В двадцать шестую Неделю по Пятидесятнице. Притча о безумном богаче

В двадцать шестую Неделю по Пятидесятнице. Притча о безумном богаче

Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа!

Гос­подь наш Иисус Хри­стос не один раз заве­щал в Своей боже­ствен­ной про­по­веди и гово­рил нам о том, чтобы не отда­вали сво­его сердца земле. По Его свя­той запо­веди, мы должны искать прежде всего Цар­ствия Божия и правды Его с верой в то, что все осталь­ное, необ­хо­ди­мое для зем­ной жизни, дано будет нам. Гос­подь нас учит тому, чтобы мы не соби­рали себе сокро­вища на земле, но соби­рали небес­ное сокро­вище неоску­де­ва­ю­щее, кото­рое с нами уйдет в жизнь буду­щего века, где его, как ска­зал Спа­си­тель, ни моль, ни ржа не истреб­ляют и где воры не под­ка­пы­вают и не кра­дут. Это то самое веч­ное, духов­ное сокро­вище, какое хри­сти­а­нин, иду­щий за Гос­по­дом, соби­рает в своем веру­ю­щем сердце.

В пояс­не­ние этой Своей истины Гос­подь Иисус Хри­стос ска­зал притчу о безум­ном богаче. У одного богача уро­дился хоро­ший уро­жай, и он вол­но­вался, куда собрать выра­щен­ные плоды. И решил: раз­беру ста­рые жит­ницы, построю новые, боль­шие, заполню их пло­дами земли и скажу своей душе: «Много добра лежит у тебя на мно­гие годы: покойся, ешь, пей, весе­лись». Так этот богач, о кото­ром гово­рит Спа­си­тель, сразу встает на путь, поги­бель­ный для своей души. Но Бог ска­зал ему: безум­ный! в сию ночь душу твою возь­мут у тебя; кому же доста­нется то, что ты заго­то­вил? Ска­зав эту притчу, Спа­си­тель заклю­чил ее сло­вами: «Так бывает с тем, кто соби­рает сокро­вища для себя, а не в Бога богатеет».

В этой притче Спа­си­тель назвал богача безум­ным, потому что, полу­чив к сво­ему богат­ству еще и при­бавку в виде неожи­дан­ного уро­жая, он не поду­мал о Том, Кто явля­ется Источ­ни­ком всех благ на земле, откуда взялся этот неожи­дан­ный дар при­роды. Если бы он читал слово Божие, то знал бы, что бед­ность и богат­ство — от Гос­пода. Бога­того и бед­ного создал Гос­подь. Он безу­мен потому, что при своем богат­стве не вспом­нил о тех, с кем дол­жен был поде­литься этим даром Божиим, кто, может быть, не имеет у себя ни крохи, ни зерна, кто голо­дает, кто нищ. Гос­подь и в Вет­хом Завете гово­рил веру­ю­щим иудеям: «Сиро­там будь, как отец». «Давай алчу­щему от хлеба тво­его и нагим от одежд твоих; от всего, в чем у тебя избы­ток, твори мило­стыни». А нас с вами в Новом Завете Гос­подь поучает: «Про­ся­щему у тебя дай». А свя­той апо­стол Павел заве­щает сво­ему уче­нику, апо­столу Тимо­фею: «Бога­тых в насто­я­щем веке уве­ще­вай, чтобы они… бла­го­де­тель­ство­вали, бога­тели доб­рыми делами».

Богач безу­мен: он был уве­рен в том, что его добро, его богат­ство оста­нется с ним на дол­гие годы, навсе­гда. У него и в мыс­лях не было, что в одну минуту, в одно мгно­ве­ние он может лишиться всего сво­его богат­ства: и огонь может его сжечь, и вода зато­пить, и дру­гими путями Гос­подь, пода­ю­щий блага зем­ные, может отнять у него Свой же дар. «Во время сыто­сти вспо­ми­най о вре­мени голода, — учит пре­муд­рый Сирах, — и во дни богат­ства — о бед­но­сти и нужде».

Богач пред­став­лял себе зем­ную жизнь во всем подоб­ной жизни бес­сло­вес­ных живот­ных, ибо только есть, пить, спать — это удел живот­ной твари. Он не хотел знать и думать о том, что у чело­века есть дру­гое, выс­шее пред­на­зна­че­ние, иной смысл жизни и ее содер­жа­ние. Чело­веку дана зем­ная жизнь для при­го­тов­ле­ния к жизни буду­щего века; ему пред­стоит духовно совер­шен­ство­ваться и расти, дости­гая бого­по­до­бия, созре­вать для буду­щей жизни, как колос в пол­ной мере созре­вает перед жатвой.

Богач назван Гос­по­дом безум­ным, так как он забыл о том, что жизнь чело­ве­че­ская в руках Божиих. У Гос­пода исчис­лены для каж­дого из нас не только годы, но месяцы и дни и часы нашей зем­ной жизни. И в руках Божиих как даро­вать нам зем­ную жизнь, так и пре­кра­тить ее для каж­дого из нас. Свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий, упре­кая бога­чей в их при­вя­зан­но­сти к богат­ству, гово­рит: «Богачи! Кого из вас богат­ство спасло когда-нибудь от смерти? Кого золото иску­пило когда-либо от болезни? Вы име­ете леса, поля, луга, сады, пруды, рощи и что еще? А малень­кий уго­лок земли, име­ю­щий два шага в ширину и шесть в длину, будет вашим жили­щем. Вам нужен будет только этот малень­кий кло­чок земли, саван и доща­тый гроб». Не хотел обо всем этом поду­мать богач. И Гос­подь, обли­чая его в своей притче, ска­зал: «Так бывает с тем, кто соби­рает сокро­вище для себя, а не в Бога богатеет».

При­дет время жиз­нен­ного конца для каж­дого из нас, и чело­век, при­вя­зан­ный к земле креп­кими узами забот и рас­по­ло­же­ний, оста­вит все, чем запол­няет свое сердце. Гос­подь и зовет нас, пока этот конец не при­шел, не отда­вать сво­его сердца земле, нико­гда не забы­вать о том, что мы идем в бес­ко­неч­ную жизнь.

Надо соби­рать сокро­вища не для себя, а надо в Бога бога­теть. Это зна­чит — жить для спа­се­ния, для своей бес­смерт­ной души, жить так, как велит Гос­подь, соби­рать то сокро­вище, кото­рое с нами уйдет в мир веч­но­сти. А это веч­ное небес­ное богат­ство, кото­рое заве­щает нам соби­рать Спа­си­тель, состав­ляют наша молитва, пока­я­ние, при­ча­ще­ние свя­тых тайн, доб­рые дела, любовь к храму Божию, сми­ре­ние, вза­им­ное про­ще­ние обид, вся­кое братолюбие.

Для того чтобы ско­пить как можно больше этого спа­си­тель­ного богат­ства, нужно всем серд­цем желать этого и при­нуж­дать себя к доб­рым делам. Наша греш­ная при­рода часто про­те­стует внутри нас про­тив доб­рых дви­же­ний нашей души. В нашем греш­ном сердце, наряду с голо­сом, зову­щим к небу, к Богу, живет и дру­гой голос, кото­рый отвле­кает нас от жизни в Боге, от наших тру­дов по спа­се­нию души. Вот ты хочешь сего­дня утром или вече­ром встать на молитву; твоя душа при­выкла, чтобы ты откры­вал себя со всеми сво­ими пере­жи­ва­ни­ями и нуж­дами перед лицом Божиим, утром прося бла­го­сло­ве­ния на день, а вече­ром ища бла­го­сло­ве­ния себе у Гос­пода на ночь после окон­ча­ния тру­до­вого дня. Твое сердце ищет этой молитвы, но леность, уста­лость, небреж­ность удер­жи­вают тебя от этого. Зву­чит в тебе дру­гой голос, кото­рый гово­рит: «Ты сего­дня устал, тебе сего­дня нездо­ро­вится, отложи молитву на зав­тра». И по немощи духа, по сла­бо­сти сво­его внут­рен­него суще­ства ты под­чи­ня­ешься этому голосу и лиша­ешь сам себя бла­го­сло­ве­ния Божи­его, какое посы­лает Гос­подь каж­дому, кто стоит перед Ним с откры­тым серд­цем на искрен­ней сынов­ней молитве.

Хочется сердцу сде­лать доб­рое дело, поде­литься с неиму­щим, — в тебе может заго­во­рить еще один голос, голос ску­по­сти, голос жад­но­сти, кото­рый ска­жет тебе в эти минуты: «Не давай, самому при­го­дится то, что ты хочешь отдать». И ты отво­дишь уже свою пода­ю­щую руку. Или надо помочь оди­но­кому, боль­ному чело­веку, напри­мер, дров заго­то­вить и нако­лоть или уборку в его доме сде­лать, воды и хлеба при­не­сти и тому подоб­ное, а в сердце голос про­ти­во­ре­чит и гово­рит: «У тебя нет вре­мени, тебе неко­гда, у тебя дома свои дела, а им, может быть, кто-нибудь помо­жет». И так, гото­вый отдать что-нибудь неиму­щему или помочь бед­ной вдове, боль­ному, ты под­чи­ня­ешься этой гре­хов­ной немощи сво­его духа, лиша­ешь себя радо­сти испол­нить запо­ведь Хри­стову: «Мы… созданы… на доб­рые дела»; «Будьте мило­серды, как и Отец ваш мило­серд». Ты забы­ва­ешь, что бла­го­тво­ря­щий бед­ному дает взаймы Гос­поду. Ведь Гос­подь не только отдаст нам все, что мы через нищих и неиму­щих подаем Ему, но отдаст так, как дает любя­щий Отец, — мерою доб­рою, утря­сен­ною… и пере­пол­нен­ною, то есть во много раз больше того, что даем мы сами.

Вот для того чтобы при­учить себя соби­рать духов­ное сокро­вище, и надо при­нуж­дать себя к доб­рым делам, бороться с внут­рен­ним гре­хов­ным голо­сом, настро­ен­ным про­тив доб­рых поры­вов души.

Свя­той апо­стол Павел гово­рит: «Жела­ние добра есть во мне, но чтобы сде­лать оное, того не нахожу». Вот какова наша пад­шая при­рода! Мы должны в себе эту гре­хов­ную при­роду побеж­дать. Как тру­ди­лись над своим спа­се­нием свя­тые люди, так и мы должны побо­роть в себе про­ти­во­дей­ствие гре­хов­ного начала, заглу­шить голос житей­ской суеты, отвле­ка­ю­щий нас от неба и при­леп­ля­ю­щий наше сердце к земле.

Мы знаем, доро­гие бра­тия и сестры, с каким духов­ным богат­ством, с каким нетлен­ным сокро­ви­щем свя­тые люди Божий ушли туда, в Цар­ство веч­ной жизни. С какой сокро­вищ­ни­цей любви и дел мило­сер­дия взо­шли на небо вели­кий све­тиль­ник Церкви Хри­сто­вой свя­ти­тель Нико­лай Чудо­тво­рец, пре­по­доб­ный Иоанн Мило­сти­вый, свя­той Фила­рет Мило­сти­вый и мно­же­ство дру­гих! С каким сокро­ви­щем сми­ре­ния и телес­ной чистоты вошли в Цар­ство веч­ной славы пре­по­доб­ные Сера­фим Саров­ский, Сер­гий Радо­неж­ский и дру­гие! С каким богат­ством слез­ного пока­я­ния, соеди­нен­ного с тяг­чай­шим подви­гом поста и изну­ре­ния плоти, ушла в веч­ную жизнь и сияет веч­ной сла­вой пре­по­доб­ная Мария Еги­пет­ская! С каким духов­ным богат­ством ухо­дили с греш­ной земли к пре­столу Божию все свя­тые люди, кото­рые, боясь веч­ной поги­бели своей бес­смерт­ной души, недол­гие годы зем­ной жизни потру­ди­лись над тем, чтобы как можно больше этого небес­ного сокро­вища при­об­ре­сти для себя! Ведь жизнь чело­века, по слову апо­стола, пар, явля­ю­щийся на малое время, а потом исче­за­ю­щий. Наша зем­ная жизнь по срав­не­нию с веч­но­стью так мимо­летна и крат­ко­вре­менна! Свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий гово­рил, что в эту крат­кую жизнь можно и при­об­ре­сти право на веч­ное бла­жен­ство и поте­рять это право, сде­лав свою зем­ную жизнь пере­хо­дом в страну веч­ной скорби и веч­ного, ничем неуто­ли­мого духов­ного плача.

Об этих исти­нах Гос­подь напо­ми­нает нам прит­чей о безум­ном богаче. При­водя эту притчу, Свя­тая Цер­ковь хочет, посту­чав­шись в наше сердце, еще раз ска­зать нам, хотя и греш­ным и немощ­ным, но иду­щим за своим Гос­по­дом, что перед каж­дым лежит свя­щен­ный жиз­нен­ный долг — на про­тя­же­нии зем­ной жизни спа­сать душу. Мы должны тру­диться над соби­ра­нием небес­ного богат­ства в тече­ние всей жизни, не откла­ды­вая на зав­тра. Неожи­дан­ной может быть кон­чина для любого из нас, и поэтому Свя­тая Цер­ковь заве­щает нам, чтобы мы с пер­вых созна­тель­ных дней до послед­него вздоха перед смер­тью всеми стрем­ле­ни­ями сво­его духа к небу соби­рали то сокро­вище, кото­рое никто и ничто не может отнять у пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина: ни огонь не сожжет, ни вор не укра­дет, ни ржав­чина не съест, в чем да помо­жет нам Своею бла­го­да­тью мило­серд­ный Гос­подь. Аминь.

Наверх