В двадцать пятую Неделю по Пятидесятнице. О милосердном самарянине

В двадцать пятую Неделю по Пятидесятнице. О милосердном самарянине

Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа!

Доро­гие бра­тия и сестры! В сего­дняш­нем вос­крес­ном еван­гель­ском чте­нии, кото­рое только что мы про­слу­шали, Спа­си­те­лем мира и Гос­по­дом нашим Иису­сом Хри­стом решен весьма важ­ный для всех нас вопрос: что делать нам, чтобы насле­до­вать жизнь веч­ную? Этот вопрос был пред­ло­жен Гос­поду неким иудей­ским закон­ни­ком. Он спро­сил Спа­си­теля: «Что мне делать, чтобы насле­до­вать жизнь веч­ную?» Гос­подь ука­зал ему на закон, дан­ный евреям от Бога через Мои­сея: «В законе что напи­сано? как чита­ешь?» Он ска­зал в ответ: воз­люби Гос­пода Бога тво­его всем серд­цем твоим, и всею душею твоею, и всею кре­по­стию твоею, и всем разу­ме­нием твоим, и ближ­него тво­его, как самого себя. Иисус ска­зал ему: пра­вильно ты отве­чал; так посту­пай, и будешь жить», то есть жить вечно. Но он, желая оправ­дать себя, то есть почи­тая себя, подобно про­чим фари­сеям, пра­вед­ни­ком, испол­нив­шим закон так, как он его пони­мал, одно­сто­ронне, непра­вильно, ска­зал Иисусу: а кто мой ближ­ний? (пола­гая, что ближ­ним должно счи­тать только еврея, а не вся­кого чело­века). Хри­стос отве­тил так. Один чело­век шел из Иеру­са­лима в Иери­хон. На пути напали на него раз­бой­ники, кото­рые сняли с него одежду и настолько сильно избили его, что он был еле жив. Слу­чайно про­хо­дил той доро­гой иудей­ский свя­щен­ник, посмот­рел на несчаст­ного еди­но­пле­мен­ника и пошел дальше. Так же посту­пил и левит. Но сама­ря­нин, про­ез­жав­ший здесь, посту­пил по-иному. Он-то и про­явил истин­ное мило­сер­дие. Не вспо­ми­ная вражды, кото­рая суще­ство­вала между сама­ря­нами и иуде­ями, сама­ря­нин, как только уви­дел несчаст­ного, сжа­лился над ним. Он подо­шел, пере­вя­зал ему раны, воз­ли­вая масло и вино; и, поса­див его на сво­его осла, при­вез его в гости­ницу и поза­бо­тился о нем до пол­ного его выздо­ров­ле­ния. «Кто из этих троих, дума­ешь ты, был ближ­ний попав­ше­муся раз­бой­ни­кам?» — спро­сил Спа­си­тель. Он ска­зал: ока­зав­ший ему милость. Тогда Иисус ска­зал ему: иди, и ты посту­пай так же. Зна­чит, доро­гие бра­тия и сестры, для того чтобы удо­сто­иться веч­ной жизни, нужно усерд­ное испол­не­ние двух глав­ных запо­ве­дей — любить Бога всем серд­цем и ближ­него, как самого себя. «На сих двух запо­ве­дях, — ска­зал Спа­си­тель, — утвер­жда­ется [то есть состоит] весь закон и пророки».

Любить Бога всем серд­цем, всею душою, кре­по­стию и разу­ме­нием своим — зна­чит всем суще­ством своим, всеми силами пре­дать себя Богу, всего себя посвя­тить Ему, не делить себя между Богом и миром; не жить только какой-то частью для Бога и закона Его, а частью — для мира, для мно­го­страст­ной плоти, для греха и диа­вола, как часто бывает с нами, но — всего себя посвя­тить Богу, пол­но­стью быть Божиим, свя­тым во всей жизни своей. «По при­меру при­звав­шего вас Свя­таго [Бога], и сами будьте святы во всех поступ­ках», — гово­рит свя­той апо­стол Петр. Возь­мем, напри­мер, молитву. Если мы любим Бога всем серд­цем, то будем и молиться Ему все­гда всем серд­цем, всей душой, всей силой, всем разу­ме­нием, не будем нико­гда рас­се­янны, ленивы, небрежны, холодны в молитве, не будем во время молитвы остав­лять в сердце места житей­ским попе­че­ниям и забо­там. Но вся­кое житей­ское попе­че­ние отло­жим, всю печаль нашу воз­ло­жим на Гос­пода, ибо Он забо­тится о нас, как гово­рит свя­той апо­стол. Будем ста­раться ура­зу­меть молитву, понять ее, службу Божию ура­зу­меть во всей ее глу­бине. Если мы любим Бога всей душой, то будем каяться Ему искренно в гре­хах своих, при­но­сить Гос­поду каж­дый день глу­бо­кое пока­я­ние, ибо посто­янно много гре­шим. Будем каяться, то есть осуж­дать себя за грехи всем серд­цем, всей силой и разу­ме­нием; будем обли­чать себя со всей бес­по­щад­ной стро­го­стью, со всей искрен­но­стью; будем при­но­сить Ему пол­ную испо­ведь, жертву пол­ного все­со­жже­ния гре­хов, чтобы ни один грех не остался нерас­ка­ян­ным, неопла­кан­ным. Таким обра­зом, любить Бога всем серд­цем — зна­чит любить всем серд­цем и всей силой правду Его, закон Его, везде и все­гда тво­рить добро и всем серд­цем нена­ви­деть неправду, вся­кий грех, не давать места греху ни на одну минуту, то есть не согла­шаться на него, не сочув­ство­вать ему, не мириться с ним, но посто­янно бороться и таким обра­зом быть храб­рым и побе­до­нос­ным вои­ном Хри­ста Бога. Любить Бога — зна­чит ни на минуту не отсту­пать от бла­го­че­стия, правды и доб­ро­де­тели, хотя бы эта пре­дан­ность и влекла за собой потерю каких-либо зем­ных выгод. Еще любить Бога всем серд­цем — зна­чит всеми силами спо­соб­ство­вать тому, чтобы люди устрем­ля­лись к Богу, к любви Его, к сла­во­сло­вию Его, к Веч­ному Цар­ству Его, чтобы все познали Его, воз­лю­били, про­сла­вили Его и спас­лись. Свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий учит, что для того, чтобы при­об­ре­сти любовь к Богу, надо очи­стить свою душу от вся­кого греха и порока и усердно ста­раться испол­нять Его свя­тые запо­веди, Его волю. «Если любите Меня, — гово­рит Спа­си­тель, — соблю­дите Мои запо­веди»; «Кто любит Меня, тот соблю­дет слово Мое… нелю­бя­щий Меня не соблю­дает слов Моих». Вот, доро­гие бра­тия и сестры, путь, кото­рым дости­га­ется веч­ная жизнь!

Но когда речь идет о любви к ближ­нему, как к самому себе, то тут лука­вая плоть наша, в кото­рой не живет доб­рое, про­из­вольно хочет огра­ни­чить круг ближ­них своих и любовь к ближ­нему, а именно любить только любя­щих нас, только своих, только дру­зей и зна­ко­мых, бла­го­при­ят­ству­ю­щих нам, а нена­ви­дя­щих нас, вра­гов, чужих, незна­ко­мых часто не счи­тает и ближ­ними, не хочет ока­зы­вать им бла­го­де­я­ний, а ино­гда дышит зло­бой и местью или хочет любить только бла­го­ден­ству­ю­щих и здо­ро­вых, кра­си­вых собой, а от несчаст­ных, бед­ных, боль­ных, увеч­ных, некра­си­вых отвра­ща­ется. Но что гово­рит нам небес­ная Истина и един­ствен­ный Учи­тель истины Иисус Хри­стос? Он гово­рит, что должно любить вся­кого чело­века, несмотря на раз­ли­чие веры и веро­ис­по­ве­да­ния, несмотря на раз­лич­ные состо­я­ния, на богат­ство или бед­ность, на здо­ро­вье или болезнь чело­века, и для этого Гос­подь при­вел притчу о мило­серд­ном сама­ря­нине. Изра­нен­ный иудей не был ни еди­но­пле­мен­ни­ком, ни еди­но­вер­цем, ни зна­ко­мым, ни род­ствен­ни­ком, ни дру­гом сама­ря­нину. Однако же тот был тро­нут его несча­стьем и ока­зал ему самую дея­тель­ную помощь только потому, что он подоб­ный ему чело­век и сын Еди­ного Бога и Творца, впав­ший в несча­стье. Мило­серд­ного сама­ря­нина Гос­подь при­во­дит нам как обра­зец и гово­рит: «Иди, и ты посту­пай так же», то есть ока­зы­вай милость, по воз­мож­но­сти, вся­кому дей­стви­тельно нуж­да­ю­ще­муся в ней, иди и люби ближ­него, как самого себя. Любить вся­кого чело­века, как себя, — зна­чит почи­тать дру­гих так же, как хотели бы, чтоб почи­тали нас, не счи­тать никого чужим, а каж­дого своим бра­том. Его благо, его спа­се­ние счи­тать своим бла­гом, своим спа­се­нием; радо­ваться его бла­го­по­лу­чию, как сво­ему, скор­беть о его несча­стье, как о своем; при­ла­гать ста­ра­ние в избав­ле­нии его от беды, напа­сти, бед­но­сти, а осо­бенно от греха так, как мы поста­ра­лись бы в деле сво­его спа­се­нии. «Радуй­тесь с раду­ю­щи­мися и плачьте с пла­чу­щими», — учит свя­той апо­стол Павел. Мы, силь­ные, должны сно­сить немощи бес­силь­ных и не себе уго­ждать. Каж­дый из нас дол­жен уго­ждать ближ­нему, во благо, к нази­да­нию. Моли­тесь друг за друга, чтобы исце­литься. Любить ближ­него, как себя, — зна­чит ува­жать его, как себя, не думать о нем недо­стойно, не испы­ты­вать по отно­ше­нию к нему ника­кого зла, не зави­до­вать ему, быть снис­хо­ди­тель­ным к его недо­стат­кам, сла­бо­стям, покры­вать его грехи любо­вью, поскольку хотим, чтобы были снис­хо­ди­тельны и к нашим недо­стат­кам. «Друг друга тер­пите любо­вью», — поучает свя­той апо­стол. Не воз­да­вайте злом за зло или руга­тель­ством за руга­тель­ство. «Любите вра­гов ваших, — учит Спа­си­тель, — бла­го­слов­ляйте про­кли­на­ю­щих вас, бла­го­тво­рите нена­ви­дя­щим вас и моли­тесь за оби­жа­ю­щих вас и гоня­щих вас».

Любить ближ­него, как себя самого, — зна­чит молиться за живых и умер­ших, род­ных и нерод­ных, зна­ко­мых и незна­ко­мых, за дру­зей и вра­гов, как за себя, и желать им добра, спа­се­ния души, как самому себе. Этому и учит нас Свя­тая Цер­ковь в своих еже­днев­ных молит­вах. Любить ближ­него, как себя, — зна­чит еще любить без вся­кого лице­при­я­тия, несмотря на то, беден он или богат, хорош собой или нет, стар или юн, знат­ный или про­стой, поле­зен нам или нет, при­я­тель или враг, потому что все — равно Божий, все созданы по образу Божию, все дети еди­ного Небес­ного Отца.

Итак, поста­ра­емся ура­зу­меть и испол­нять эти две глав­ные запо­веди закона Божия и помо­лимся Гос­поду Богу, чтобы Он помог нам достичь этого, чтобы уна­сле­до­вать бла­го­да­тью Хри­ста Бога жизнь веч­ную. Аминь.

Наверх