V. Христос – спасение от греха. Заветы крещения. (Поучения по поводу праздника Крещения Господня. 1908)

V. Христос – спасение от греха. Заветы крещения. (Поучения по поводу праздника Крещения Господня. 1908)

Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся.

Последняя ныне наша беседа на эти священные слова церковной песни. Мы рассмотрели в предыдущих наших поучениях со всех сторон сравнение Господа Иисуса с одеждой в отношении в нашему Крещению. Мы говорили о том, что одежда нас защищает от вредных влияний природы, – и Христос защищает душу от всего вредоносного. Одежда украшает наше тело, – и Христос украшает нашу духовную жизнь и всю жизнь человека; одеждой человек отличается в среде себе подобных, – и Христос отличает христианина и венчает славой в среде всех людей.

Есть ещё одно значение одежды, о котором мы не говорили. Оно указано во св. Библии. Слово Божие рассказывает нам, что человек сотворён прекрасным, невинным и безгрешным, что первые люди были поселены в прекрасном раю. Они наслаждались безгрешным счастьем; были они нагими, не имели никакой одежды, но не стыдились. Ухищрением и соблазном дьявола явился грех, и тотчас нарушилось мирное и спокойное состояние душ у первых людей. С сознанием греха явилось сознание стыда, и увидели тогда люди, что они наги, им стало стыдно, и они сделали себе одежду из листьев, чтобы покрыть стыд и наготу свою. Вот нравственное значение обыкновенной одежды; её происхождение первоначальное именно таково, что она закрывает нашу наготу, сокрывает всё низменное и постыдное.

Перенесите это в область духовную. Разве мало в нашей духовной жизни низменного и постыдного? Кто свободен от постыдных помыслов и чувствований? Кто может свободно и небоязненно, не боясь пред Богом и добрыми людьми, громко высказать всё, что он только мыслит, чувствует и желает? Кто пред всеми может указать все побуждения и отдалённые цели своих поступков и действий и быть уверенным, что в них нет ничего греховного и постыдного? О, всякий из нас с сокрушением сердца должен повторить и повторить трогательные покаянные слова песни церковной, которую в нынешнее воскресенье мы впервые услышали в храме, и которую ещё долго будет повторять пред нами святая Церковь. Песнь эта гласит: «Покаяние отверзи ми двери, Жизнодавче. Студными бо окалях душу грехми и в лености все житиe мое иждих»; это значит: бесстыдными грехами загрязнил и мою душу, и в лености всю жизнь мою прожил...

Так взывает душа христианская. Где же найти покров для души? Кто оденет её, и кто закроет в ней всё грязное, нечистое, постыдное, греховное? Ведь молиться можно горячо, можно глубоко сожалеть о том, что сделано дурного, но сделанного уж не вернёшь, не переделаешь, не обратишь в ничто. И какая же сила человеческая может дать человеку прощение, т.е. полное уничтожение содеянного греха? Какая сила может вменить грех, как не бывший?..

Никакая сила человеческая сделать этого не может. А если так, то всякий грех, всякий постыдный поступок, всякая постыдная мысль, – всё это остаётся на душе, всё это отягощает её, всё это делает её нечистой, обращает в один струп греховный. Только сила Божия, только милость Всемогущего Бога может уничтожить и простить грех. И эту силу, эту милость и даровал нам Христос Господь, наш Бесценный Спаситель, наш Вечный Благодетель. Он нас искупил, Он пострадал за грехи наши, Он умертвил грехи Своей смертью, «раздрал их рукописание», Он нас приблизил к Богу. Не делами своими, не заслугами своими мы получаем все эти блага: Спаситель наш даровал их нам даром Своей милостью, и от нас требует только веры в Него и, как знамя этой веры, как средства получить благодать искупления и спасения, – требует от верующих Крещение. «Иже веру имет и крестится, спасен будет», – говорил Он Сам святым апостолам пред Своим вознесением на небо, завещав им устроить и распространить на земле царство верующих, крещаемых и спасаемых, – Церковь Христову, и кто крестился, тот во Христе и в Крещении получил ту чудную одежду, которая покрывает в человеке всё низменное и постыдное. Прощаются ему грехи, совершённые до Крещения. Но и для грехов, совершаемых после Крещения, дано крещение второе, крещение слезами – святое таинство покаяния. Придёт к Богу душа, вся обнажённая от добрых дел, вся покрытая стыдом, и позором и мерзостью греха, исповедует пред Христом, своим Спасителем, всё свои заблуждения и неправды... И если покаяние искреннее, если осуждение греха решительное, если намерение исправления твёрдое, если вера в милосердие Божие и в искупление Христа глубокая и горящая: опять Христос покроет нас Своей милостью и прощением, как одеждой. Но и это благодеяние покаяния, как таинства, даётся нам только Крещением, без которого мы не можем получить ни одного другого таинства. Умрём мы и, по окончании земного предела, предстанем на суд. Тогда в свете откроется всё сокрытое, тогда всё забытое припомнится, тогда же нечистое явно станет пред совестью и оком Божиим, как на одежде видны при ярком свете солнца все самые малые пятна... чем покрыться нам пред лицом Седящего на Престоле? Кто покроет срамоту нашу? Если ты крещён, если ты веровал и молился и каялся, – Христос Господь и там нас покроет, как одеждой, Своей милостью и заступлением, Своим искуплением, – сильными изгладить всякую смерть и всякий грех. Не победит наша греховность Его неизреченной благости.

Оттого и ныне после молитвенных возгласов покаяния в песне церковной, о которой мы говорили, мы не в отчаяние приходим, но оживляем душу надеждой и уповаем: но яко щедр, очисти благоутробной Твоей милостию.

Оттого говорит нам святой Тайнозритель: «Се иду... Блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим, и чтобы не увидели срамоты его» (Откр. 16:15). Оттого и апостол святой поучает: «Знаем, что когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и вздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище. Только бы нам и одетым не оказаться нагими» (2Кор. 5:1-3).

Страшное это слово! О, храни, христианин, одежду Крещения нескверной и непорочной, храни одежду, в которую облёк тебя Христос! Смотри, зорко наблюдай, не потерял ли ты её в жизни. Вот фарисей, в ныне слышанной притче Господней в евангелии, думал, что он одет и чист, а ушёл из храма осуждённым. А мытарь сознал свою наготу духовную, устыдился перед Богом, устыдился и побоялся пойти дальше порога церковного, очей своих от стыда не смел поднять на небо, – и пошёл оправданным, и приял одежду прощения от Бога.

Будем страшиться бесстыдства фарисейского, что принимало наготу духа за пышное одеяние. Будем во Христе, – в вере и покаянии, в добрых делах и неустанном нравственном восхождении к Богу, – всегда находить ту святую и спасительную одежду, которая покрывает нас от всего постыдного, позорного и гибельного!

Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся! Аминь.

Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).

Наверх