В Крещенский сочельник. 2012 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! В Крещенский сочельник мы совершаем первое великое водоосвящение; оно совершается для того, чтобы мы получили в свои дома великую святыню — освященную воду, которой мы окропляем жилища, себя и друг друга во укрепление телесных сил, когда болеем или когда здоровы. Она является проводником благодати Божией для нас и окружающих нас людей.
Мы сегодня слышали в евангельском чтении рассказ о том, как Иоанн Креститель, которому было слово Божие, проповедовал крещение покаяния и говорил: «Грядущий за мною сильнее меня и я недостоин развязать ремень обуви его» (см. Лк. 3. 16).
Иоанн Креститель, как сказал Господь наш Иисус Христос, был самым великим из рожденных женами (см. Мф. 11. 11). Он был последним из пророков и первым из апостолов. Он предвозвестил пришествие Христа; крестил Иоанн в покаяние, но знал и проповедовал, что придет за ним Тот, Который будет крестить Духом Святым и огнем. Крещение Иоанново было крещением неполным и частичным, потому что благодать Божия еще не была явлена во всей полноте. Она явилась, когда Господь Иисус Христос пришел на Иордан, когда голос Бога Отца засвидетельствовал, что это Сын Его Возлюбленный, когда Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, когда Господь сошел Своею плотию в воды Иорданские для того, чтобы освятить их Своим Божественным присутствием, Своей Божественной силой и Своей благодатью.
Именно тогда впервые явился человечеству Бог как Единый, но существующий в Трех Лицах, ибо вся полнота Божества присутствует в Боге Отце, вся полнота Божества присутствует в Боге Сыне и вся полнота Божества присутствует в Боге Духе Святом. И эти три Ипостаси — не три Бога, а Единый Бог. Таково основание нашей христианской веры.
Но для чего, спросим мы, Господь Иисус сошел в воды Иордана? Для того, чтобы эти воды, отягощенные человеческим грехом, воды, в которых люди омывались от душевной и телесной скверны, наполнить Своим Божественным присутствием и сделать их живоносными водами, несущими не смерть, а жизнь, не погибель, но спасение.
В память об этом событии Церковь установила совершать чин великого освящения воды в праздник Богоявления (Крещения Господня) и в канун этого праздника, называемый сочельником или навечерием.
И сейчас мы будем молиться о том, чтобы Святой Дух сошел на эти воды, чтобы Он освятил все водное естество. Помолимся о том, чтобы вода, которую мы сегодня освящаем, стала для нас источником, текущим в жизнь вечную (см. Ин. 4. 14), и проводником благодати Божией, дабы через нее освящалась вся наша жизнь с окружающим нас миром.
Но не будем забывать о том, что святая вода никоим образом не может заменить нам самое главное таинство Церкви — причащение Святых Христовых Таин. Иной раз бывает, что люди долго не причащаются и как бы в восполнение этого пьют по утрам святую воду. Пить по утрам святую воду — это очень хороший обычай, но он ни в коей мере не может заменить главное Таинство, которое соединяет нас с Богом, — Таинство Святой Евхаристии.
Поэтому примем великую святыню, которая сегодня будет по молитве нашей освящена нашествием Святого Духа, как одно из средств освящения нашей жизни к очищению нас от грехов, но не будем забывать о том, что все Таинства, все чинопоследования Церкви исходят из одного великого и главного Таинства — Евхаристии. И не случайно мы совершаем освящение воды сразу же после того, как совершили это Таинство и приняли участие в Тайной вечере Христовой. Не случайно молитвы, которые мы сейчас будем читать и слышать, очень похожи по своему настроению и по своему содержанию на евхаристические молитвы, которые читает священник или архиерей перед престолом Божиим, когда молится о том, чтобы Святой Дух снизошел и преложил хлеб и вино в Тело и Кровь Христа.
И не случайно мы вновь будем обращаться к Богу с молитвой о том, чтобы нам был ниспослан Святой Дух, который ныне сошел на нас и на Святые Дары, а сейчас сойдет на нас и на воду, которую мы освящаем. Аминь.