В двадцать четвертую Неделю по Пятидесятнице. Молитва веры

В двадцать четвертую Неделю по Пятидесятнице. Молитва веры

Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа!

Доро­гие бра­тия и сестры! В сего­дняш­нем еван­гель­ском чте­нии мы слы­шали, как началь­ник сина­гоги Иаир, нахо­дясь в вели­ком горе, при мно­же­стве народа при­пал к ногам Спа­си­теля и со сле­зами умо­лял Гос­пода об исце­ле­нии своей един­ствен­ной уми­ра­ю­щей дочери; и был тот­час услы­шан. Гос­подь наш Иисус Хри­стос, ничего не ска­зав, встал и пошел к нему домой. На пути к Иаиру была исце­лена жен­щина, две­на­дцать лет стра­дав­шая кро­во­те­че­нием, конечно, тоже не без молитвы с ее сто­роны. Хотя она и не взы­вала сло­вами и не падала ниц к ногам Гос­пода, но у нее была сер­деч­ная молитва веры, ибо гово­рила: «Если хотя к одежде Его при­кос­нусь, то выздо­ро­вею». Гос­подь услы­шал ее и дал ей исце­ле­ние. Тут все совер­ши­лось сокро­венно. Боля­щая всем серд­цем обра­ти­лась ко Гос­поду. Гос­подь внял этому воплю сердца и испол­нил просимое.

У этой стра­да­лицы-жены и уби­того горем Иаира молитва, по сути, одна, хотя и можно раз­ли­чить в ней неко­то­рые степени.

Такие молитвы, пол­ные веры, упо­ва­ния и пре­дан­но­сти Гос­поду, нико­гда не бывают не услы­шаны. Гово­рят ино­гда: «Молюсь, молюсь, а молитва моя все-таки не слы­шится». Почему же так? Надо потру­диться, чтобы войти в меру молитвы неот­ка­зы­ва­е­мой, тогда и уви­дим, почему она не услы­шана. Если мы ока­жемся в молит­вен­ном состо­я­нии, как Иаир, или в про­стом, обыч­ном, как все окру­жа­ю­щие, подобно кро­во­то­чи­вой, в любом слу­чае, если только подвиг­нется в сердце нашем насто­я­щая молитва, то, несо­мненно, она дой­дет до Гос­пода и при­к­ло­нит Его на милость. Все дело в том, как достичь такой молитвы. Надо тру­диться, посто­янно тру­диться, и с помо­щью Божией достиг­нем. Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст дает подроб­ное объ­яс­не­ние о такой молитве и как достичь ее. Он гово­рит, что нет ничего силь­нее молитвы и даже рав­ного ей. «Молитва есть ору­жие вели­кое, сокро­вище неоску­де­ва­е­мое, богат­ство, нико­гда неис­то­щи­мое, при­стань без­мя­теж­ная, осно­ва­ние спо­кой­ствия. Молитва есть корень, источ­ник и мать бес­чис­лен­ных благ и могу­ще­ствен­нее цар­ской вла­сти. Бывает, что обле­чен­ный диа­ди­мою стра­дает горяч­кою и лежит на постели в вос­па­ле­нии и около него стоят врачи, тело­хра­ни­тели, слуги, вое­на­чаль­ники, но ни искус­ство вра­чей, ни при­сут­ствие дру­зей, ни услуж­ли­вость при­слуги, ни мно­же­ство лекарств, ни дру­гое чело­ве­че­ское не может облег­чить постиг­шей его болезни. Если же вой­дет кто-нибудь, име­ю­щий дерз­но­ве­ние перед Богом, и только кос­нется его тела, и воз­не­сет о нем чистую молитву, то вся болезнь исче­зает, и, таким обра­зом, чего не могли сде­лать богат­ство, мно­же­ство при­служ­ни­ков, опыт­ное искус­ство и вели­чие цар­ской вла­сти, то часто могла совер­шать молитва одного бед­ного и нищего. Впро­чем, я говорю о молитве не пустой и рас­се­ян­ной, но воз­но­си­мой усер­дием, из души скор­бя­щей и сердца сокру­шен­ного. Такая молитва вос­хо­дит к небу; как вода течет по ров­ной поверх­но­сти и, имея боль­шой про­стор, не под­ни­ма­ется кверху, и когда руки водо­про­вод­ни­ков снизу задер­жат и стес­нят ее, то она быст­рее вся­кой стрелы устрем­ля­ется в высоту, так точно и душа чело­ве­че­ская, пока поль­зу­ется боль­шой сво­бо­дой — раз­вле­ка­ется и рас­се­и­ва­ется, а когда низ­мен­ные обсто­я­тель­ства стес­нят ее, то она, выдер­жав хоро­шее испы­та­ние, воз­но­сит горе чистые и усерд­ные молитвы. А чтобы тебе убе­диться, что молитвы, совер­шен­ные в скорби, ско­рее могут быть услы­шаны Богом, послу­шай, что гово­рит про­рок: «К Гос­поду воз­звал я в скорби моей, и Он услы­шал меня». «Воз­бу­дим же свою совесть, опе­ча­лим душу памя­тью о гре­хах, опе­ча­лим не для того, чтобы стес­нить ее, а для содей­ствия тому, чтобы она была услы­шана, чтобы она трез­ви­лась, бодр­ство­вала и достигла до самых небес. Ничто так не отго­няет бес­печ­ность и рас­се­ян­ность, как скорбь и печаль: она ото­всюду сосре­до­то­чи­вает душу и обра­щает ее к самой себе. Кто так скор­бит и молится, тот после молитвы может испы­тать в своей душе вели­кое удо­воль­ствие. Как сгу­стив­ши­еся облака делают сна­чала воз­дух мрач­ным, а нис­пу­стив обиль­ный дождь и излив всю влагу, остав­ляют воз­дух чистым и свет­лым, так точно и печаль, пока скоп­ля­ется внутри, помра­чает наш ум, а когда раз­ре­шится сло­вами молитвы и соеди­нен­ными с нею сле­зами и вый­дет изнутри вон, то остав­ляет в душе вели­кую ясность, так как в душу моля­ще­гося вхо­дит, как неко­то­рый луч, помощь Божия. Между тем, какая у мно­гих холод­ная отго­ворка. “Я не имею дерз­но­ве­ния, — гово­рят они, — я сты­жусь и не могу открыть уста”. Это сата­нин­ская стыд­ли­вость. Это — при­кры­тие бес­печ­но­сти; этим диа­вол хочет затво­рить для тебя двери, веду­щие к Богу. Ты не име­ешь дерз­но­ве­ния? Но вели­кое дерз­но­ве­ние, вели­кая польза в том и состоит, чтобы счи­тать себя не име­ю­щим дерз­но­ве­ния; равно, как стыд и край­няя опас­ность — счи­тать себя име­ю­щим дерз­но­ве­ние. Если ты име­ешь много заслуг и не зна­ешь за собою ничего худого, но счи­та­ешь себя име­ю­щим дерз­но­ве­ние, то вся­кая молитва твоя не дей­стви­тельна. Если же ты носишь в сове­сти вели­кое бремя гре­хов и при этом при­зна­ешь себя послед­ним из всех, то ты будешь иметь вели­кое дерз­но­ве­ние пред Богом, хотя еще нет сми­рен­но­муд­рия в том, чтобы греш­ник счи­тал себя греш­ным. Сми­рен­но­муд­рие состоит в том, чтобы, созна­вая за собой много вели­кого, ничего вели­кого о себе не думать… когда кто, будучи высо­ким по заслу­гам, сми­ряет сам себя в уме».

Итак, доро­гие бра­тия и сестры, если мы, как учит свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст, будем все­гда при­бе­гать ко Гос­поду со сми­рен­ной и скорб­ной молит­вой, то изба­вимся от всего, что бы с нами ни слу­чи­лось. И не уди­ви­тельно, что сила молитвы может изба­вить от чело­ве­че­ских горе­стей, если она пога­шает и истреб­ляет самые грехи. Чтобы нам легче было в насто­я­щей жизни, чтобы изба­виться от всех своих согре­ше­ний и с дерз­но­ве­нием пред­стать пред пре­сто­лом Гос­под­ним, будем непре­станно обу­чать себя такой молитве посред­ством слез, усер­дия, посто­ян­ства, сми­ре­ния и тер­пе­ния. Гос­подь услы­шит нашу молитву, исце­лит болезни и скорб­ные души наши, как исце­лил кро­во­то­чи­вую жен­щину и уте­шил Иаира, вос­кре­сив его умер­шую дочь; и нас Он вос­кре­сит для веч­ной, бла­жен­ной жизни. Аминь.

Наверх