В двадцать шестую Неделю по Пятидесятнице. Притча о безумном богаче
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Господь наш Иисус Христос не один раз завещал в Своей божественной проповеди и говорил нам о том, чтобы не отдавали своего сердца земле. По Его святой заповеди, мы должны искать прежде всего Царствия Божия и правды Его с верой в то, что все остальное, необходимое для земной жизни, дано будет нам. Господь нас учит тому, чтобы мы не собирали себе сокровища на земле, но собирали небесное сокровище неоскудевающее, которое с нами уйдет в жизнь будущего века, где его, как сказал Спаситель, ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут. Это то самое вечное, духовное сокровище, какое христианин, идущий за Господом, собирает в своем верующем сердце.
В пояснение этой Своей истины Господь Иисус Христос сказал притчу о безумном богаче. У одного богача уродился хороший урожай, и он волновался, куда собрать выращенные плоды. И решил: разберу старые житницы, построю новые, большие, заполню их плодами земли и скажу своей душе: «Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Так этот богач, о котором говорит Спаситель, сразу встает на путь, погибельный для своей души. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Сказав эту притчу, Спаситель заключил ее словами: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет».
В этой притче Спаситель назвал богача безумным, потому что, получив к своему богатству еще и прибавку в виде неожиданного урожая, он не подумал о Том, Кто является Источником всех благ на земле, откуда взялся этот неожиданный дар природы. Если бы он читал слово Божие, то знал бы, что бедность и богатство — от Господа. Богатого и бедного создал Господь. Он безумен потому, что при своем богатстве не вспомнил о тех, с кем должен был поделиться этим даром Божиим, кто, может быть, не имеет у себя ни крохи, ни зерна, кто голодает, кто нищ. Господь и в Ветхом Завете говорил верующим иудеям: «Сиротам будь, как отец». «Давай алчущему от хлеба твоего и нагим от одежд твоих; от всего, в чем у тебя избыток, твори милостыни». А нас с вами в Новом Завете Господь поучает: «Просящему у тебя дай». А святой апостол Павел завещает своему ученику, апостолу Тимофею: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они… благодетельствовали, богатели добрыми делами».
Богач безумен: он был уверен в том, что его добро, его богатство останется с ним на долгие годы, навсегда. У него и в мыслях не было, что в одну минуту, в одно мгновение он может лишиться всего своего богатства: и огонь может его сжечь, и вода затопить, и другими путями Господь, подающий блага земные, может отнять у него Свой же дар. «Во время сытости вспоминай о времени голода, — учит премудрый Сирах, — и во дни богатства — о бедности и нужде».
Богач представлял себе земную жизнь во всем подобной жизни бессловесных животных, ибо только есть, пить, спать — это удел животной твари. Он не хотел знать и думать о том, что у человека есть другое, высшее предназначение, иной смысл жизни и ее содержание. Человеку дана земная жизнь для приготовления к жизни будущего века; ему предстоит духовно совершенствоваться и расти, достигая богоподобия, созревать для будущей жизни, как колос в полной мере созревает перед жатвой.
Богач назван Господом безумным, так как он забыл о том, что жизнь человеческая в руках Божиих. У Господа исчислены для каждого из нас не только годы, но месяцы и дни и часы нашей земной жизни. И в руках Божиих как даровать нам земную жизнь, так и прекратить ее для каждого из нас. Святитель Василий Великий, упрекая богачей в их привязанности к богатству, говорит: «Богачи! Кого из вас богатство спасло когда-нибудь от смерти? Кого золото искупило когда-либо от болезни? Вы имеете леса, поля, луга, сады, пруды, рощи и что еще? А маленький уголок земли, имеющий два шага в ширину и шесть в длину, будет вашим жилищем. Вам нужен будет только этот маленький клочок земли, саван и дощатый гроб». Не хотел обо всем этом подумать богач. И Господь, обличая его в своей притче, сказал: «Так бывает с тем, кто собирает сокровище для себя, а не в Бога богатеет».
Придет время жизненного конца для каждого из нас, и человек, привязанный к земле крепкими узами забот и расположений, оставит все, чем заполняет свое сердце. Господь и зовет нас, пока этот конец не пришел, не отдавать своего сердца земле, никогда не забывать о том, что мы идем в бесконечную жизнь.
Надо собирать сокровища не для себя, а надо в Бога богатеть. Это значит — жить для спасения, для своей бессмертной души, жить так, как велит Господь, собирать то сокровище, которое с нами уйдет в мир вечности. А это вечное небесное богатство, которое завещает нам собирать Спаситель, составляют наша молитва, покаяние, причащение святых тайн, добрые дела, любовь к храму Божию, смирение, взаимное прощение обид, всякое братолюбие.
Для того чтобы скопить как можно больше этого спасительного богатства, нужно всем сердцем желать этого и принуждать себя к добрым делам. Наша грешная природа часто протестует внутри нас против добрых движений нашей души. В нашем грешном сердце, наряду с голосом, зовущим к небу, к Богу, живет и другой голос, который отвлекает нас от жизни в Боге, от наших трудов по спасению души. Вот ты хочешь сегодня утром или вечером встать на молитву; твоя душа привыкла, чтобы ты открывал себя со всеми своими переживаниями и нуждами перед лицом Божиим, утром прося благословения на день, а вечером ища благословения себе у Господа на ночь после окончания трудового дня. Твое сердце ищет этой молитвы, но леность, усталость, небрежность удерживают тебя от этого. Звучит в тебе другой голос, который говорит: «Ты сегодня устал, тебе сегодня нездоровится, отложи молитву на завтра». И по немощи духа, по слабости своего внутреннего существа ты подчиняешься этому голосу и лишаешь сам себя благословения Божиего, какое посылает Господь каждому, кто стоит перед Ним с открытым сердцем на искренней сыновней молитве.
Хочется сердцу сделать доброе дело, поделиться с неимущим, — в тебе может заговорить еще один голос, голос скупости, голос жадности, который скажет тебе в эти минуты: «Не давай, самому пригодится то, что ты хочешь отдать». И ты отводишь уже свою подающую руку. Или надо помочь одинокому, больному человеку, например, дров заготовить и наколоть или уборку в его доме сделать, воды и хлеба принести и тому подобное, а в сердце голос противоречит и говорит: «У тебя нет времени, тебе некогда, у тебя дома свои дела, а им, может быть, кто-нибудь поможет». И так, готовый отдать что-нибудь неимущему или помочь бедной вдове, больному, ты подчиняешься этой греховной немощи своего духа, лишаешь себя радости исполнить заповедь Христову: «Мы… созданы… на добрые дела»; «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд». Ты забываешь, что благотворящий бедному дает взаймы Господу. Ведь Господь не только отдаст нам все, что мы через нищих и неимущих подаем Ему, но отдаст так, как дает любящий Отец, — мерою доброю, утрясенною… и переполненною, то есть во много раз больше того, что даем мы сами.
Вот для того чтобы приучить себя собирать духовное сокровище, и надо принуждать себя к добрым делам, бороться с внутренним греховным голосом, настроенным против добрых порывов души.
Святой апостол Павел говорит: «Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу». Вот какова наша падшая природа! Мы должны в себе эту греховную природу побеждать. Как трудились над своим спасением святые люди, так и мы должны побороть в себе противодействие греховного начала, заглушить голос житейской суеты, отвлекающий нас от неба и прилепляющий наше сердце к земле.
Мы знаем, дорогие братия и сестры, с каким духовным богатством, с каким нетленным сокровищем святые люди Божий ушли туда, в Царство вечной жизни. С какой сокровищницей любви и дел милосердия взошли на небо великий светильник Церкви Христовой святитель Николай Чудотворец, преподобный Иоанн Милостивый, святой Филарет Милостивый и множество других! С каким сокровищем смирения и телесной чистоты вошли в Царство вечной славы преподобные Серафим Саровский, Сергий Радонежский и другие! С каким богатством слезного покаяния, соединенного с тягчайшим подвигом поста и изнурения плоти, ушла в вечную жизнь и сияет вечной славой преподобная Мария Египетская! С каким духовным богатством уходили с грешной земли к престолу Божию все святые люди, которые, боясь вечной погибели своей бессмертной души, недолгие годы земной жизни потрудились над тем, чтобы как можно больше этого небесного сокровища приобрести для себя! Ведь жизнь человека, по слову апостола, пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Наша земная жизнь по сравнению с вечностью так мимолетна и кратковременна! Святитель Василий Великий говорил, что в эту краткую жизнь можно и приобрести право на вечное блаженство и потерять это право, сделав свою земную жизнь переходом в страну вечной скорби и вечного, ничем неутолимого духовного плача.
Об этих истинах Господь напоминает нам притчей о безумном богаче. Приводя эту притчу, Святая Церковь хочет, постучавшись в наше сердце, еще раз сказать нам, хотя и грешным и немощным, но идущим за своим Господом, что перед каждым лежит священный жизненный долг — на протяжении земной жизни спасать душу. Мы должны трудиться над собиранием небесного богатства в течение всей жизни, не откладывая на завтра. Неожиданной может быть кончина для любого из нас, и поэтому Святая Церковь завещает нам, чтобы мы с первых сознательных дней до последнего вздоха перед смертью всеми стремлениями своего духа к небу собирали то сокровище, которое никто и ничто не может отнять у православного христианина: ни огонь не сожжет, ни вор не украдет, ни ржавчина не съест, в чем да поможет нам Своею благодатью милосердный Господь. Аминь.