грехов. Верно слово Господне! Для веры все возможно. Не сам человек силен противостоять врагу, но несомненная вера привлекает могущественную силу Божию, которой не может противиться ничто. Злодейственный же, мучащий человека род изгоняется только силою Божией. И для веры истинной, несомневающейся нет отказа в этой силе. Значит, причиной упорства злого духа является неверие или маловерие ищущих исцеления. Значит, и мы по примеру скорбящего о своем болящем сыне отца должны возопить со скорбью сердечной о душе своей: «Верую, Господи, помоги моему неверию!»
Дорогие наши, и мы, маловеры, знаем, что именно вера побуждает человека на молитву и пост; вера облекает человека в истинно христианский образ мыслей, при которых хорошо нам быть всегда у ног Иисусовых. Истинная вера способна возгреть божественную теплоту любви даже и в не сохранившем в себе ничего живого. Вспомним закосневшую в смертных грехах, потерявшую совесть и стыд людской душу Марии Египетской, преобразившуюся силой веры в преподобную. Задумаемся и о том, какая же явилась вера у разбойника, в одночасье изменившая бесчеловечную душу убийцы, сделавшая его способным вкушать блаженство любви в Царстве Небесном.
Такова была вера многих грешников, верой впоследствии преображенных и просиявших в посте и молитве, преподобных богоносных Отцов, о которых читаем мы в церковных сказаниях. В их житиях – нам ручательство, что в истинном покаянии сокрыто решительное совершенное оставление прежних греховных привычек. Господь Иисус Христос, Который вчера и днесь той же и во веки (Ев. 13, 6), если в прежние века совершал всецелое избавление от страстей в душах взывавших Ему, то и днесь всесовершенно исцелит от насилия вражья души приходящих к Нему с верой.
Так, верно слово, что одна истинная живая вера в Кровь Иисуса Христа (1Ин. 1, 7), излиянную на Кресте не за всех вообще, а за каждого из нас: за меня и за тебя, очищающая нас от всякого греха, сильна совершенно изгнать из больной души самые застарелые страсти. Но будем знать, дорогие наши, что живая вера преднаписует пред очами верующего Господа Иисуса Христа распятого и страдающего за его грехи. Чувства вины своей порождают скорбь и раскаяние о внутреннем разлучении с Господом, а с этим постоянное пребывание в молитве с самоукорением и истинный пост. Таков замкнутый круг. Вера, молитва и пост связаны неразрывно и свидетельствуют о состоянии нашей души. Нежелание молиться свидетельствует об угасании веры. Вера рождает и образ жизни верующего. Но если мы в церковь идем как верующие, а дома и на работе раболепствуем стихиям мира сего, то надо нам сознавать, что не за Богом устремления наши, а значит, молиться словами: «Верую, Господи, помоги моему неверию».
Так будем, дорогие, стремиться к живой вере. Чтобы не была она холодным безжизненным признанием истин божественных. Придя в Церковь, будем помнить, что на святом престоле истинно пречистою плотью Своей, в которой вся полнота Божества (Кол. 2, 9), царственно присутствует Христос Спаситель и готов услышать всякого, обращающегося к Нему с живой верой и душой, страдающей от насилия диавольского. Будем приучать себя так веровать, чтобы потребность идти в Церковь исходила от желания встречи с божественным, каждое слово церковного чтения и пения будем воспринимать как истинно слово Самого Господа, обращенное именно к моей душе, моему сердцу. Такая вера начнет устроять молитву, и придет нам помощь Божия в ответ на наш труд и терпение, а наипаче на произволение сердца к сыновнему дерзновению к Богу.
Будем же молить Господа, чтобы помог Он нам жить верою и по вере устроять наши молитвы и посты. Тогда только и мы опытно начнем познавать, что вся возможна верующему, что постом и молитвой из душ наших будут изгоняться страсти и греховные привычки, обладающие нами с детства. А пока припадем к Господу в нашей немощи: «Верую, Господи, помоги моему неверию». Аминь.